Послевкусие Канн: чем запомнится 76-й кинофестиваль на Лазурному Берегу

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

«Анатомия падения», реж. Жюстин Трие, 2023

Неужели не нужно больше начинать утро в 7 утра с попытки доставать билеты на фестивальные фильмы? С 13 мая — за три дня до официального открытия 76-го Каннского кинофестиваля и по 28 мая утро всех, кто был на нём, — в любом качестве, кроме избранных ВИП-персон, — начиналось с захода на сайт в цифровую систему бронирования билетов. Сайт тут же зависал. И ровно в семь часов одну минуту рядом с названием каждого фильма высвечивалась надпись Complete, что означает — кинозал укомплектован. А дальше начиналась игра в кошки-мышки — сайт постоянно обновлялся множеством людей, чтобы, если случайно кто-то откажется от своего билета, можно было быстро его забронировать. Организаторы Каннского кинофестиваля дали интервью изданию Screen Daily о том, как они гордятся своей новой билетной системой. Но вот что в ней действительно было правильно — так это строгое предупреждение: если вы два раза не используете полученные билеты, лишат аккредитации. Именно поэтому работала система отказов и возможно было хоть что-то достать. С КИНОТВ делится впечатлениями программный директор фестивалей «Читка» и Original+, продюсер Сусанна Альперина.

Доступно не всем

На Каннском кинофестивале всегда была, есть и будет кастовость — ВИП-персоны получали свои билеты без таких многоходовок. Для безбилетников работала система очередей — так называемых «Последних минут» (Last minute). Если постоять в такой очереди, желательно в первых рядах, людям с фестивальными бейджами можно было попасть в залы на свободные места. Некоторым удавалось так проходить даже на церемонии открытия и закрытия. А вот, например, на показ фильма «Индиана Джонс и колесо судьбы» ни одного человека из очереди Last minute не пропустили — зал Дворца фестивалей был забит под завязку.

Ничего удивительного в этом нет: только на рынке — спутнике Каннского кинофестиваля «Марше дю фильм» в этом году зарегистрирован рекорд — 13 500 аккредитаций. А есть ещё и фестивальные аккредитации, и СМИ. Остаётся поражаться другому — как такое крохотное местечко, как Канны, вмещает всех желающих. Помогает организация — она тут строгая и со своими традициями. За пару дней до открытия фестиваля городок становится «во фрунт». Появляются ограждения (причём не знаешь окончательно, в какое время и где всё перекроют), надеваются униформы — охранники, билетёры, швейцары, водители и другие люди, каждый из которых считает свой труд самым важным.

«Анатомия падения», реж. Жюстин Трие, 2023

Жюстин Трие и «Золотая пальмовая ветвь». Christophe Simon / AFP

Перейдем к истинной роскоши фестиваля – фильмам. Уровень, отбор, подача. Конкурс Каннского фестиваля 2023 года был одним из самых качественных за последние годы. Жюри под руководством шведского режиссёра Рубена Эстлунда (он сам — дважды обладатель «Золотой пальмовой ветви» за фильмы «Квадрат» и «Треугольник печали») было из чего выбирать. И эти судьи вполне оправдали ожидания фестивальной публики во всём, кроме... фильма-победителя. Слишком неожиданным было вручение «Золотой пальмовой ветви» в этом году картине «Анатомия падения» Жюстин Трие. Хотя особо насмотренные и тонко чувствующие люди могли предсказать победу этому фильму, который перекликается с картиной Эстлунда «Форс-мажор» — лентой, в которой лавина опускается на место в горах, где отдыхает семья: мать, отец и двое детей. И отец, испугавшись в ключевой момент, оставляет своих наедине со стихией. Дальше начинается психологический триллер — разбор и переживание ситуации, от которых невозможно оторваться. В «Анатомии падения» дело тоже происходит зимой в горах. В одиноком шале живёт семья — мать, отец и сын, почти полностью потерявший зрение после аварии. Ещё есть собака — симпатичный пёс получил на фестивале приз Palm Dog. Гуляя с собакой, мальчик натыкается на тело отца, который выпал из окна с верхнего этажа шале и разбился. Дальше история становится психологическим детективом. Выпал отец сам, или же к его смерти приложила руку жена? Оба они были творческими людьми, но она реализовалась более успешно. Убийство, несчастный случай или самоубийство? И переплетаются два расследования — суда и мальчика, который пытается понять, оправдать или нет в своём сознании и в дальнейшей жизни отца и — особенно — мать. Аналогия — незрячая Фемида и слепой ребёнок, которые вершат своё правосудие, — безусловно, поднимает картину на высокий уровень. Актриса Сандра Хюллер (звезда «Тони Эрдманна»), которой многие прочили «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую женскую роль, предстаёт в «Анатомии падения» роковой женщиной. В неё влюблён и адвокат-защитник в суде. Её противоречивая героиня заставляет зрителя сопереживать ей, но при этом сомневаться. И весь этот процесс длится около двух с половиной часов.


