Постскриптум к «Оскару»-2021: Ефим Гугнин о том, какой получилась премия в этом году 

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

А в интернете только и говорят, что о премии «Оскар». Титулованная МакДорманд, обделённый Нолан, победы маленьких фильмов и большие надежды. Ефим Гугнин рассказывает, чем нас удивила и расстроила церемония награждения в 2021 году. 


Этот «Оскар» просто не мог оказаться обычным, уж слишком много в нём нестандартных переменных. Из-за пандемии премии пришлось сместиться аж на два месяца (вместо обычного февраля-марта — на конец апреля), переехать в тесное помещение, а заодно несколько смягчить регламент для номинируемых фильмов. В 2021-м, в отличие от прошлых лет, на награду могли претендовать даже картины, так и не добравшиеся до кинотеатров. При учёте, что создатели хотя бы «собирались» прокатывать их на большом экране. 

Если б не это правило, непонятно, кто вообще бы остался на «Оскаре», — учитывая, что фильмов в 2020-м вышло заметно меньше, чем обычно. За все блокбастеры отдувается «Довод» (и, с натяжкой, «Мулан»), больших студийных драм почти нет. И поэтому «Оскар»-2021 провозгласил вынужденный триумф маленьких независимых картин, которые в другие годы Академия могла легко проигнорировать. Что «Звук металла», что «Минари», что даже победившая в итоге «Земля кочевников» — фильмы не совсем из той категории, что обычно побеждают на главной кинопремии мира. Это фестивальные инди-драмы, чаще остающиеся где-то на периферии наградного сезона; борющиеся не за «Оскар», а за условный «Независимый дух». 


Но в этот раз они мало того, что номинировались, так ещё и забрали почти все важные награды. «Земля кочевников» выиграла у куда более академичного и как бы «оскаровского» «Суда над чикагской семёркой», Хлоя Чжао оставила без шансов Дэвида Финчера в режиссёрской категории, а приз за сценарий у ветерана индустрии Аарона Соркина вырвала Эмиральд Феннелл с её «Девушкой, подающей надежды». Последнее, кстати, можно считать продолжением интересной тенденции, начатой «Прочь» и продолженной «Паразитами». «Оскар» за оригинальный сценарий уже третий раз (не подряд, правда, между ещё была «Зелёная книга») берёт жанровое кино с мощным социально важным содержанием. 

И даже в технических номинациях — где, уж казалось бы, у маленького кино не должно быть шансов — в этот раз тоже побеждало инди. Награды за лучший звук и лучший монтаж традиционно уходят большим, условно зрительским картинам, чему-то на пересечении блокбастера и традиционной оскаровской драмы. В последние годы их брали «1917», «Форд против Феррари», «Дюнкерк», «Богемская рапсодия» и «По соображениям совести», фильмы дорогие и громкие. В этот раз чем-то таким мог быть разве что «Довод», но его не допустили даже до номинации — и в итоге оба приза взял скромный «Звук металла», драма с Ризом Ахмедом о теряющем слух барабанщике. Забавно, что до этого последний раз недорогое кино брало награды за монтаж и звук в 2015-м: и это тоже была драма о барабанщике, «Одержимость». Академия явно неровно дышит к ударным инструментам. 


Независимый дух «Оскара» в 2021-м отразился и в его визуальном оформлении. Вместо величественного Dolby Theater, где традиционно проводится церемония, в этот раз — из-за, опять же, пандемии, — премия переехала в Union Station, главный ж/д вокзал Лос-Анджелеса. В театре Dolby остался одинокий Брайан Крэнстон, на предзаписанном видео объявляющий обладателей специального гуманитарного приза. Часть конкурсантов связывалась дистанционно: режиссёр «Отца» Флориан Зеллер, например, получал свою статуэтку за адаптированный сценарий из Франции. 

Продюсером церемонии в этом году был Стивен Содерберг, режиссёр «Секса, лжи и видео» и «Одиннадцати друзей Оушена» — и он пообещал, что запись премии будет смотреться как настоящее кино. Немного приврал, конечно, но в целом выглядит «Оскар»-2021 и правда занятно. Вместо стандартных телевизионных планов — подвижная кинематографическая камера, снующая между столами конкурсантов и заглядывающая в самые неожиданные места: после победы Юн Ё-Джон за роль второго плана в «Минари» оператор следует за актрисой в подсобку, пока та мило о чём-то беседует с Брэдом Питтом. А за привычный оркестр теперь отвечает всего лишь один диджей Questlove. 

