21 ноября на экраны российских кинотеатров выходит триллер «Конклав», рассказывающий о таинственной процедуре выборов нового папы римского и сложностях процесса передачи власти. Фильм стал новым проектом режиссёра Эдварда Бергера, зарекомендовавшего себя оскароносной драмой «На Западном фронте без перемен». «Конклав» — новая заявка режиссёра на участие в наградном сезоне. Кинокритик Валерия Косенко рассказывает о картине и о том, какое место в ней занимает религия.
Папа умер, Ватикан в трауре. Осиротевшие кардиналы, окружив ложе понтифика, пытаются совладать с трагической утратой и заодно расследовать обстоятельства смерти его святейшества. Омрачённые печатью боли и скорби кардиналы степенно выполняют надлежащие ритуалы: читают молитву у изголовья усопшего, снимают с пальца папский перстень, раздают памятные вещи и запечатывают комнату, ставшую усыпальней. Декан Томас Лоренс (Рэйф Файнс), прощаясь с наставником, готовится принять на себя бремя проведения конклава — церемониальных выборов нового папы. Однако совет кардиналов, погрязший в распрях, причём совсем не религиозного характера, рискует обернуться то ли судилищем, то ли диспутом, то ли парламентскими дебатами.
Желающих возглавить Святой престол немало. Среди наиболее вероятных претендентов — кардинал Тедеско (Серджо Кастеллитто), открыто настаивающий на необходимости ультраправых реформ и сильного лидера итальянских кровей. Ему противостоит кардинал Беллини (Стэнли Туччи), придерживающийся либеральных взглядов и не готовый мириться с дремучими тезисами своего оппонента. В ряд с ними встают ещё несколько претендентов, продвигающие полярные взгляды на будущее церкви, пока все не замечают, что число кардиналов пополнилось ещё одним — таинственным и немногословным пришельцем из Афганистана, о котором не знал никто, включая декана Лоренса.
“ На поверхности смыслов виднеется одна важная интенция — показать, что никакая власть не идёт рука об руку с единством.
Будучи соратником Беллини, Лоренс поддерживает стремления к демократизации церкви, однако сам сторонится участия в борьбе за власть: как только белый дым заволочёт небо над Сикстинской капеллой, сигнализируя об избрании нового папы, Лоренс планирует покинуть коллегию и мраморные стены Ватикана, отправившись на поиски утраченной веры.
Однако безучастность декана имеет свои границы. Как бы Лоренс ни пытался держаться в стороне от интриг, он то и дело оказывается в их эпицентре. За каждым претендующим на пост сановником неизменно следует шлейф не столько обещаний и потенциальных реформ — обнадёживающих или сомнительных, — сколько лжи, тайн и грязного белья. Как говорит персонаж Файнса на открытии конклава, там, где нет тайны, нет и веры — ну а там, где политика, нет чести. Такое обилие пороков, обнаруженных под рясами высокопоставленных клерикалов, — ироничный ответ на речь декана, заявившего, что Святой престол должен возглавить грешник, несущий на своих плечах бремя покаяния.
Как оказалось, грешников в Ватикане предостаточно. Более того, их так много, что выбор понтифика затягивается на много дней, а в борьбу за власть невольно включается и сам Лоренс. Рэйф Файнс создаёт персонажа по крупицам и как всегда ювелирно. Вряд ли от актёра можно было ожидать чего-то иного, однако его декан — практически святой, если не брать в расчёт его постоянное участие во внутренних распрях, — был бы совсем уж праведен и скучен, не будь в его арсенале противовеса в виде кризиса веры. Более динамичным оказывается образ Беллини в исполнении Стэнли Туччи: подобно Лоренсу, он решает оставить претензии на Святой престол, несмотря на весомое количество сторонников, однако, поддавшись уговорам, всё же вступает в борьбу. Ближе к финалу зритель вряд ли узнает скромного и миролюбивого епископа, оплакивающего своего почившего учителя: каждый следующий день голосования отдаляет Беллини от победы, разжигая его злость, жадность и азарт.
На поверхности смыслов виднеется одна важная интенция — показать, что никакая власть не идёт рука об руку с единством. Говоря о жанре «Конклава», сложно не споткнуться о словосочетание «политический триллер» и режущую глаз метафору государственных выборов, поданную под соусом церковных конфликтов. Так всё-таки с чем мы имеем дело: с религиозным триллером? Или же режиссёр Эдвард Бергер предпочитает так опосредованно препарировать происходящее на политической арене?
Если сегодня надо будет вспомнить самые яркие религиозные блокбастеры последних лет, то на ум в первую очередь приходят экранизации бестселлеров Дэна Брауна — а вместе с ними и герой-эрудит в лице Тома Хэнкса, спасающий католическую церковь от фанатиков и богохульников. Несмотря на то что действие «Конклава» также разворачивается во внутренних коридорах Ватикана, с мистическими экшенами Рона Ховарда (при всей их неуклюжести) нет и толики сходства. Пряча за конфессиональными разногласиями метафору мировой нестабильности, разжигающей агрессию, Бергер практически не говорит о церкви, зато очень много рассуждает о политике и её устройстве.
При таком раскладе «Конклав» вряд ли способен открыть глаза на что-то вопиюще недопустимое и доселе незамеченное — для этого он слишком прямолинеен и очевиден, а нравственно-дидактическая интонация только придаёт ненужной пафосности не случившемуся откровению.
Однако как добротный триллер, сделанный стабильным ремесленником (ещё год назад Бергер номинировался с военной драмой «На Западном фронте без перемен» — такой же начищенной до трескучего блеска), «Конклав» убедителен, увлекателен и даже поучителен, несмотря на предсказуемость приёмов и раздражающую педантичность. Но схема рабочая, претензия на участие в оскаровской гонке — справедливая и уважительная, а кому не хватает лихачеств — стоит перепроверить сеансы, ибо в этом году в мире, где правят коллизии и несовершенства, более безошибочно скорректированного кино, пожалуй, ещё не было.