16 января до российского проката доберётся «Плохая девочка» — эротический триллер, за роль в котором Николь Кидман, признанная легенда мирового экрана, зарекомендовавшая себя как актриса фестивального и крупнобюджетного кино, получила приз на Венецианском кинофестивале за очередную драматическую роль в своём арсенале. Кидман не впервые разыгрывает на экране роман с молодым воздыхателем. О многолетнем творческом пути талантливой и чувственной актрисы рассказывает Маша Шиманская.
Искушение и притворство
Родись Кидман в другую эпоху, ей был бы обеспечен статус звезды нуара. Аарон Соркин в байопике «В роли Рикардо» (2021) так и экспонирует её персонажа, актрису из 40-х годов — в виде соблазнительного силуэта под взглядом покорённого любовника. Однако уже в начале карьеры американские режиссёры сразу разглядели в её нежной красоте скрытый дьявольский потенциал роковой женщины современной эпохи.
В австралийском триллере «Мёртвый штиль» (1998) — одном из первых значимых проектов для актрисы — героиня Кидман в одиночку обезвреживает нежданного гостя на яхте — разумеется, с помощью хитрости и соблазнения. Всё ради того, чтобы насладиться победой в финале — разумеется, тихим счастьем с порядочным и верным мужем. В последней сцене после купания она невозмутимо нежится на палубе — точь-в-точь Рита Хейворт из уэллсовской «Леди из Шанхая» (1947).
Белоснежная кожа, пристальный взгляд голубых глаз и ворох непослушных кудрей. Николь Кидман — не просто красотка, а рыжая бестия с ангельским лицом. Несколько успешных ролей в австралийском кино, и актриса отправляется покорять Голливуд, будучи всегда уверенной в том, что делает.
Каноническую роковую женщину Кидман удалось сыграть лишь раз. В триллере «Готова на всё» (1993) она создаёт образ по всем правилам жанра: под маской образцовой жены скрывается расчётливая красотка, управляющая мужчинами, как куклами. Пойманная на обмане героиня сбрасывает ангельский образ, облачается в откровенное платье и туфли на шпильках, таится в полумраке, виртуозно используя секс как оружие. Последнее ещё не раз мелькнёт в её фильмографии.
Кидман нередко маскирует откровенную сексуальность под личиной хорошей девочки — миленькой и «чистой», как выразился юный герой Хоакина Феникса, соблазнённый журналисткой в криминальном триллере «Умереть во имя» (1995) Гаса Ван Сента. В сатире на американский культ телевидения актриса играет одну из лучших своих ролей: амбициозная Сьюзен Стоун — непрошибаемая девица сродни той, что двумя десятилетиями ранее воплотила Фэй Данауэй в культовой люметовской «Телесети» (1976). Стоит кому-то встать на пути героини Кидман (даже любимому мужу), и ему придется несладко. Внутри повествования Кидман выдерживает свой собственный фильм-монолог на крупном плане, сотканный из мельчайших актёрских реакций. Её лицо — непроницаемая маска, единственная функция которой — соблазнять и контролировать.
Нечто иное увидел в Кидман великий Кубрик. В рождественской сказке о паре из Нью-Йорка актриса была нужна режиссёру-перфекционисту не как голливудская дива и не как спутница Тома Круза. В фильме «С широко закрытыми глазами» (1999) Кидман воплощает Женщину как таковую: добропорядочную жену и мать, внутри которой теплится рой подавленных плотских желаний. С первого кадра, в котором она игриво сбрасывает платье, актриса предстаёт воплощением сексуального желания. А путь её мужа — от подпольной забегаловки до оргии в шикарном особняке — провоцируется навязчивым видением об измене его сногсшибательной жены.
Подходящую игровую и романтическую мотивировку для киногении Кидман подобрал австралиец Баз Лурман. В «Мулен Руж» (2001) сексуальность становится профессией её героини Сатин: «Чего изволите — нежный цветок, озорство или безумную страсть?» Но даже куртизанка играет по своим правилам. Для миленького и наивного героя Юэна Макгрегора она хоть и любовница, но всегда — муза, грёза и, конечно, недосягаемая женщина-мечта.
Взросление и драматизация
В 2000-х Николь Кидман решает сыграть в актрису. В этот период сексуальность Кидман как основа её актёрского образа не то чтобы исчезает, но несколько трансформируется. Теперь её страстные героини обуреваемы уже не похотью и жаждой власти, а чувствами куда более глубокими и сложными.
На старте нового тысячелетия Кидман получает «Оскар» за роль Вирджинии Вулф в фильме «Часы» (2002). Фильм в несколько академичной манере представляет истории трёх женщин: напарницами актрисы становятся Мэрил Стрип и Джулианна Мур. Грим с огромным носом уродует личико Кидман и лишает его привычной изящности. Здесь она уже научилась держать лицо, осанку и выдавать необходимую реакцию одним жестом или взглядом. Внутренние демоны никуда не делись, но теперь они надёжно спрятаны от посторонних глаз, продолжая, однако, довлеть над кидмановской Вирджинией. Их влияние усиливается настолько, что в финале писательница не выдерживает и решается на самоубийство.
Её героини повзрослели, обратившись в респектабельных женщин. Теперь они почти леди. Собраны, невозмутимы, самодостаточны — и таят огромную боль внутри. Анна из «Рождения» (2004) Джонатана Глейзера много лет тоскует о погибшем муже. Однажды женщина встречает десятилетнего мальчика, с завидным упорством утверждающего, что он является реинкарнацией её любимого. Страшась кому-либо довериться, Анна цепляется за здравый смысл — тем временем взгляд камеры лишь усиливает боль и сомнения, пристально вглядываясь в её прекрасное лицо на продолжительных крупных планах.