Содерберг, в общем, делает то, что и положено режиссёру, готовому снимать кино хоть на айфон. Он адаптируется под обстоятельства, прогибает под себя изменчивый мир. На «Оскаре», где непривычно много независимых картин, и сама церемония стала более приземлённой: между зрителем и номинантами пропала былая дистанция, теперь мы ходим за ними по пятам и чуть ли не заглядываем им в тарелки. Сама премия — то, как она поставлена и снята, — чувствуется полноценной рефлексией на тему того, как сильно изменился Голливуд в период пандемии. 

Но не стоит думать, что «Оскар» вмиг стал абсолютно прогрессивным. Были и весьма конвенциональные решения: «Лучшую операторскую работу», например, отдали приглаженному «Манку», реконструирующему визуальный код Золотого века Голливуда. Хотя могли бы «Земле кочевников» с её свободно парящей камерой и буколическими пейзажами другой, забытой Америки. «Лучший короткометражный документальный фильм» получила «Колетт», степенная история о Холокосте и пожилой участнице французского Сопротивления — хотя большинство экспертов ставило на «О Латаше с любовью», экспериментальный док об афроамериканской девочке, убитой полицейским в 1991 году. Но зато другое кино о полицейском насилии, «Два далёких незнакомца», победило среди игровых короткометражек. 



Самой консервативной категорией, как всегда, оказался «Лучший анимационный фильм». Победа «Души», разумеется, заслуженная — Pixar в очередной раз сделали прекрасное кино. Но она была бы куда приятнее, если б конкурентам студии вообще дали хоть малейший шанс на победу. Доподлинно известно, что некоторая часть членов Академии вообще не смотрит анимацию: кто-то голосует за то, что знает (поэтому и выигрывают Disney или Pixar), другие ориентируются на вкусовые предпочтения своих детей (поэтому периодически номинации получает что-то типа «Босса-молокососа»). В итоге замечательный Томм Мур уже третий раз остался не у дел (теперь с «Легендой о волках») и, вероятно, свой «Оскар» может вообще никогда и не получить. 

Впрочем, главный шок церемонии ждал зрителей в конце. «Оскар»-2021, до этого выдававший награды очень «правильно» и отметившийся несколькими рекордами в плане разнообразия номинантов (Хлоя Чжао — всего лишь вторая женщина, взявшая приз за режиссуру, Юн Ё-джон — первая азиатская актриса, взявшая актёрскую награду), закончился весьма спорным решением. Во-первых, статуэтку за лучший фильм отдали перед «Лучшим актёром» и «Лучшей актрисой», хотя обычно ею завершают церемонию. Некоторые решили, что «Оскар» просто хочет уйти на высокой ноте, в самом финале выдать посмертный приз Чедвику Боузману за «Ма Рейни: Мать Блюза» и покорить зрителей горько-сладким концом. Может, организаторы премии действительно руководствовались такими побуждениями — не верили, что у звезды «Чёрной пантеры» кто-то может забрать победу в этому году. А зря. 

Сначала «Лучшую женскую роль» берёт Фрэнсис МакДорманд. Букмекеры почему-то ставили на Кэри Маллиган из «Девушки, подающей надежды», а статистика говорила в пользу Виолы Дэвис и всё той же «Ма Рейни». Но нет, победила звезда «Земли кочевников», для которой это уже третий актёрский «Оскар». То есть по количеству статуэток МакДорманд догнала Мэрил Стрип и Ингрид Бергман: вот только у них по одному призу за второплановые роли, а у Фрэнсис все — за главную. Теперь титулованнее неё только Кэтрин Хепбёрн, у которой четыре награды за лучшую женскую роль. 

И, наконец, на сцену выходит Хоакин Феникс и достаёт конверт с именем лучшего актёра 2021-го. Все ждут победы Боузмана, на которого ставили и эксперты, и букмекеры. Но нет. Побеждает Энтони Хопкинс за свою монументальную роль в «Отце», вместо посмертной награды афроамериканскому актёру «Оскар» предпочитает белого британца-аристократа. Вместо грандиозного финала — неловкий и внезапный конец, в котором даже нет речи победителя (Хопкинс не приехал на вручение премии). Твиттер в бешенстве, а «Оскар» скоро опять окажется #toowhite — и никакое гендерное равенство в номинациях от этого не спасёт. 

