Новый фильм Али Аббаси: от неблагодарного «Ученика» — благодарному учителю

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

Шведский режиссёр иранского происхождения Али Аббаси, кажется, взял себе за правило, появившись на Каннском кинофестивале, без «Пальмовой ветви» не уходить. Так, в 2018 году его фильм «На границе миров» — фэнтези о троллях-пограничниках — выиграл конкурс «Особый взгляд». В 2022 году картина «Убийца “Священный паук”» уехала с Лазурного Берега с наградой за лучшую женскую роль (актриса Зара Амир Эбрахими). И похоже, что новый фильм «Ученик» (The Apprentice) в этом году тоже не останется без наград. Рассмотрим, какие шансы.

От фильма «Ученик» ожидали скандала, поскольку речь в нём — о становлении Дональда Трампа, а выходит он накануне президентских выборов в США, а получили... недурственное кино. Хотя когда на пресс-конференции в Каннах один из журналистов заявил, что фильм похож на телешоу, Аббаси просиял, сказав, что такого эффекта они и добивались.

«Ученик» — так называется шоу, которое сам Трамп долгое время вёл на ТВ. Но у названия картины двойной смысл. С одной стороны — отсылка именно к этому шоу. С другой — речь идёт о том, какие уроки были преподнесены будущему президенту Америки и какую пользу он из них извлёк.


Америки в этом году на фестивале много. В фильме «Мегалополис» режиссёр Фрэнсис Форд Коппола представил Нью-Йорк как Третий или даже Четвёртый Рим. В картине Кирилла Серебренникова «Лимонов. Баллада об Эдичке» Нью-Йорк — полноценный герой. В боди-хорроре «Вещество» Корали Фаржа Америка смотрит телешоу и оценивает его главную героиню. Когда очередной фильм конкурса — «Ученик» — снова начинается с панорамы Нью-Йорка, начинаешь сомневаться: а во Франции ли проходит кинофестиваль? Это ещё не идёт речь о таких кинополотнах, как «Фуриоса. Хроники Безумного Макса» Джорджа Миллера и «Горизонты. Американская сага. Часть первая» Кевина Костнера, — они во внеконкурсной программе.


Любимая американцами тема — власть и деньги — обсуждается уже в первых сценах «Ученика». В одной из них президент (пока ещё не Трамп) в обращении к американскому народу говорит, что он не плут. Дело происходит в 70-х годах прошлого века. В другой — молоденький Донни Трамп сидит в баре и рассказывает девушке о миллионерах и их привычках.

«Ученик», Tailored Films

Желание принадлежать миру богатых переполняет юношу. Да что там — буквально переливается через край. Неудивительно, что мужчина, который приглашает юношу за столик, в свою компанию, говорит ему: «Вы выглядите так, словно вам нужна помощь». Дональда Трампа играет Себастиан Стэн. Его будущего покровителя, юриста Роя Кона — Джереми Стронг. До встречи с Роем Трамп «занимался недвижимостью», что означает — собирал ренту у жителей многоквартирных домов. Отношения с авторитарным отцом и слабохарактерным старшим братом Фредом были, мягко говоря, непростыми. В мир мечты и денег путь для юноши, казалось бы, был заказан, однако именно Рой Кон оказался для Донни счастливым билетом в будущее.

Америка во времена становления Трампа переживала времена выхода из Великой депрессии. Понятие «американская мечта» оказалось кометой, за хвост которой удалось зацепиться нескольким счастливчикам, и Трамп попал в число первых учеников.

Эффект превращения из гусеницы в бабочку, из никому не известного человека — в успешного всегда настолько любопытен, что на нём выезжали тысячи фильмов в мировом кинематографе. Лента Аббаси не стала исключением. Первая часть картины способна зацепить именно тем, как Рой обучает Дональда жизни, продюсируя первые шаги будущего политика-миллионера.

«Не бери телефонную трубку сразу — только после второго звонка». «Не отвечай сам, как лузер, найми секретаршу». «У тебя большая задница, работай над этим!» — сцена в магазине одежды. В ней же: «Хочешь заработать миллион — выгляди на миллион!» Вишенка на торте — эксклюзивное интервью, которое будущий миллионер даёт в машине, а Рой Кон дирижирует каждым словом.

Но и это ещё не всё.

