«Квартира 7А»: суррогатное дитя Романа Полански, или зачем вообще снимать приквелы

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Квартира 7А», Paramount+

На днях состоялся цифровой релиз хоррора «Квартира 7А»: фильм посвящён событиям, предшествующим сюжету культовой классики 60-х «Ребёнок Розмари». Кинокритик Валерия Косенко рассказывает, в чём главная уязвимость картины и почему «Квартира 7А» скорее ремейк, чем приквел.

Нью-Йорк, 1965 год. Молодая и амбициозная танцовщица Тереза Джионоффрио (Джулия Гарнер) получает травму лодыжки и лишается карьеры. Попытки вернуться на бродвейскую сцену оборачиваются для девушки потоком провальных прослушиваний, на каждом из которых Терри видят лишь как оскандалившуюся артистку, списанную со счетов. Однако девушка не сдаётся и продолжает, вопреки хромоте, штурмовать бесчисленные кастинги, на одном из которых встречает странного режиссёра Алана (Джим Стёрджесс). Проследив за мужчиной с намерением заполучить-таки вакантное место танцовщицы, Терри попадает в элитный многоквартирный дом на Манхэттене и тотчас испытывает острое недомогание.

В полуобморочном состоянии девушку находят жильцы дома — Минни и Роман Каставет (Дайэнн Уист и Кевин Макнелли). Пожилая бездетная пара начинает заботиться о Терри, задаривая сироту подарками и даже жильём по соседству. Соглашаясь играть роль «девицы в беде», Терри с благодарностью принимает щедрость Каставетов, пока однажды не попадает в загадочное мистическое происшествие.

Кадр из фильма «Квартира 7А», Paramount+

Какой бы безумной ни казалась идея оживить на экране «Ребёнка Розмари» (не столько роман Айры Левина, сколько экранизацию Романа Полански), для 2024-го такие приветы из прошлого вполне симптоматичны. Зритель уже имел в этом году возможность оценить приквелы к мировым краудплизерам — «Омену», «Тихому месту» и «Чужому» — и лишний раз удостовериться, что ничего хорошего из этой затеи не выходит. С «Квартирой 7А» было немного иначе: фильм ещё до своего релиза нередко попадал в списки самых ожидаемых хоррор-премьер, несмотря на то, что сама мысль рассказать предысторию культового киноромана выглядела шальной. Отдельное внимание привлекали и имена инициаторов проекта — Майкла Бэя, десятилетия вынашивавшего замысел воскресить и без того вечную классику, и Джона Красински (автора первых двух частей уже упомянутого «Тихого места»). Режиссёром проекта была выбрана Натали Эрика Джеймс, не так давно дебютировавшая с атмосферным фем-хоррором «Реликвия».

Несмотря на все интригующие вводные, ответ на вопрос, нужен ли сегодняшнему зрителю ремейк «Ребёнка Розмари», предопределён с самого начала. Приквелом «Квартиру 7А» назовёшь разве что с большой натяжкой. Фильм рассказывает историю девушки, представленной зрителю ровно в двух сценах классической экранизации. В первой Терри (тогда сыгранная Викторией Ветри) знакомится с Розмари (Миа Фэрроу) в прачечной демонического дома «Брэмфорд»: за непринуждённой беседой девушка рассказывает новой соседке о Каставетах и показывает тот самый зловонный медальон, якобы приносящий удачу. Во второй ошарашенная Розмари вместе с мужем Гаем (Джон Кассаветис) находит уже труп Терри, при странных обстоятельствах выпавшей из окна. Ровно в этот момент и происходит судьбоносное знакомство Розмари с назойливой соседской парочкой, Минни и Романом.


Чёрт с рогами сегодня вряд ли кого-то напугает, а вот рассмешит ли странный демон в стразах?