«Зона интересов», реж. Джонатан Глейзер, 2023

Кадра из фильма «Зона интересов», реж. Джонатан Глейзер, 2023

Сандра Хюллер также играет главную роль и в фильме, который получил гран-при 76-го Каннского кинофестиваля, — «Зоне интересов» Джонатана Глейзера. В этой картине Хюллер — немецкая бюргерша, домохозяйка, она же — королева Освенцима. Какой разной удаётся быть актрисе в обеих картинах! Для роли бюргерши она придумала даже специальную походку, не говоря уже об одежде, причёске — да обо всём образе. Всё у властной домохозяйки должно быть идеально — дети, муж, цветы и растения, слуги, еда... Ею создан идеальный мир, в который просто не вписывается то, что за стеной, за колючей проволокой «гремит бухенвальдский набат». Там пытают и жгут людей, уничтожают жизни. Каждое утро героиня Хюллер провожает чистенького и наглаженного мужа на работу — он комендант лагеря, ему подчиняются все. Каждый вечер встречает — как и положено. Иногда в доме появляются вещи евреев. Дорогая шуба, помада... Золотыми коронками играются дети в семье. С гостями обсуждается факт, что в зубной пасте евреи прятали бриллианты — надо же! Фильм — мощное и актуальное высказывание для любого времени, когда идёт война. Он о тех людях, которые предпочитают не замечать происходящее, обитая в своём уютном мирке даже тогда, когда беда уже за заборами их домов, когда пепел падает на обеденный стол (в фильме есть такой образ). Вполне возможно, фильм «Зона интересов» по итогам года окажется в списке картин, которые станут претендовать на самые престижные кинопремии мира, включая «Оскар», и будет оценён ещё выше, чем в Каннах.


«Похищенный», реж. Марко Беллоккьо, 2023

Кадра из фильма «Похищенный», реж. Марко Беллоккьо, 2023

«Похищенный» — новая работа почтенного мэтра, режиссёра Марко Беллоккьо. Там оживают карикатуры на папу римского. Призов фильму не досталось — это можно объяснить тем, что чисто с итальянским темпераментом режиссёр некоторые сцены в дорогом и масштабном произведении, что называется, «пережал». Но сама история также смотрится потрясающе в любые времена. Сюжет стоит того, чтобы рассказать о нём отдельно. История о том, как в XV веке из еврейской семьи силой забрали ребёнка из-за доноса, в котором утверждалось, что шестилетний мальчик не еврей, а баптист. Его поместили в католическое учебное заведение, которое курировал сам папа римский, и обратили в иную веру. Пока родители старались вернуть ребёнка в семью, обивая всевозможные инстанции — дошли даже до кардинала, мальчик усиленно впитывал другую религию: служители церкви делали для этого всё, что нужно, — умно и хитро. Прошли годы... И режиссёр оставляет своего зрителя в подвешенном состоянии — непонятно, вернётся ли сын в семью и примет ли другую веру. Картина, бесспорно, претендовала на приз в номинации «Лучший сценарий», но он достался не ей, а фильму «Монстр».


«Опавшие листья» реж. Аки Каурисмяки, 2023

Кадр из фильма «Опавшие листья» реж. Аки Каурисмяки, 2023

Приз жюри вручили картине «Опавшие листья» режиссёра Аки Каурисмяки, которая опередила в номинации другой фильм — «Химеру» Аличе Рорвахер. Каурисмяки, чьи фильмы подавались обычно на Берлинале, в этот раз оказался в Каннах с очень простой и трогательной историей о любви друг к другу маленьких людей. Она — продавщица супермаркета в маленьком городке, он — рабочий, который сам расстраивается от своей привычки «заложить за воротник». Другу он поясняет, что у него депрессия потому, что он много пьёт, а пьёт он столько именно потому, что у него депрессия, — замкнутый круг. Казалось бы, вся вселенная против отношений «двух одиночеств». Теряется бумажка с важным телефоном, происходит авария... Но эти двое — простой мужчина и обычная женщина — тянутся друг к другу, как ветви дерева.