«Ученик», Tailored Films

Рой делится с Дональдом тремя главными правилами своей жизни, которые тот потом возьмёт на вооружение для своей. Первое: «Атакуй! Несмотря ни на что!», второе: «Никогда ни в чём не признавайся!» и третье: «Никогда не признавай своего поражения!» Кроме того, Рой Кон в определённый момент проводит Дональда в своё святая святых — комнату, где хранятся оборудование для прослушивания и секретные материалы — компромат на власть имущих мира сего. «Это же нелегально!» — восклицает Дональд. Но быстро усваивает урок: правительство и законы — для слабаков, всё можно приспособить для себя.


В картине очень ярко показана ревность, которую испытывал по отношению к Рою Кону настоящий отец Трампа. Однако именно он вложил в голову сына главный принцип, который не учёл учитель. У отца существовало понятие «киллер», что означало «победитель», и краеугольным камнем в образовании новоиспечённого миллионера стал постулат, что весь мир делится на киллеров и лузеров. 


Будущая жена Трампа Ивана (Мария Бакалова), которую он завоёвывал по принципу «Атакуй!», спрашивала томным голосом во время конфетно-ленточного периода их отношений: «Ты киллер, Дональд? Ты хочешь убить меня?». Она не представляла себе, да и Рой тоже, что Трамп будет «убивать» всё живое на своём пути. Он пойдёт по головам. И это — второе, после «учебного процесса», чем захватывает фильм Али Аббаси.


На глазах зрителя Трамп буквально «ловит звезду». Вчерашний скромный мальчик не просто уверовал в свои силы — он не видит никого и ничего, кроме себя и своих целей. Он прёт как танк, идёт на таран. Нужно смягчить налоги для его группы отелей? Он сделает это. Нужен совет? Он заявится к Рою ночью. Самоуверенный «бычок» — так показан Трамп, который порой напоминает своим поведением и эпатажем такого политика, как Владимир Жириновский. Он разговаривает не с людьми — со страной. Он всё время словно на трибуне Конгресса, с кем бы ни был: с женой, сыном, любовницей, мамой. И что самое странное — то, как такое отношение к себе и людям сработало. Одни пасовали перед хамством и напором, других такая смелость привлекала, третьим было проще пойти за кем-то, чем думать своей головой, четвёртые боялись возразить...

В итоге получили то, что получили. Влиятельного человека, который своим именем назвал всё, что можно, — от отелей до запонок. Если бы Трамп мог — назвал бы им и ветер, и погоду за окном. Всё, что им сделано, — дорого, богато и порой безвкусно, словно следует принципу «чем бриллианты больше, тем они лучше». Шокирует всё, начиная с золотых подушек в апартаментах миллионера. Трамп показан тем, кто видит и признаёт только силу и не прощает другим слабости. При этом за слабость он принимал и человеческое отношение. Это проявляется особенно ярко в сценах со старшим братом Фредом и с женой Иваной. Мировые СМИ и критики попытались раздуть скандал из сцены изнасилования жены в фильме — сама Ивана заявляла об этом в суде, но потом смягчила свои слова и говорила, мол, почувствовала себя изнасилованной.

Но в фильме есть моменты, где показано не физическое насилие, а моральное, и оно на самом деле гораздо хуже. Например, слова Трампа, обращённые к Иване: «Не трогай меня! Не смотри на меня!» — в тот момент, когда жена хочет поддержать мужа в трудную минуту. Или рык: «Мне надоели твои искусственные сиськи. Мне неприятно к тебе прикасаться. Ты вся как пластик». «Но это была твоя идея — сделать такие», — говорит Ивана. «Значит, я ошибался», — бросает Трамп.

«Ученик», Tailored Films

Моральное насилие — и издевательское отношение к Рою, к своему учителю, и к его друзьям-партнёрам. Тем, кто, по сути, сделал Трампа, но эти люди стали ему не нужны в тот момент, когда потеряли свою силу и обрели простые человеческие проблемы. Как тут не вспомнить известное выражение Михаила Жванецкого: «Чего больше всего хочется, когда влезешь наверх? Плюнуть вниз!» Неблагодарность, незаслуженное отношение к своему учителю возмущают зрителя по нарастающей. И кульминацией этого становится момент, когда Трамп дарит на день рождения уже старому и больному Рою запонки с бриллиантами в 24 карата, на которых выгравировано его имя, но на самом деле камни оказываются простым цирконием. Рою обидно, но хватает ума сделать вид, что он этого не знает, — и это ещё один блестящий урок — уже тем, кто находится по ту сторону экрана. Урок мудрости.