Кадр из фильма «Квартира 7А», Paramount+

Очевидно, что история с Терри — всего лишь репетиция перед финальным прогоном сатанинского обряда, завершившегося при непосредственном участии Розмари. Тот факт, что благодаря классической экранизации зритель уже осведомлён о трагической кончине Терри, делает «Квартиру 7А» ещё более уязвимой, лишая картину мощного драматургического эффекта — финала.

С другой стороны, фильмы ужасов редко существуют на желании зрителя поскорее узнать концовку, вовлекая в повествование хорошо выстроенным саспенсом и яркостью образов. В «Квартире 7А» нет ни первого, ни второго. Как хоррор фильм удивительно наивен и прямолинеен, не допуская никакого заигрывания с подсознанием смотрящего. Все встречные образы, призванные пугать и усиливать тревожное предчувствие, скучны, прозрачны, а где-то и комичны.

Напомним, что в оригинальном фильме, помимо первоклассной постановки мизансцен, направленных на сплошное недоговаривание и взращивание паранойи, есть ещё и прекрасные сюрреалистичные сны Розмари, подчёркивающие ощущение чего-то неуловимого, необратимого и невидимого — усиливающие эффект чудовищного обратного отсчёта. «Квартира 7А» иногда пытается говорить со зрителем на языке метафор и сновидческих фантазий, однако выходит это грубо и плоско. Внедрение одних из многих элементов художественной образности культовой классики — например, еле доносящиеся сквозь стены наигрыши Бетховена — ожидаемо не спасает картину, слепо идущую по стопам признанного шедевра.


Приквел обернулся самым что ни на есть ремейком — ещё и не самым удачным.

Кадр из фильма «Квартира 7А», Paramount+

Зачем фильму вообще нужна была привязка к сюжету «Ребёнка Розмари» — вопрос с подвохом, учитывая, что авторы сознательно (или же по причине крайне неудачного знакомства с оригиналом, что всё-таки вряд ли) нарушают изначальную хронологию событий: Терри встречается с Розмари в прачечной, в то время как хозяйка квартиры, в которую должны заселиться Розмари и Гай, всё ещё жива и здравствует. Как бы хороша ни была Джулия Гарнер, списывающая повадки Миа Фэрроу, образ матери Антихриста или неудавшейся Розмари — явно не роль всей её жизни (сколько бы Каставеты ни убеждали девушку в обратном).

Главный промах «Квартиры 7А» — в её суррогатной природе: минуя все контекстуальные изменения, явно произошедшие за полувековой промежуток, авторы предпочитают нетленной классике низкопробного дублёра, не сумевшего привнести ни оригинальных мыслей, ни свежего подхода.

Читайте также
Отныне я сам судья и палач: удалась ли новая экранизация «Графа Монте-Кристо»
Новое прочтение трагедии героя в духе восхождения французского Бэтмена.
Детство в компании мёртвой собаки: как устроена драма «Чупакабра»
Концентрат звягинцевщины в истории взросления.
Также рекомендуем
«Смертельная битва», «Принц Персии: Пески времени» и др.
Мария Ракитина про работы Ари Астера, Дэвида Кроненберга и Фрэнсиса Форда Копполы.
Собрали несколько хорроров, атмосфера в которых порой главенствует над содержанием.
Женщина с ребёнком бежит от абьюза в надежде на новую жизнь.
«Смертельная битва», «Принц Персии: Пески времени» и др.
Мария Ракитина про работы Ари Астера, Дэвида Кроненберга и Фрэнсиса Форда Копполы.
Собрали несколько хорроров, атмосфера в которых порой главенствует над содержанием.
Женщина с ребёнком бежит от абьюза в надежде на новую жизнь.

Последние новости

Эштон Кутчер и Эван Питерс сыграют в новом сериале Райана Мёрфи
«Красота» погрузит мир в пучину фантастической болезни.
«Головоломка 2» показывает выдающиеся цифры на Disney+
Главный хит мирового проката этого года разрывает стриминги.
00:00