Российская киносистема: хроника 2022 года

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Фото взято с сайта mos-kino.ru

Западные компании и фестивали начали разрыв деловых и прочих отношений с российским рынком и киноиндустрией. Последствия этого представляются катастрофой и для локального кинопроката, и для российского кино за рубежом. Кинокритик Тимур Алиев собрал хронику последних дней.

Французский фестиваль сериального контента Series Mania пройдёт с 18 по 25 марта в Лилле. Традиционно на таких мероприятиях представлены и российские сериалы — тем более что эта часть индустрии последние годы переживает невероятный бум. На том же фестивале годом ранее на питчинге копродукционных проектов победил российский сериал «Красная радуга» компании AR Content Александра Роднянского — проект должен рассказать историю о визите группы немецких гей-активистов из ФРГ в СССР в 1977 году. Как и прежде, российскую продукцию на Series Mania 2022 года должно было представлять «Роскино» (государственная организация, которая занимается промоушеном нашего киноконтента за границей, в частности, делает русский павильон в Каннах). Однако министерство культуры Франции объявило ему бойкот.

Также к санкциям присоединились организаторы международного рынка телевизионного контента Digital MipTV. «Ни одна из российских компаний больше не появится на рынке», — заявили представители компании Reed Expositions, которая занимается MipTV и MipCOM. Отметим, что Reed Expositions — это не государственная, а частная компания, чьи владельцы приняли решение поддержать позицию правительства Франции — страны, где и базируется организация.

На вопрос о дальнейших планах в сложившейся ситуации пресс-служба «Роскино» под управлением генерального директора Евгении Марковой ответила формально: «В настоящих обстоятельствах мы совместно с индустрией и Министерством культуры РФ проводим консультации и рассматриваем различные варианты переформатирования международной деятельности и присутствия российской индустрии на зарубежных рынках». О принятой стратегии организация обещает объявить позднее, но когда именно — вопрос открытый.

Netflix

Разорвана большая часть связей России с зарубежными онлайн-кинотеатрами. Netflix — стриминг, официальному приходу которого в Россию мы так радовались в 2020-м, — остановил работу над всеми заказанными российским производителям контента проектами, разработкой которых должны были заниматься отечественные продакшн-компании (например, 1-2-3 Production Валерия Федоровича и Евгения Никишова). Среди них сериал «Анна К» со Светланой Ходченковой в главной роли, проект «Ничего особенного» с Юрой Борисовым, триллер «Зато», который должна была режиссировать Дарья Жук («Хрусталь»), и сериал с рабочим названием «Петля» с участием Александра Петрова, который, по слухам, должен был снимать Эдуард Оганесян («Чики»).

На сегодняшний день Канны и Венеция не хотят видеть на своих фестивалях российские делегации. Под «делегациями» могут подразумевать и российских журналистов, многие из которых аккредитовываются от государственных СМИ.

Венецианская биеннале, частью которой является одноимённый кинофестиваль, была менее радикальна. Они заявили, что независимые фильмы, которые подадут заявку на участие в фестивале, могут быть рассмотрены на общих основаниях. «Венецианская биеннале не закроет двери для всех российских кинематографистов», — пишут организаторы.

Съёмки фильма «Продукты 24»
Фото со съёмок фильма «Продукты 24»/фото взято с сайта kino-teatr.ru

Ситуация с Берлинале пока остаётся неясной. В программе последнего фестиваля, который прошёл в феврале, было очень много российского контента — «Продукты 24» Михаила Бородина, «Страна Саша» Юлии Трофимовой, «Брат во всём» Александра Золотухина, «Трэп» Анастасии Вебер. Барбара Вурм, член отборочной комиссии, занимающаяся российским кино, сказала, что «позицию Берлинале сейчас можно сформулировать лишь гипотетически, поскольку решения об отборе фильмов будут приняты примерно через 10 месяцев, когда Бог знает что будет с нашим миром».

Совершенно не собирается бойкотировать ни российское кино, ни делегации из России один из старейших фестивалей Европы в Локарно. А международный фестиваль в Торонто заявил: «Как организация, что стремится изменить мир с помощью кино, мы поддерживаем любых художников и свободу самовыражения».

Конгломерат Paramount Global приостановил выпуск фильмов Paramount в России — в кинотеатрах не выйдут сиквел «Соника» и «Затерянный город». Свои релизы не выпустят в России также Universal («Мир Юрского периода: Господство», «Скорая», «Белфаст»), Warner Bros. (компания отменила долгожданный прокат «Бэтмена» за сутки до выхода), Disney («Я краснею» от Pixar; вероятнее всего, не стоит ждать и выпуск «Базза Лайтера») и Sony («Морбиус»).

