«На Западном фронте без перемен»: первая немецкая экранизация одного из важнейших произведений Ремарка

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

Netflix

Сусанна Альперина («Российская газета») специально для КИНОТВ рассказывает о первой немецкой экранизации культового антивоенного романа Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен». На стриминговом сервисе Netflix картина появится 28 октября.

Это первый фильм любимого и близкого по духу многим режиссёра Эдварда Бергера, снятый на немецком языке. Бергера наш зритель знает по таким проектам, как «Патрик Мелроуз», «Ваша честь» (американская адаптация), «Германия 83» и другим. В них ему всегда удавалось смешать множество смыслов, сделать реальность нереальной и наоборот, запутать след повествования, чтобы увлечь зрителя. Но в картине «На Западном фронте без перемен» все эти умения сведены до минимума — в ней всё точно и прямо. Как немецкая речь. Как дуло винтовки, направленное в лоб.

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»
Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»

…Хотя и начинается фильм как сон. Но на самом деле это самый настоящий ужас войны. Приказ нестись в атаку и страшный бег — из окопа вперёд по грязи, под пулями — по направлению к противнику. Воюют соседи — немцы и французы. Первая мировая…

После вступительных титров зритель «отброшен в тыл». Круговорот войны. Шинель погибшего солдата перелицована и зашита трудолюбивыми женскими руками и снова готова к бою. Молодые ребята — добровольцы, одноклассники — живут в романтических представлениях о войне. Их учитель Канторек, ярый сторонник войны, произносит напутственную речь, которая воодушевит даже камень.


И на подъёме чувств они отправляются на войну, как на мальчишник или как в развесёлое приключение, даже не удивляясь тому, что им дают шинели с бирками, на которых совсем другие имена.


Отрывают их на месте, прямо на призывном пункте. А дальше — то, чего они совсем не ожидали. Молодые, необученные, не готовые к войне на передовой, птенцы. Один из героев, Йозеф Бем, новобранец, зрение которого на самом деле не позволяет ему воевать, но он уже на фронте, так и говорит, мол, представлял себе всё это по-другому. Новобранцев определяют в роту, где они окунаются в новую реальность вместе с людьми разных сословий — на войне все равны, у всех одни ценности, одно образование, единые дни, часы и секунды, наполненные постоянной тревогой.

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»

Бергер идёт по проторённому другими пути, рассказывая их с Ремарком историю. При этом выходит за её пределы и вот уже преподносит зрителям что-то своё, которое, как ему кажется, сделает всё случившееся более понятным в сегодняшней жизни. И вот теперь перейдём к касту. Почти на всех российских информационных ресурсах, да и на многих зарубежных, на первом месте в касте картины значится Даниэль Брюль. Однако в главной роли в фильме мало кому ранее известный молодой актёр Феликс Каммерер, которого и этот год, и этот фильм уже сделали всемирно знаменитым. Так и до «Оскара» рукой подать. Каммерер играет Пауля Боймера — представителя потерянного поколения. Людей, многие из которых погибли, так и не успев повзрослеть. А те, кто успел, навсегда изранены войной.


В романе Ремарка значительная часть посвящена тому, как эти люди пытаются устроиться в так называемой мирной жизни. Однако в фильме показана только одна война, самое мирное на которой — это переговоры.


Германия проигрывает. Союзники вот-вот одержат уверенную победу. Даниэль Брюль играет Маттиаса Эрцбергера, который возглавляет на переговорах немецкую делегацию. По сюжету у него самого сын погиб на войне. Поэтому всеми силами он желает остановить молох, подписать мирный договор, чтобы не погибали ни мальчишки, ни люди постарше. Но политика — дело непростое. И герой Брюля страдает «на передовой» переговоров не меньше, чем солдаты, которые в госпиталях мучаются от своих ран.