С одной стороны, странно, конечно, полагать, что посмертно номинированный актёр просто обязан выиграть, — хотя это и был бы очень красивый жест (но тот же Джеймс Дин проиграл посмертно аж два раза). С другой — проблема здесь явно не столько в самом факте победы Энтони Хопкинса, сколько в том, как она была обставлена: последняя номинация вечера, красивый финал и прочее и прочее. Теперь люди чувствуют себя обманутыми примерно в той же степени, как и когда перепутали конверты с «Лунным светом» и «Ла-Ла Лендом». Такой неожиданный твист в конце «Оскару» был совершенно не нужен — в нём слишком легко увидеть злой умысел. 

Хотя, думается, никакого умысла тут нет и такой поворот был сделан вовсе не ради рейтингов. Просто в Академии — и об этом не стоит забывать никогда — сидят очень разные люди: консерваторы, либералы, старые и молодые, следящие за индустрией и не очень. Победа Энтони Хопкинса — не плевок в сторону прогрессивного общества, а всего лишь показатель того, что «Оскар» часто оказывается не таким предсказуемым, каким кажется. Поэтому же и победа «Земли кочевников» может вовсе не привести к тому, что теперь независимое кино начнут чаще награждать, — как не привёл к этому когда-то «Лунный свет», вслед за которым победили конформные «Форма воды» и «Зелёная книга». 

Читайте также
В ожидании «Песочного человека»: Marvel и DC теперь воюют и на малом экране, но дальше что? 
Следом за мини-сериалом «Ванда/Вижн» завершился шестисерийный «Сокол и Зимний Солдат» — оба сериала являются частью амбициозной миссии по ...
6 чудо-женщин израильского кинематографа
В российский прокат выйдет израильская лента «Ася» Рути Прибар. Удивительная картина про непростые отношения дочери и матери, вынужденных...
Кровожадный романтик и документалист-мошенник: Питер Джексон вне «Властелина колец»
В повторный прокат выходит монументальный «Властелин колец». По этому поводу специально для КИНОТВ Ефим Гугнин препарирует творчество Питера Джексона вне эпоп...
Годзилла против Конга: один не может жить, пока жив другой (или может) 
25 марта в России состоялась премьера «Годзиллы против Конга» — долгожданного кроссовера MonsterVerse. В последний раз два культовых монстра встречались в одн...
Прогноз победителей «Оскара-2021» от Никиты Лаврецкого
В 2019 году Никита Лаврецкий занял первое место в конкурсе портала «Кинопоиск» по предсказанию победителей премии «Оскар», а в 2020-м...
Дэвиду Линчу 75 лет!
Сегодня день рождения у великолепного Дэвида Линча! Собрали в одном месте все наши материалы про гипнотический мир режиссёра, его удивительные филь...
Также рекомендуем
В последние годы кинопроизводство становится в массовом сознании трудом коллективным, а культ автора, описанный когда-то...
В российский прокат выходит фильм «Земля кочевников» — победитель Венецианского кинофестиваля и сильный п...
Пока все обсуждают «Оскар» (его «ожидаемые» сюрпризы), Виктор Непша проштудировал иностранную прессу и выбрал темы вне п...
За минувшую неделю в медийном пространстве что только не обсудили. Разговоры шли и о поражающих (во всех смыс...
В последние годы кинопроизводство становится в массовом сознании трудом коллективным, а культ автора, описанный когда-то...
В российский прокат выходит фильм «Земля кочевников» — победитель Венецианского кинофестиваля и сильный п...
Пока все обсуждают «Оскар» (его «ожидаемые» сюрпризы), Виктор Непша проштудировал иностранную прессу и выбрал темы вне п...
За минувшую неделю в медийном пространстве что только не обсудили. Разговоры шли и о поражающих (во всех смыс...

Последние новости

Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
Боб Айгер обещает выпускать не больше трёх фильмов Marvel в год
Глава Disney ставит на качество, а не количество.
Сэм Харгрейв снимет фильм на основе машинок Matchbox от Mattel
Режиссёр, известный по дилогии фильмов «Тайлер Рейк».
00:00