Главный скандал вокруг фильма разразился ещё и вокруг его финансирования. Магнат, который дал деньги, надеялся, что картина станет своего рода рекламным позитивным роликом к выборам. Он никак не ожидал, что Аббаси в своей работе заговорит о вечном. Потому что в своё время были люди, которые воспитывали и приводили к власти диктаторов в разных странах, — их имена всем хорошо известны, и таким учителям казалось, что они делают верные ставки, но жизнь доказывала совсем иное. Трамп, конечно, не агрессивный диктатор, но в фильме хорошо показано, что для того, чтобы воротить большими деньгами и стоять на вершине власти, порой приходится быть беспринципным и безжалостным.

Себастиан Стэн и Джереми Стронг прекрасно сыграли своих персонажей, один из которых (Рой) становится всё более человечным, другой (Трамп) — бесчеловечным. Но можно предположить, что Стэн вряд ли получит «Пальмовую ветвь» за лучшую мужскую роль, потому что получил награду в этой номинации на Берлинале в феврале. Фильм «Другой человек» Аарона Шимберга принёс ему этот приз.

Картина впервые была показана в январе на «Сандэнсе», получила высокие оценки и уже потом приехала в Берлин. Так что для Стэна 2024-й — счастливый год. Он всем доказал, что может играть не только в комиксах. А роль Трампа к президентским выборам — вообще подарок судьбы. У Джереми Стронга же есть все шансы быть отмеченным жюри, хотя он в Канны и не приехал. Есть вероятность, что и самого Али Аббаси, и автора сценария картины — журналиста Гэбриела Шермана, по чьей книге снят фильм, жюри также не обойдёт стороной. «Ученик» — одна из заметных конкурсных работ в Каннах в этом году. Тем более что снимать фильмы о политических деятелях, похоже, становится трендом. Политики в наше время так выстраивают драматургии своих судеб, что художникам и людям искусства остаётся только успевать собирать материал.

«Ученик», Tailored Films

Так, на подходе ещё один фильм — «Рейган» (режиссёр Шон Макнамара), один из хитов продаж на рынке «Марше дю фильм» в Каннах. Картину даже не показывали байерам — покупателям, она и так востребованна, тем более что также основана на книге, описывающей жизнь президента Америки. Рейгана в картине играет Деннис Куэйд. В нынешней каннской программе актёр сразил многих, сыграв в фильме «Вещество» телевизионного магната. Того, кто лучше всех знает, чего хочет американский зритель. Про новую же картину «Рейган» уже известно, что рассказ о 40-м президенте США ведётся от лица двух русских разведчиков. Одного из них — того, что постарше, — играет Джон Войт (в Каннах-2024 играл Красса в фильме «Мегалополис»), а в роли того, что помоложе, — Алексей Воробьёв. Выход фильма «Рейган» запланирован на 30 августа 2024 года, и любопытно будет сравнить его с «Учеником». Тем более что Рейган, в отличие от Трампа, не подаст на создателей в суд, если лента получится не комплиментарной.

Читайте также
«Претенденты»: зови меня своим лаки-лузером
Жюль и Джим «Ролан Гарроса»
«Майор Гром: Игра»: комплекс вины и ответственности
Рассказываем, каким получился сиквел популярной франшизы.
«Фуриоса: Хроники Безумного Макса»: драма в песках, но не «Дюна»
Рассказываем о триумфальном возвращении режиссёра к любимой вселенной.
«Калимба»: мелодия о том, как мы попали в ловушку
Об эксперименте, который вышел из под контроля.
Также рекомендуем
Первые претенденты на призы, Руни Мара и лучшая роль Себастиана Стэна в карьере.
Новая лента от режиссёра «Круэллы» и «Тони против всех».
На Netflix вышел второй режиссёрский проект сценариста Аарона Соркина — драма «Суд над чикагской семёрко...
Первые претенденты на призы, Руни Мара и лучшая роль Себастиана Стэна в карьере.
Новая лента от режиссёра «Круэллы» и «Тони против всех».
На Netflix вышел второй режиссёрский проект сценариста Аарона Соркина — драма «Суд над чикагской семёрко...

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00