Или же совсем другая героиня — Бекка из «Кроличьей норы» (2010), адаптации театральной пьесы. Трезвая и внешне спокойная женщина страдает от потери ребёнка — и в этой тонко прописанной истории скорбь оставляет отпечаток нескончаемого и мучительного процесса. Строгость и самоконтроль главных героинь Кидман — вновь лишь тщательно выстроенная маска, которая однажды даёт трещину, выпуская всё чувственное и наболевшее.
Женщина-стихия
С момента выхода «Других» (2001) Алехандро Аменабара Николь Кидман неоднократно сравнивали с Грейс Келли — хрупкой, нежной и утончённой «хичкоковской блондинкой». В 2014 году она исполнила её в откровенно неудачном байопике «Принцесса Монако» (2014). Пока Кидман пыталась сыграть грациозность и невинность, камера то и дело приближалась к её уже не столь молодому лицу, выискивая каждую морщинку, шероховатость и неровность.
Конечно, она похожа на Грейс. Но не на элегантную Грейс Келли с рекламных обложек или снимков с королевских приёмов. Актриса скорее похожа на диву вне её экранного и звёздного образа — обворожительную хулиганку и дикарку, скрытую от глаз толпы. И такую Грейс смогла бы сыграть только Кидман.
Зачастую её героини лишь притворяются леди, но всегда остаются дикими и непокорными. Актёрский образ Николь Кидман — женщина как стихия. Почти во всех её фильмах взрывы чувств и страстей сопровождаются стихийным хаосом (и кто различит, что есть причина, а что следствие).
Порой это огонь — яркие всполохи от рыжих волос: как пламя в «Догвилле» (2003) Ларса фон Триера, пожирающее жителей деревни по воле девушки со звучным именем Грейс. Или огонь костра в «Варяге» (2022) в хижине сладострастной королевы, признающейся в преступлении.
Но чаще героиням Николь Кидман благоволит вода — родная стихия всех роковых женщин со времён нуара. Ещё до полноправной царицы подводного мира из «Аквамена» (2018) она сыграла утопленницу в «Часах», обезумевшую невесту среди бушующих волн в «Рождении» и обитательниц многочисленных домов с видом на океан. А резвящаяся под дождём девчонка Кидман — образ, окончательно сводящий с ума всех её молодых любовников — от Хоакина Феникса в «Умереть во имя» до Зака Эфрона в «Газетчике».
Плохая девочка
В середине 2010-х Кидман вновь меняет актёрский образ, возвращаясь к истокам. На пороге 50-летия опытная актриса, имеющая за плечами множество разноплановых ролей, вновь делает сексуальность основой для своих образов.
В качестве эксперимента выступает «Газетчик» (2012) — фильм об американском юге конца 60-х, где сама влажность среды провоцирует на порок. Кидман играет Шарлотту Блесс — одинокую женщину, коротающую свободное время за перепиской с мужчинами-заключёнными. Выбеленный парик, накладные ресницы, откровенное платье — такая женщина возбудит желание и у Джона Кьюсака, и у Зака Эфрона, да и у любого половозрелого мужчины в зоне досягаемости. И дорого поплатится за это — обращением в неподвижную куклу, готовую исполнить любые желания. По-другому подчинить это непокорное создание у героев не получается.
Однако настоящим триумфом стала «Большая маленькая ложь» (2017–2019). Сериал Жан-Марка Валле и Андреа Арнольд заслуженно завоевал сердца аудитории цепляющей детективной интригой, иллюстрацией скрытой жизни благопристойных американских семей и средой маленького прибрежного городка, определившей визуальную стилистику. Но лучше всего в нём удались портреты главных актрис. Там, где Риз Уизерспун играет повзрослевшую «блондинку в законе», образцовую мать семейства в розовом облике куклы Барби, Кидман возвращается к образу, впервые открытому в ней Кубриком.
Её Селеста — на вид счастливая мать и избранница молодого мужа-абьюзера в исполнении Александра Скарсгарда. Спустя почти 20 лет Николь Кидман снова предстаёт эталоном потаённой сексуальности своей эпохи. Запретные желания и страсти, расплывчатые границы между допустимым и запретным. В новое время за необузданность чувств приходится расплачиваться: и внутренним конфликтом, и разрушением иллюзий о семейном счастье, и осуждением общества. Сексуальность теперь — и оружие, и порок.
Героини Кидман последнего времени — респектабельные женщины, тщетно скрывающие свою чувственность. Феминистка в «Вершине озера» (2013–2017), психолог в «Отыграть назад» (2020), целительница из России в «Девять совсем незнакомых людей» (2021), автор детективов в «Идеальной паре» (2024) — героини сериалов, живущие размеренной и прекрасной жизнью, пока какая-то порочная деталь из прошлого не разрушит иллюзию беззаботности.
Последние экранные романы с юнцами — не попытка взрослой женщины омолодиться и не очередная возможность продемонстрировать на экране свои идеальные спортивные формы. Чувственность и притягательность до сих пор остаются главными составляющими экранного образа талантливой актрисы.
Как сказал один из первых покорённых ею экранных любовников: «И в 80 лет ты будешь прекрасна». Николь Кидман — 57, и он был прав.