В российском прокате стартует «Теория простых чисел» Анны Новион — пример синтеза фестивального и голливудского кино. С одной стороны, глубокая научная тема и восходящие звёзды французского кинематографа, с другой — лёгкость сюжета и цепляющее повествование. О том, какой получилась картина, рассказывает Настя Черникова.
После выхода «Игры в имитацию», «Человека, который познал бесконечность» и уж тем более после семи «Оскаров» «Оппенгеймера» кинолюбители поняли, что фильмы о науке могут быть интересными и понятными. Теперь ленты, обещающие поведать истории учёных или научных открытий, не пугают зрителей, а, наоборот, сулят увлекательное зрелище.
«Теория простых чисел» встаёт в ряд условно научно-популярных фильмов, которые вроде бы и опираются на что-то академическое, но всё ещё сохраняют аттракционность художественного кинематографа.
В центре сюжета математический гений Маргарита. Уже несколько лет она работает над доказательством гипотезы Гольдбаха. В один момент найденная ошибка рушит не только выстроенное доказательство, но и жизнь девушки. Она отчисляется из университета, бросает научную работу и начинает играть в китайскую азартную игру маджонг, чтобы заработать деньги на аренду квартиры. Однако любовь к математике не покидает девушку: во время одной из партий Маргарите видится новая идея по доказательству гипотезы. Она решает вернуться в науку и вступить в противостояние со своим бывшим научным руководителем, который променял её на другого аспиранта после провала. Но, чтобы дойти до конца, ей понадобится напарник.
Проблема Гольдбаха — это реально существующая математическая задача, которую учёные пытаются решить уже более 280 лет. Её условие очень просто: любое чётное число, начиная с 4, можно представить в виде суммы двух простых чисел. При достаточно лёгких вводных доказательство гипотезы видится учёным почти нереальным. Завязка фильма строится на этой проблеме, ставя науку во главу сюжета. При этом зрителю совсем не обязательно разбираться в математике, знать, что такое простые числа, или понимать проблему Гольдбаха.
Математика — это способ жизни героев ленты, они готовы перекрасить все стены в квартире в чёрный цвет, чтобы им было где писать, они забывают про сон и усталость, увлекаясь числами и формулами.
Представление математики как стиля жизни обуславливает выбор именно этой математической задачи для сюжета: проблема Гольдбаха не является чем-то фундаментально-прикладным, она отражает красоту математики. Так и весь фильм не пытается разъяснить нам гипотезу Гольдбаха, он рассказывает о людях, увлечённых ею.
Образ Маргариты кажется немного карикатурным. Эдакая девочка-отличница в очках, которая ходит в мешковатой одежде и не умеет коммуницировать с людьми. Она носит тапочки даже вне дома, потому что они просто удобные, а шумным компаниям предпочитает библиотеку. Более того, её желание решить математическую задачу становится своего рода одержимостью, которая отталкивает и так немногочисленных близких людей. Здесь у героини, помимо внешнего конфликта с преподавателем, появляется ещё один — внутренний: наука или чувства.
С раздвоением конфликта раздваивается и жанр фильма, добавляя к научной драме любовную линию. Абсолютно противоположный Маргарите герой — новый аспирант её профессора, который, к слову, и нашёл ошибку в доказательстве девушки, — становится не только тем, кто помогает ей с решением проблемы Гольдбаха, он ещё и помогает ей найти себя.
Несмотря на то что предыдущие фильмы Новион не сильно отбивались в прокате, а лучшей её работой по рейтингам стал сериал «Бюро», «Теорию простых чисел» точно можно назвать самой яркой её картиной. Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале, актриса Элла Румпф, сыгравшая главную роль, получила национальную французскую награду «Сезар» как самая многообещающая актриса.
Безусловно, в этом фильме (нельзя не отметить, что он снят женщиной про женщину) важную роль занимает и гендерный вопрос: наука, тем более математика, ассоциируется в массовом сознании с мужчинами. В фильме главной героине не раз намекают на то, что она девушка, что она слишком эмоциональна, что ей нужно «повзрослеть» и, самое главное, что математика и чувства несовместимы.
Маргарита ломает все стереотипы назло предубеждениям, назло своему научному руководителю и даже назло самой себе и выясняет, что математика и чувства не так уж несовместимы. Главное — на пути познания найти баланс между достигаторством и человечностью.