Представители Ассоциации владельцев кинотеатров России выпустили официальное заявление, выражающее озабоченность «высокой вероятностью ликвидации всей отрасли кинопоказа в стране». По прогнозам Ассоциации, в связи с отменой крупных голливудских релизов кинотеатры России могут потерять до 80% общей выручки. Речь идёт о 700 учреждениях от Калининграда до Хабаровска и от Якутии до Крыма.

«Бэтмен»
«Бэтмен»/Warner Bros.

Российское кино, по мнению представителей Ассоциации, не может закрыть потребность кинозалов в контенте. Хотя некоторые прокатчики, в числе которых «Централ Партнершип», Capella Film, «Наше кино» и другие, перекраивают график релизов, исходя из появившихся «окон», — на место «Бэтмена» встаёт отечественный «Холоп» Клима Шипенко, а условную «Скорую» Майкла Бэя пытается заместить футбольная драма «Одиннадцать молчаливых мужчин» Алексея Пиманова. Ассоциация просит Министерство культуры и Фонд кино в кратчайшие сроки поддержать киноиндустрию, опираясь на опыт прохождения кризиса во время пандемии коронавирусной инфекции весной 2020 года.

Что же с российскими фестивалями? Совершенно непонятно, состоится ли хотя бы один из них. 44-й Московский кинофестиваль, намеченный на конец апреля 2022 года, не подаёт признаки жизни после 16 февраля — тогда была представлена визуальная айдентика смотра. До фестиваля остаётся чуть больше месяца, никаких комментариев от пресс-службы пока нет. Одним из первых пал фестиваль ирландского кино — в 2022 году должен был состояться юбилейный, 15-й смотр. Все мероприятия в рамках недели Ирландии в Москве было решено перенести на неопределённый период.

Что-либо загадывать опасаются и фестивали меньшего калибра. Ирина Шаталова, директор международного фестиваля документального кино «ДОКер», считает, что нынешняя ситуация «слишком далека от стабильной». «Мир перевернулся за одну неделю, и мы не знаем, что будет ещё через одну», — отметила Шаталова. По её мнению, зарубежные правообладатели, прежде всего из стран Европы и Северной Америки, однозначно будут бойкотировать российские смотры. На текущий момент дирекция «ДОКера» пока не ведёт деловых переговоров — фестиваль запланирован на конец августа.

Читайте также
Итоги Берлинале: все счастливые семьи похожи
По следам Берлинского кинофестиваля Сусанна Альперина размышляет о том, каким получ...
Берлинский кинофестиваль: о чём весь город говорит
Сусанна Альперина («Российская газета») специально для КИНОТВ рассказывает о том, как стартовал Берлинский кинофестиваль, которому удалось ворваться в офлайн-...
Ещё по одной: как платформы выбирают модель релиза
Выпустить весь сезон в один день или же устроить еженедельную премьеру новых серий — какая модель правильная или более успешная для платформ, однозначно сказа...
Истребитель положительных мнений: как Джосс Уидон пал под натиском обвинений и что он об этом думает
Журнал New York опубликовал на своём сайте Vulture статью о Джоссе Уидоне, в которой представлены комментарии самого Уидона, а также его прежних коллег. ...
В поисках пути домой: как устроена мультивселенная Marvel
Как все пауки встретились в одной Вселенной.
«Человек-паук» — величайший фильм Джеймса Кэмерона, который он так и не снял
Режиссёр рассказал, какой фильм считает своим величайшим нереализованным проектом.
Также рекомендуем
Кинокритик Тимур Алиев уверен, что фильм обречён стать новой русской классикой.
О том, как фильм Юлии Трофимовой говорит о мировосприятии зумеров.
Виктор Непша погружается в мир канадского режиссёра.
Кинокритик Тимур Алиев уверен, что фильм обречён стать новой русской классикой.
О том, как фильм Юлии Трофимовой говорит о мировосприятии зумеров.
Виктор Непша погружается в мир канадского режиссёра.

Последние новости

«Зона интересов» Джонатана Глейзера: людоедские хроники
Нечеловеческая жестокость на фоне обыкновенных будней.
Мэттью Вон начинает работу над следующей частью франшизы «Пипец»
Фильмом «Каскадёр» от режиссёра Дэмиена Уолтерса.
Джеймс Ганн опубликовал первое фото «Супермена: Наследие»
А также анонсировал новое название кинокомикса.
Появился первый кадр из фильма «Трон: Арес»
С Джаредом Лето в образе главного героя.
00:00