23 февраля в российский прокат выходит драма «Сын» — вторая после «Отца» экранизация семейной трилогии Флориана Зеллера. На Венецианском кинофестивале ленту отметили номинацией на «Золотого льва», а исполнителя главной роли Хью Джекмана выдвинули на «Золотой глобус». На этом внимание к фильму поугасло, и на это есть определённые причины. Юлия Салихова объясняет, почему «Сыну» не удалось повторить успех «Отца».
Дебютный фильм Флориана Зеллера «Отец» произвёл фурор в Голливуде и открыл театральному режиссёру двери в мир большого кинематографа. Экранизация пьесы о пожилом мужчине с прогрессирующей деменцией получила множество наград, включая два «Оскара»: за адаптированный сценарий и за лучшую мужскую роль. Французский драматург задал высокую планку в первую очередь самому себе, поэтому к его следующему кинопроекту заведомо были высокие ожидания. Кредит доверия вторая экранизация трилогии о семье не оправдала, а для многих и вовсе стала большим разочарованием.
Картину с Хью Джекманом можно назвать неудачной попыткой Флориана Зеллера дважды войти в одну реку. От «Отца» к «Сыну» передалась драматическая форма и театральная структура повествования — оба фильма сняты по пьесам, но между собой истории не связаны. Постановщик продолжил начатую в дебютной ленте тему семейных отношений и испытаний, с которыми приходится сталкиваться родственникам из-за болезни близкого человека. На этот раз вместо старческой деменции режиссёр сфокусировал внимание на подростковой депрессии.
По сюжету 17-летний Николас (Зен МакГрат) тяжело переживает развод родителей. Отверженный мальчик стабильно прогуливает школу и пытается справиться с душевной болью селфхармом. Его обеспокоенная мать Кейт (Лора Дерн) просит бывшего мужа Питера (Хью Джекман) поговорить с сыном. Тогда грустный ребёнок признаётся, что хочет жить с отцом и его новой семьёй. Поначалу смена обстановки кажется всем хорошей идеей, но с каждым днём печальный подросток всё больше погружается в пучину саморазрушения.
Очевидно, что Николас страдает от депрессии и нуждается в профессиональном лечении. Однако его родители словно не замечают проблемы и просто ждут, когда ситуация решится сама собой. Хотя фильм затрагивает важные темы ментального здоровья, Зеллер предпочитает не углубляться в историю грустного тинейджера. Вместо этого он выдвигает на первый план героя Хью Джекмана — отца, который вроде бы старается помочь своему чувствительному мальчику справиться с болью.
Джекман играет преуспевающего адвоката по имени Питер, который готовится к долгожданному повышению и переезду в Вашингтон. Он вечно занят на работе и почти не уделяет время молодой жене Бет (Ванесса Кирби) и их новорождённому сыну Тео. Чего уж говорить о нуждающемся в поддержке старшем отпрыске от первого брака. При этом Питер вроде как старается быть «идеальным родителем», но его добрые порывы объясняются банальным чувством вины. Он также готов пожертвовать всем ради сына и отказаться от профессиональных амбиций, однако корни его альтруизма уходят в собственное детство и сводятся к стремлению не быть похожим на своего отца. Его здесь, кстати, блестяще играет Энтони Хопкинс — появление актёра на экране можно назвать одним из лучших моментов фильма.
Если сила «Отца» заключалась в уникальном подходе к изображению деменции от первого лица, то в «Сыне» ментальные проблемы тинейджера показаны глазами родителей. Взгляд на депрессию подростка со стороны взрослых не даёт зрителю полной картины и глубокого понимания проблемы, поэтому фильм оставляет ощущение фальши и недосказанности.
Структурно лента работает по всем законам драматургии, но это не идёт ей на пользу. Во время просмотра можно даже не сомневаться в том, что заботливо спрятанное чеховское ружьё здесь обязательно выстрелит — множество намёков вроде утомительных метафор с вращающимся барабаном стиральной машины постоянно об этом напоминают.
Едва ли не единственная заслуга фильма в том, что он поднимает важные темы и представляет богатую почву для размышлений. Так или иначе Зеллер не просто рассказывает о проблемах современной семьи, но показывает сложности взаимопонимания между родителем и ребёнком. «Сын» подчёркивает необходимость прислушиваться к детям и не забывать, что они могут испытывать эмоции, о которых взрослые даже не догадываются. Мораль в том, что родители должны научиться говорить на языке ребёнка и не обесценивать детские переживания. Вроде бы очевидная вещь, но всё ещё доступная не каждому.