«Химера», реж. Аличе Рорвахер, 2023

Кадр из фильма «Химера», реж. Аличе Рорвахер, 2023

Что до «Химеры», в ней — о гении человека, британского учёного, который «ловит свою химеру». Чувствует места, где можно с большой выгодой проводить раскопки. С ним в поисках выгоды работает компания расхитителей гробниц. Главную роль играет Джош О’Коннор («Корона»). Ему блестяще удаётся сыграть одарённого бессребреника. В фильме также блистает Изабелла Росселлини, по роли — примадонна, преподавательница вокала, добрый друг главного героя и его доверенное лицо. Картина ставит вопросы об искусстве ради искусства и ради наживы, о подлинности и подделке человеческих чувств. Дружба, любовь, страсть к высоким проявлениям человеческого духа, отношения между поколениями... Весьма тонкая киноработа, которая также ещё прозвучит много раз в течение года, и каждому зрителю, который её посмотрит, запомнится навсегда. На Каннском кинофестивале фильму вручена Премия французской ассоциации киноискусств (AFCAE).


«Рагу Додена Буффана», реж. Чан Ань Хунг, 2023

Кадр из фильма «Рагу Додена Буффана», реж. Чан Ань Хунг, 2023

Приз за лучшую режиссуру получил Чан Ань Хунг, снявший фильм «Потофе», или «Рагу Додена Буффана». Это экранизация французского бестселлера Марселя Руффа «Страсть Додена Буффана», написанного в 1924 году. И удивительно, что вьетнамский режиссёр снял о Франции такой фильм, какой не снимет иной француз. Картина пропитана страстью к жизни и любви, как показанный в ней же торт «Запечённая Аляска» — мороженым. Любовь двух немолодых людей, которые провели вместе 20 лет, посвящая жизнь наслаждению, прежде всего — хорошей еде. Зрители словно смотрят ожившие картины Рубенса и других великих мастеров натюрмортов, посвящённых еде. Искусство жить вкусно переносится и на общение. Влюблённые цитируют стихи великих поэтов, строки прозаиков. К сожалению, в рубенсовскую ноту вмешивается тема Ремарка. Героиня заболевает. Неизлечимо. Момент, когда мужчина готовит для любимой, раздирает зрителя на части — с одной стороны, он переживает за случившееся, с другой, пытается запомнить это меню изысканной любви.


«Клуб Зеро», реж. Джессика Хауснер, 2023

Кадр из фильма «Клуб Зеро», реж. Джессика Хауснер, 2023

В конкурсной программе была ещё одна картина, где тема еды играла ключевую роль, — главное было не смотреть эти фильмы один за другим. Без приза остался фильм «Клуб Зеро» Джессики Хауснер, где Миа Васиковска сыграла главную роль. Её героиня мадам Новак приходит в качестве нового наставника в школу-клинику, где находятся дети с расстройствами пищевого поведения. Мадам Новак проповедует ученикам теорию осознанного питания, суть которой сводится к тому, что потребление в современном мире переходит все границы, экология нарушена, а человек может помочь этой ситуации, только если станет меньше есть. Но можно же и не есть вообще... Дети с воодушевлением следуют наставнице, вот только хватит ли у них сил? Родители бьют тревогу, но, похоже, их не слышат. И если после картины «Рагу Додена Буффана» хочется полностью изменить свою жизнь в направлении наслаждения самым главным в ней, то после фильма «Клуб Зеро» невозможно заставить себя взять в руки ложку и вилку — еда порой вызывает отвращение, но всё же зритель думает о том, что, возможно, и его собственную систему питания следует подвергнуть тщательному анализу.


«Прекрасные дни», реж. Вим Вендерс, 2023

Кадр из фильма «Прекрасные дни», реж. Вим Вендерс, 2023

Пересмотреть свои жизненные принципы хочется и после фильма Вима Вендерса «Прекрасные дни». Исполнитель главной роли Кодзи Якусё получил на 76-м Каннском кинофестивале награду за лучшую мужскую роль, а фильму достался приз экуменического жюри. Вендерс не впервые снимает Японию, и его герой сейчас — чистильщик общественных туалетов. Этот человек живёт в такой гармонии с собой, которую не могут постичь те, кто формально счастлив. На лице его блаженство, он светел и добр. После работы читает любимые книги и слушает хорошую музыку, снимает то, что ему нравится, на чёрно-белый фотоаппарат, очищает своё тело в бане. Его квартирка крошечна, но настолько функциональна, что хочется жить в точно такой же, — ничего лишнего. Книги и кассеты расставлены с математической точностью. Особое место отводится растениям. Его машина не менее уютна. Несмотря на его профессию, зритель не видит и не чувствует ни малейшего признака грязи.


