«Во французском кино много интересного, но истории и актёры всё время повторяются»: интервью с Бертраном Бонелло

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Творческое объединение Arthouse и Дом культуры «ГЭС-2» в рамках первой совместной программы «Артхаус: Эпизод 1» с 4 по 22 октября показывают хиты фестивального киносезона. Среди премьер и фильм французского режиссёра, автора чарующих картин «Дом терпимости» и «Малышка зомби» Бертрана Бонелло. Зрители смогут увидеть его работу «Кома», представленную до этого на Берлинском кинофестивале. Мы поговорили с Бонелло про сны, об одержимости историями про маньяков и новом проекте режиссёра.

Я очень рада, что мы в России можем посмотреть ваш фильм, — это замечательная возможность. Мой первый вопрос — о «Коме». Очевидно, что это не только имя девушки в интернете. Это состояние нашего общества? Сейчас или тогда, когда вы снимали фильм.

Я снимал фильм в очень особое время. Как я говорю в письме в конце фильма, это время между днём и ночью, между жизнью и смертью. Это ни на что не похожее время. Мне нравится слово «кома» — конечно, оно очень сильное, но в то же время и поэтичное. Ты не жив и не мёртв, в каком-то промежуточном пространстве. И действие фильма тоже происходит в таком промежуточном пространстве, лимбе. Поэтому я решил, что «Кома» будет хорошим названием.

Как выглядел сценарий? Действие фильма похоже на сон: потом ты понимаешь, что там есть история, сюжет, но его трудно уловить. Так же, как когда просыпаешься, то сложно понять и рассказать, что ты увидел.

Сценарий был прописан очень тщательно. Я хотел чувствовать себя свободным при работе над фильмом. Но свобода требует дисциплины. Мне пришла идея — забраться в голову девушки, используя разные текстуры, анимацию, 2D и 3D, «найденную плёнку»... Я опирался на цитату Жиля Делёза «Никогда не пытайся залезть другому человеку в голову, особенно девушке» и решил ослушаться. Так что после этого появляются разные способы рассказать историю. Например, Патрисия Кома — автор ютьюб-канала: ей в уста можно вложить очень важные слова, потому что она обращается к камере, это очень простая схема. Потом, когда уже было много наработок, нужно было хорошо с ними потрудиться, чтобы не получился хаос, чтобы была чёткая конструкция. Фильм очень строго следует сценарию.

Это ваш не первый фильм, в центре которого — молодые люди. Можно ли сказать, что предмет вашего исследования — молодость?

Это третий подряд: были ещё «Ноктюрма» и «Малышка зомби». Это что-то вроде трилогии, и теперь я на какое-то время прервусь. Мне интересна молодость, потому что это очень романтичное время, полное надежды и отчаяния. У молодых людей мало опыта, но много надежды. Мне нравится это состояние. Мои фильмы о молодости — не о первой любви или чём-то таком, они скорее политические. Когда я снимал первые два, в них чего-то не хватало, чего-то более личного. Я снимал молодых людей, но мне нужно было залезть им в голову. У меня есть дочь этого возраста, ей сейчас 19, так что у меня есть пример перед глазами каждый день. Мне очень интересно, каким она видит мир, будущее, что она думает, это завораживает. Как я говорю в конце письма, я думаю, что это поколение поймёт что-то такое, что мы пропустили. Они очень искренние. Конечно, в фильме много мрачного, но я надеюсь, что в конце есть свет и надежда.

Кадр из фильма «Кома»

Спрашивали ли вы дочь о том, почему молодые люди так интересуются трукрайм-сериалами, серийными убийцами и так далее?

Моя дочь и её друзья обожают документальные фильмы про серийных убийц и всё такое — я не знаю, почему, но это просто поголовное увлечение. Я не спрашивал, но я вижу, как они смотрят эти фильмы дома. Я не знаю, почему их так это увлекает, но это факт, я это не придумал.

Вы пробовали смотреть такие фильмы?

Да. Конечно, это увлекательно — чистое зло; классическое убийство — это убийство по какой-то причине. А здесь причины нет, есть что-то более сильное и странное, зло.

Ещё о «Коме»: пугает ли вас черта современного мира, что кто-то может создать вторую личность и манипулировать другими людьми — забраться кому-то в голову, загипнотизировать, — как случилось с главной героиней? Через медиа и интернет.

Вы имеете в виду Патрисию Кома?

Да.

В конце фильма можно задаться вопросом, существует ли она вообще, может быть, её создала девушка. Но, конечно, я не очень часто смотрю ютьюб-каналы, где тебе рассказывают, как надо жить, это очень увлекательно, абсурдно, но они занимают большое место в современной жизни. Эти люди, которые ничего особенно не умеют, учат других жизни. Думаю, они так знамениты, потому что потерянным людям нужны проводники. Таким проводником может быть религия, а сейчас им становится ютьюб.

