Фильм «Тридцать»: ещё одна весёлая вечеринка окончилась погасшим в глазах огнём

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Гордей Петрик рассказывает о нашем любимом фильме с фестиваля «Зеркало» — «Тридцать» Симоны Костовой, самом малобюджетном фестивальном хите года.

«Тридцать» снят группой друзей за пару смен и смехотворные пять тысяч евро, без эйфорического энтузиазма, но с запалом портретизировать поколение, тем более что из всех миллениалов тридцатилетние выглядят самыми растерянными. В фильме играют не профессиональные актёры, а реальные берлинские тусовщики. Под собственными именами они пытаются правдоподобно воспроизводить знакомые ситуации и диалоги. Всё это роднит фильм Костовой с бруклинским мамблкором (на заре нулевых независимые американские режиссёры сделали из своей обыденной болтовни целый жанр). Но там, где в мамблкоре быт 24/7 и полное отсутствие эстетической выверенности, у Костовой — сковывающая герметичность и чеховский формализм. «Тридцать» решили снимать в уходящем (или наоборот модном) формате 4:3. Ритм картины резонирует с нарастающим ритмом событий, а камера, обычно статичная, по мере погружения в ночь оживает и начинает вылавливать в мороке клубов сказочные детали и ловить разные пьяные чудеса — как блики софитов, переходящие в утренний свет, стучащийся в окна, или девушка из ниоткуда, которая, приблизившись к герою, словно перед продолжительным поцелуем, начинает разглагольствовать про рак. Герои при этом остаются крайне функциональными и не всегда чувствительными к действительности, как в фильмах, например, Ангелы Шанелек.

Кадр из х/ф «Тридцать», реж. С. Костова, 2019 г.

Такой подход предполагает самолюбование, и авторы вместе с героями охотно пускаются в нарциссические пляски. Ведомые сиюминутными эстетическими предпочтениями, они бессмысленно меняют локации на протяжении ночи и тратят на такси деньги, которые другие — например, обаятельные и беспочвенно родные для многих тусовщики семидесятых и девяностых — потратили бы на алкоголь и наркотики. Все герои давненько выдохлись, а мы смотрим на их потускневший, но всё же величественный портрет. Поколение вернисажей, хмурых баров и клубов, домашних посиделок и полной неопределённости в профессиональных и жизненных интересах изначально довольно тусклое — и не так важно, думает оно так про себя или нет. Эти люди выдают себя в подарке на день рождения — кипе нарядных коробок, как бы сложенных в матрёшку. Процесс достижения цели для них важнее, чем результат, участие — чем победа.

Кадр из х/ф «Тридцать», реж. С. Костова, 2019 г.

«Тридцать» для многих из нас персональное зеркало, фильм-симптом. Под стимуляторами в обоих странах пробивает на пафос, самый приятный завтрак — после рейва или пьяной ночи, а в клубах, за барной стойкой, кроются мгновения чистой магии. «Раньше после пяти кружек пива мне хотелось только дорожку, а теперь только жениться». Каждый, кто хоть раз бесцельно фланировал по модному вернисажу и шлялся по барам до похмельного рассвета, будет во время просмотра считать рифмы с собственной жизнью. Она, впрочем, тоже, как и это кино, заслуживает серьёзной критики.


Читайте также
Драматургия аффекта: «Слепое пятно» Тувы Новотны
В конкурсе фестиваля «Зеркало» в этом году участвовала картина «Слепое пятно» — снятая без монтажных склеек история о семье, попытке суицида и «серых зонах» (...
«Выше неба»: Зинаида Пронченко почти что хвалит русский фильм
С 27 июня в прокате новый фильм Оксаны Карас («Хороший мальчик», «Репетиции») «Выше неба» — история одной семьи на грани ромкома и&nb...
Заложники по любви: «Однажды в Стокгольме» Роберта Будро
Когда Итан Хоук грабит банк, стокгольмский синдром обеспечен. Алексей Васильев — о фильме «Однажды в Стокгольме» Роберта Будро...
Они снова о нас: «Курск» Томаса Винтерберга
Едва российская публика познакомилась с англо-американским «Чернобылем», на наши экраны выходит формально бельгийский, а по существу панъевропейский «Курск»,...
«Берлин, я люблю тебя»: продолжение культового альманаха
Трансвеститы, мигранты, кабаре и карривурст: в прокат вышел «Берлин, я люблю тебя», уже пятый по счету киноальманах из серии «Города любви». Алексей Васильев...
Лучший новый фильм в кинопрокате — «Охотник на оленей» 1978 года
Компания «ИНОЕКИНО» выпустила в прокат отреставрированную версию шедевра Майкла Чимино «Охотник на оленей». Гордей Петрик рассказывает, почему этот...
Также рекомендуем
В российский прокат выходит «Душа» — новая полнометражная анимация студии Pixar. Режиссёром мультфильма выступ...
Ксения Реутова рассказывает о втором полнометражном фильме ученика Сокурова — «Брате во всём» Александра Золотухина.
В российском прокате «Космический Джем: Новое поколение» — да, сиквел того самого фильма с Майклом Джорданом...
С 27 июня в прокате новый фильм Оксаны Карас («Хороший мальчик», «Репетиции») «Выше неба» — история...
В российский прокат выходит «Душа» — новая полнометражная анимация студии Pixar. Режиссёром мультфильма выступ...
Ксения Реутова рассказывает о втором полнометражном фильме ученика Сокурова — «Брате во всём» Александра Золотухина.
В российском прокате «Космический Джем: Новое поколение» — да, сиквел того самого фильма с Майклом Джорданом...
С 27 июня в прокате новый фильм Оксаны Карас («Хороший мальчик», «Репетиции») «Выше неба» — история...

Последние новости

Миа Гот верит в «Блэйда»
Несмотря на проблемы в производстве.
00:00