«Монстр», реж. Хирокадзу Корээда, 2023

Кадр из фильма «Монстр», реж. Хирокадзу Корээда, 2023

А вот в фильме «Монстр» режиссёра Хирокадзу Корээды, получившем приз за лучший сценарий (автор — Юдзи Сакамото), персонажи как раз находятся в страшном дискомфорте и сами с собой, и друг с другом. Происходит нечто странное в одной семье: мать замечает, как её сын убеждает себя и других в том, что он монстр. Она идёт в школу, чтобы провести расследование — откуда ноги растут, но преподаватели во главе с директрисой ведут себя очень странно. Формально они сгибаются перед ней в поклоне и приносят извинения, но мать чувствует, что всё это — ложь. Виновник ситуации — молодой учитель, на которого тут же вешают всех собак. Его имя попадает в СМИ, он не может сладить с учениками, хотя пытается быть внимательным по отношению к ним. Ровно посредине фильм начинает раскручиваться в другую сторону — обстоятельства проясняются, но уже с точки зрения не взрослых, а детей.

Что привезут в Россию?

В этом году в Россию привезут немало фильмов из Каннской программы. В частности, фильм-победитель конкурса «Особый взгляд» «Как заниматься сексом». У «Анатомии падения» уже известна дата выхода в прокат в стране — 14 сентября. Фильм открытия Каннского кинофестиваля этого года «Жанна Дюбарри» (у него, кстати, русские сопродюсеры), ещё одна картина из основного конкурса «Чёрные мухи», где Тай Шеридан и Шон Пенн сыграли врачей американской скорой помощи — также готовятся к выходу на экраны. Из конкурса «Особый взгляд» — фильмы «Природа любви» и «Новенький». Ещё ленты «В паутине», «Обнажённая муза», «Книга решений», «Винсент должен умереть», «Король улиц» и «Катастрофа». Таким образом, на данный момент известно о 14 фильмах, которые должны увидеть российские зрители. Также у нас в прокате выйдет фильм «Прекрасные дни».

Не забудем и отметить, что свои почётные «Золотые пальмовые ветви» на прошедшем Каннском кинофестивале получили легенды кино — Майкл Дуглас и Харрисон Форд.

Читайте также
10 фильмов и сериалов о коренных американцах без стереотипов
Путеводитель по атмосферным триллерам, комедиям и драмам об индейцах.
Возрождение классики: лучшие и худшие ремейки мультфильмов Disney
Рассказываем про «Круэллу», «Золушку» и «Малифисенту».
10 фильмов о вымышленных приключениях реальных исторических личностей
Вампиры, клоны Гитлера, космонавты сталинской эры и Элвис против древнего зла.
Куда уходит детство: новые российские фильмы и сериалы о взрослении
Мещанинова, Коваленко и Юрьев — все они снимали о переходном возрасте.
Хоррор-терапия: фильмы ужасов про психологические травмы
Мария Ракитина про работы Ари Астера, Дэвида Кроненберга и Фрэнсиса Форда Копполы.
Сериалы апреля-23: гид Татьяны Алёшичевой
Главные сериалы апреля.
Также рекомендуем
Картину представили на Каннском кинофестивале, а затем и на «Кинотавре».
Инфернальная Деми Мур, оскорблённый Николас Кейдж и новый граф Монте-Кристо.
Картину представили на Каннском кинофестивале, а затем и на «Кинотавре».
Инфернальная Деми Мур, оскорблённый Николас Кейдж и новый граф Монте-Кристо.

Последние новости

Вторая «Головоломка» идёт на рекорд первой половины 2024-го года
Мультфильм стартует выше ожиданий аналитиков в бокс-офисе.
«Мне немного не по себе»: Рассел Кроу о сиквеле «Гладиатора»
Фильм уже стал одним из самых дорогостоящих в истории.
«Я умер насмерть»: Дэвид Линч о том, чему его научил провал «Дюны»
Режиссёр понял ценность права на финальный монтаж.
00:00