Сусанна Альперина («Российская газета») специально для КИНОТВ рассказывает о первой немецкой экранизации культового антивоенного романа Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен». На стриминговом сервисе Netflix картина появится 28 октября.
Это первый фильм любимого и близкого по духу многим режиссёра Эдварда Бергера, снятый на немецком языке. Бергера наш зритель знает по таким проектам, как «Патрик Мелроуз», «Ваша честь» (американская адаптация), «Германия 83» и другим. В них ему всегда удавалось смешать множество смыслов, сделать реальность нереальной и наоборот, запутать след повествования, чтобы увлечь зрителя. Но в картине «На Западном фронте без перемен» все эти умения сведены до минимума — в ней всё точно и прямо. Как немецкая речь. Как дуло винтовки, направленное в лоб.
…Хотя и начинается фильм как сон. Но на самом деле это самый настоящий ужас войны. Приказ нестись в атаку и страшный бег — из окопа вперёд по грязи, под пулями — по направлению к противнику. Воюют соседи — немцы и французы. Первая мировая…
После вступительных титров зритель «отброшен в тыл». Круговорот войны. Шинель погибшего солдата перелицована и зашита трудолюбивыми женскими руками и снова готова к бою. Молодые ребята — добровольцы, одноклассники — живут в романтических представлениях о войне. Их учитель Канторек, ярый сторонник войны, произносит напутственную речь, которая воодушевит даже камень.
И на подъёме чувств они отправляются на войну, как на мальчишник или как в развесёлое приключение, даже не удивляясь тому, что им дают шинели с бирками, на которых совсем другие имена.
Отрывают их на месте, прямо на призывном пункте. А дальше — то, чего они совсем не ожидали. Молодые, необученные, не готовые к войне на передовой, птенцы. Один из героев, Йозеф Бем, новобранец, зрение которого на самом деле не позволяет ему воевать, но он уже на фронте, так и говорит, мол, представлял себе всё это по-другому. Новобранцев определяют в роту, где они окунаются в новую реальность вместе с людьми разных сословий — на войне все равны, у всех одни ценности, одно образование, единые дни, часы и секунды, наполненные постоянной тревогой.
Бергер идёт по проторённому другими пути, рассказывая их с Ремарком историю. При этом выходит за её пределы и вот уже преподносит зрителям что-то своё, которое, как ему кажется, сделает всё случившееся более понятным в сегодняшней жизни. И вот теперь перейдём к касту. Почти на всех российских информационных ресурсах, да и на многих зарубежных, на первом месте в касте картины значится Даниэль Брюль. Однако в главной роли в фильме мало кому ранее известный молодой актёр Феликс Каммерер, которого и этот год, и этот фильм уже сделали всемирно знаменитым. Так и до «Оскара» рукой подать. Каммерер играет Пауля Боймера — представителя потерянного поколения. Людей, многие из которых погибли, так и не успев повзрослеть. А те, кто успел, навсегда изранены войной.
В романе Ремарка значительная часть посвящена тому, как эти люди пытаются устроиться в так называемой мирной жизни. Однако в фильме показана только одна война, самое мирное на которой — это переговоры.
Германия проигрывает. Союзники вот-вот одержат уверенную победу. Даниэль Брюль играет Маттиаса Эрцбергера, который возглавляет на переговорах немецкую делегацию. По сюжету у него самого сын погиб на войне. Поэтому всеми силами он желает остановить молох, подписать мирный договор, чтобы не погибали ни мальчишки, ни люди постарше. Но политика — дело непростое. И герой Брюля страдает «на передовой» переговоров не меньше, чем солдаты, которые в госпиталях мучаются от своих ран.
В фильме много очень натуралистичных сцен, съёмок боёв, есть даже хорошо проверенные киноштампы, и их немало. Вся картина смотрится как симметричный ответ фильму «1917» Сэма Мендеса. Эта работа в 2020 году победила на «Золотом глобусе», на премии Британской киноакадемии BAFTA, получила три «Оскара» (но не как лучший фильм, хотя этого и ждали), и даже на «Золотом орле» её признали лучшим зарубежным фильмом в российском прокате. Нетрудно предположить, что менеджеры Netflix и продюсеры «На Западном фронте без перемен», осознав, что подобное принесло успех, решили продолжить тему, укрепив её культовым литературным произведением. Бергер снял зрелищное, масштабное, по сути, кинотеатральное, а не стриминговое полотно. Но увы — в нём нет тонкостей и той мудрой философии войны, которые есть в книге Ремарка. Что называется — не передалось.
Однако на стороне фильма Бергера играют два важных обстоятельства, которые дают ему возможность перевеса. Это, конечно же, Ремарк — многие начнут смотреть специально ради того, чтобы увидеть новое воплощение героев романа, к которым уже успели привязаться.
Возможно — и из-за того, что захотят сравнить. Это ведь не первая экранизация романа. Американский фильм «На Западном фронте без перемен» Льюиса Майлстоуна, снятый в 1930 году, получил два «Оскара» — за лучший фильм и лучшую режиссуру. В 1979 году режиссёр Делберт Манн снял телеверсию фильма «На Западном фронте без перемен», которую много смотрели и обсуждали. Во время той войны погибло 17 миллионов человек, она коснулась множества семей, и роман Ремарка входит в число самых лучших и правдивых книг на эту тему.
В 2022-м картина Бергера попадает во все болевые точки. Смотреть её тяжело, тем более что идёт она два с половиной часа. Зрелище очень правдивое и реалистичное — без прикрас. Поэтому и оторваться невозможно. Даже в короткие относительно «мирные» эпизоды, когда солдаты увлечены француженками или воруют еду у вражеского фермера, переключиться нереально. И в какой-то момент понимаешь, что да, хотя потенциальный интернет-блокбастер и сделан прямым курсом, не так, как написан роман, всё же некоторую мудрость он пытается донести. Один из таких посылов, чуть ли не самый главный, состоит в том, что, как бы человек ни ненавидел войну и всё, что она с собой несёт, на передовой в ускоренном режиме он понимает: если не будешь воевать — не выживешь. Или ты воюешь, или не выживаешь… И вот до этого состояния лучше не доходить и не доводить, потому что потом кошмары войны долго не дадут построить мир и вернуться в то время, когда люди становятся добрее и справедливее и раскрываются с лучших своих сторон. Война же открывает всё худшее…