Но это опасно.

Да, конечно. Кома — опасный персонаж.

Кадр из фильма «Кома»

Сон — важное место в вашем фильме. И в центре сновидений героини — лес. Я залезла в первый попавшийся в интернете сонни и вычитала, что сны о лесе — знак того, что, во-первых, ты чувствуешь себя потерянным среди людей, во-вторых, ты в чём-то разочарован, в-третьих, у тебя серьёзные проблемы со здоровьем. Что из этого можно отнести к персонажу вашего фильма?

Для меня эти сцены — что-то между жизнью и смертью, между днём и ночью. Это опасное место, но только там у тебя есть свобода. Но свобода опасна. Вы не знаете, где вы, не понимаете, что происходит, видите мёртвых людей, рискуете, но чувствуете себя живыми.

Вы всё ещё ощущаете себя комфортно внутри французского кинематографа?

Я сейчас снимаю фильм с Леа Сейду и британским актёром Джорджем Маккэем. Половина фильма на английском. Да, думаю, я хотел бы поработать на английском. Просто чтобы поработать с другими актёрами, с другой музыкой. Конечно, во французском кинематографе много интересных картин, но истории и актёры всё время повторяются. Я хотел бы попробовать что-то новое.

Вы просто устали?

Да, немного.

Можете ли вы немного рассказать о проекте, над которым работаете? Думаю, для всех зрителей то, что в нём снимается Джордж Маккэй, — большой сюрприз.

В фильме должны были сниматься Леа Сейду и Гаспар Ульель. В январе, когда я готовился к съёмкам, Гаспар погиб. Заменить его другим французским актёром казалось мне невозможным. Мне нужен был кто-то другой. Так что я прослушивал американских и британских актёров, это продолжалось довольно долго, но потом я познакомился с Джорджем, и между нами что-то немедленно произошло. Его пробы были потрясающими. Да, это удивительно, но в хорошем смысле. Я видел его в нескольких фильмах, но решающей была личная встреча. Кастинг-директор сказал, что мне нужно поехать в Лондон и с ним познакомиться, и при нашей встрече я влюбился в него. Две трети фильма уже отсняты, и можно сказать, что у них замечательный дуэт с Леа, он потрясающий актёр.

Я буду очень ждать этот фильм!

Спасибо. Впереди долгая работа.

Читайте также
Глеб Бочков в образе Тайлера Дёрдена рассказывает про любимые фильмы
Телеканал КИНОТВ предложил актёру Глебу Бочкову примерить образ любимого киногероя.
«Изобретая Анну»: актёры рассказывают о своих персонажах и наших пороках
История про реальную мошенницу, обманувшую почти весь высший свет Нью-Йорка.
Хлоя Чжао: «Забудьте о различиях, занимайтесь любовью»
До московского и петербургского проката наконец добрался новый фильм киновселенной Marvel под названием «Вечные» — как всегда, с огромным бю...
«Всё, что вы можете вообразить, реально»: говорим с создателями «Криптополиса»
Это история о мифических животных, которых по всему миру ищет и спасает главная гер...
«Анимация — одна из немногих сфер, где для чувств японцев нет запретов»: разговор о мультфильме «Небесный замок Лапута»
как главному современному японскому сказочнику удалось совместить традиции и отсылк...
«Мартин Иден — отрицательный персонаж»: интервью с режиссёром Пьетро Марчелло
Максим Ершов поговорил с режиссёром  о выборе романа.
Также рекомендуем
По следам Берлинского кинофестиваля Сусанна Альперина размышляет о том, каким получился смотр в этом году
Собрали небольшую подборку фильмов, напоминающих: «Стиль вечен, а мода быстротечна». То, что мир от ку...
С 22 августа в российском прокате новый фильм Бертрана Бонелло («Сен-Лоран. Стиль — это я», «До...
Про, возможно, самое дикое течение в кинематографе.
По следам Берлинского кинофестиваля Сусанна Альперина размышляет о том, каким получился смотр в этом году
Собрали небольшую подборку фильмов, напоминающих: «Стиль вечен, а мода быстротечна». То, что мир от ку...
С 22 августа в российском прокате новый фильм Бертрана Бонелло («Сен-Лоран. Стиль — это я», «До...
Про, возможно, самое дикое течение в кинематографе.

Последние новости

Вторая «Головоломка» идёт на рекорд первой половины 2024-го года
Мультфильм стартует выше ожиданий аналитиков в бокс-офисе.
«Мне немного не по себе»: Рассел Кроу о сиквеле «Гладиатора»
Фильм уже стал одним из самых дорогостоящих в истории.
«Я умер насмерть»: Дэвид Линч о том, чему его научил провал «Дюны»
Режиссёр понял ценность права на финальный монтаж.
00:00