На стримингах Wink и START состоялась премьера одного из самых ожидаемых проектов — криминальной драмы «Дети перемен» от создателей «Фишера» и «Чёрной весны» Сергея Тарамаева и Любови Львовой. Почему «Дети перемен» — сильнейший претендент на статус лучшего проекта года и чем берёт новый сериал о криминальной эпохе, рассказывает Валерия Косенко.
Время действия — середина 90-х. Флора (Виктория Исакова), бойкая и жизнерадостная женщина средних лет, работает водителем трамвая и всеми силами открещивается от новых ухажёров, то и дело попадающих под её обаяние. Мужчин Флора избегает по одной причине: у женщины трое сыновей от разных мужей. Старший Петя (Слава Копейкин) — энергичный решала и правая рука крупного криминального авторитета (Тимофей Трибунцев). Связавшись с опасными людьми, Петя пошёл по стопам отца (Александр Матросов), загремевшего в тюрьму, и единственный человек, кто об этом не догадывается, — утонувшая в бытовых заботах Флора. Несмотря на свой род деятельности, Петя проявляет интерес к оперному вокалу и даже берёт уроки, маскируя их под боксёрские тренировки.
Средний брат Юра (Макар Хлебников) — романтик и настоящий лирический герой. Парень серьёзно увлекается живописью, но пока вынужден поставить талант на службу мелким халтурам вроде рисования афиш для местного ДК. Младший сын Флоры Руслан (Хетаг Хинчагов), несмотря на юный возраст, подобно братьям, ввязывается в сомнительные авантюры в силу подростковой наивности.
Каждый парень по-своему отражает наследственные неудачи и влечения. Отец младшего, Руслана, прогуливающего школу ради торговых дел, работает на рынке, лихо зазывая к своему ларьку каждого, кто попадёт в поле его зрения. Юра — такая же творческая натура, как и его непутёвый родитель (Сергей Гилёв), — неприкаянный интеллигент, растерявший потенциал с годами. Петя становится головорезом, следуя за отцом-рецидивистом. В воздухе витает роковое предчувствие.
«Дети перемен» — сочная и живописная эпопея от ярких постановщиков Сергея Тарамаева и Любови Львовой.
Их творческая биография стартовала с камерных авторских проектов вроде «Зимнего пути», а затем органично вошла в русло сериальной индустрии. Прошлогодний «Фишер» изрядно взбаламутил сердца синефилов, отчего новый проект талантливого дуэта ждали с жгучим нетерпением. На фестивале «Новый сезон» премьера сериала стала одним из самых громких событий, достойно выдержав груз непомерных ожиданий.
«Дети перемен» обладают многими художественными достоинствами. Прежде всего, в сериале огромное количество разноплановых персонажей, каждому из которых авторы сумели придать запоминающиеся характерные черты. Отличный пример — герой Льва Зулькарнаева, играющего друга Юры — слегка манерного интеллектуала-библиотекаря, дрожащего над томиком сочинений Лимонова и, по собственному признанию, обожающего всё «извращённое и старое» в духе Висконти и Пазолини. Другой пример — персонаж Тимофея Трибунцева, народного любимца, предстающего в совершенно нетипичном для себя образе: Сергей Михайлович — беспощадный криминальный авторитет в бордовом пиджаке, обвешанный золотом и под шансон выносящий приговоры. Или же Александр Яценко, играющий малодушного актёришку, выслуживающегося перед главой ОПГ. Наконец, Флора в исполнении Исаковой — отличный женский образ, не имеющий ничего общего с клише и, несмотря на относительно недолгое появление в кадре, запоминающийся благодаря небанальной биографии, хорошо прописанному характеру и актёрской харизме.
Другим достоинством «Детей перемен» можно смело назвать кропотливо воссозданную фактуру: небольшого заводского городка (знакомого зрителю по фильмам Алексея Балабанова), полуразрушенных ДК и облезлых коммуналок. У сериала отличный опенинг в духе «Наследников» и музыкальные темы, в числе которых не только плачущая Татьяна Буланова, но и великий Сергей Курёхин.
Блестящий каст заслуживает отдельного упоминания: в кадре — лучшие лица индустрии, как юные, так и более опытные. Режиссёры Тарамаев и Львова, недавно подписавшие эксклюзивный контракт с «НМГ Студией» на сериальное производство, собрали отличную команду, с которой уже не раз сотрудничали на прежних проектах. На фоне всех этих заслуг есть только две претензии, которые справедливо предъявить проекту.
Зачем нам новый сериал про 90-е — и есть ли плюс в настолько разросшемся сюжете?
90-е в «Детях перемен» — условность, в рамках которой легче выстраивать образную систему при сегодняшней цензуре, а потому часто мелькающие сравнения со «Словом пацана» далеки от реальности. По атмосфере «Дети перемен» куда ближе предыдущему проекту Тарамаева и Львовой «Чёрная весна», в котором главный фокус был направлен на адаптацию подростков в сложном настоящем. Благодаря раздолью характеров и насыщенному событийному ряду сериал открыто претендует на неподъёмный романный массив, периодически начиная распадаться на множество осколочных происшествий. Есть большие надежды, что ситуация исправится в процессе, но пока вместе с эйфорией от высокого художественного уровня возникает и лёгкое ощущение замешательства и перенасыщения.
«Дети перемен» — выразительный эпический кинороман, заслуженно претендующий на почётные лавры этого года.