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»

В фильме много очень натуралистичных сцен, съёмок боёв, есть даже хорошо проверенные киноштампы, и их немало. Вся картина смотрится как симметричный ответ фильму «1917» Сэма Мендеса. Эта работа в 2020 году победила на «Золотом глобусе», на премии Британской киноакадемии BAFTA, получила три «Оскара» (но не как лучший фильм, хотя этого и ждали), и даже на «Золотом орле» её признали лучшим зарубежным фильмом в российском прокате. Нетрудно предположить, что менеджеры Netflix и продюсеры «На Западном фронте без перемен», осознав, что подобное принесло успех, решили продолжить тему, укрепив её культовым литературным произведением. Бергер снял зрелищное, масштабное, по сути, кинотеатральное, а не стриминговое полотно. Но увы — в нём нет тонкостей и той мудрой философии войны, которые есть в книге Ремарка. Что называется — не передалось.


Однако на стороне фильма Бергера играют два важных обстоятельства, которые дают ему возможность перевеса. Это, конечно же, Ремарк — многие начнут смотреть специально ради того, чтобы увидеть новое воплощение героев романа, к которым уже успели привязаться.


Возможно — и из-за того, что захотят сравнить. Это ведь не первая экранизация романа. Американский фильм «На Западном фронте без перемен» Льюиса Майлстоуна, снятый в 1930 году, получил два «Оскара» — за лучший фильм и лучшую режиссуру. В 1979 году режиссёр Делберт Манн снял телеверсию фильма «На Западном фронте без перемен», которую много смотрели и обсуждали. Во время той войны погибло 17 миллионов человек, она коснулась множества семей, и роман Ремарка входит в число самых лучших и правдивых книг на эту тему.

В 2022-м картина Бергера попадает во все болевые точки. Смотреть её тяжело, тем более что идёт она два с половиной часа. Зрелище очень правдивое и реалистичное — без прикрас. Поэтому и оторваться невозможно. Даже в короткие относительно «мирные» эпизоды, когда солдаты увлечены француженками или воруют еду у вражеского фермера, переключиться нереально. И в какой-то момент понимаешь, что да, хотя потенциальный интернет-блокбастер и сделан прямым курсом, не так, как написан роман, всё же некоторую мудрость он пытается донести. Один из таких посылов, чуть ли не самый главный, состоит в том, что, как бы человек ни ненавидел войну и всё, что она с собой несёт, на передовой в ускоренном режиме он понимает: если не будешь воевать — не выживешь. Или ты воюешь, или не выживаешь… И вот до этого состояния лучше не доходить и не доводить, потому что потом кошмары войны долго не дадут построить мир и вернуться в то время, когда люди становятся добрее и справедливее и раскрываются с лучших своих сторон. Война же открывает всё худшее…

Читайте также
«Вихрь» Гаспара Ноэ: старость не радость
Режиссёр снял на удивление тихое кино о старости и деменции.
Фильм «Корсаж»: «Улыбающиеся лица вижу я, но они не для меня»
Фильм-погружение в нерассказанную историю об одном годе из жизни австрийской короле...
«Умереть за доллар»: каждому вестерну свой фронтир
Вестерн, в котором в главных ролях снялись Кристоф Вальц и Уиллем Дефо.
Фильм «Шагни вперёд»: история в ритме contemporary dance
Про новую картину Седрика Клипаша.
«Сердце пармы»: империя, которая держится на страхе, должна умереть
О картине и имперских амбициях рассказывает Тимур Алиев.
«Телефон мистера Харригана»: послания с того света
Максим Ершов разбирается в необязательном и нестрашном, но трогательном фильме о не...
Также рекомендуем
Тимур Алиева докладывает, из каких картин можно узнать о творчестве кинематографистов.
Вышло продолжение культового сериала о суровом лондонском инспекторе Джоне Лютере.
На Netflix вышла «Сила Грома» — фильм о супергероях в мире, населённом злодеями. Тимур Алиев — о женщинах со сверхспособ...
В этом году на «Сандэнсе» представили меньше независимых телевизионных проектов, чем обычно, но на качестве это отразило...
Тимур Алиева докладывает, из каких картин можно узнать о творчестве кинематографистов.
Вышло продолжение культового сериала о суровом лондонском инспекторе Джоне Лютере.
На Netflix вышла «Сила Грома» — фильм о супергероях в мире, населённом злодеями. Тимур Алиев — о женщинах со сверхспособ...
В этом году на «Сандэнсе» представили меньше независимых телевизионных проектов, чем обычно, но на качестве это отразило...

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00