Основано на реальных событиях — Роману Полански 85 лет

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Не совсем поздравительный текст Зинаиды Пронченко к юбилею польско-французского режиссёра.

Роман Полански

Здесь должен был быть восхищённый текст о том, как безусловный гений, кино-театрально-оперный режиссёр и актёр, а также сценарист, продюсер и, разумеется, фотограф Раймунд Роман Либлинг Поляньский прожил долгую, богатую драматическими событиями жизнь, с познавательным экскурсом в каждую творческую веху. От короткометражек в социалистической Польше до «Ребёнка Розмари» и «Китайского квартала» — фильмов, в которых условно старый и новый Голливуд идёт рука об руку и за которые Питер Богданович, например, Полански проклял, посчитав, что тот продался индустрии, а его пример другим наука (особенно Богдановичу показалось оскорбительным приглашение Джона Хьюстона на эпизодическую роль — чистой воды оппортунизм, писал он впоследствии). От «Тесс», пожалуй, самой виртуозной и тактичной по отношению к оригиналу экранизации классики в принципе (рядом можно поставить лишь «Барри Линдона») до китчевого безумия «Венеры в мехах». Не обошлось бы и без сплетен о соперничестве Полански с Годаром или сравнительного анализа «Что?» и «Презрения». Обе картины были сняты при участии Карло Понти в одной и той же обстановке — на его средиземноморской вилле, обе иллюстрируют тонкую грань между артистическим тщеславием и коммерческим расчётом. Обязательно стоило бы поговорить о несчастном детстве Полански, Холокосте, Варшавском гетто, погибшей матери и скитаниях по приёмным семьям. Его «здоровое» чувство абсурдности всего сущего, столь очевидно проявившееся во многих и многих фильмах (от «Ножа в воде» до последнего «Основано на реальных событиях») родом именно оттуда, из того времени, когда ему, подростку, приходилось выдавать себя за католика и ежедневно притворяться. Отдельного эссе заслуживает сюжет о той причудливой смеси, по выражению Кристофера Сэндфорда, «еврейской хуцпы и польской меланхолии» в «Неистовом» и «Горькой луне», ночного мира евротрэша и «панъевропейской» философской традиции, вроде ницшеанства. И это мы ещё не упомянули Шэрон Тейт и Чарльза Мэнсона.

Слева направо: Ева Грин, Роман Полански, Эмманюэль Сенье

Но здесь будет иной текст, а вместо восклицательных знаков — вопросительные. И вот почему. С осени 2017 года мир кино сотрясают один за другим сексуальные скандалы. Всё началось с Вайнштейн-гейта, а за ним последовали остальные гейты, каждый из которых оказался буквально порталом в ад. Кевин Спейси, Джеймс Франко, Дастин Хоффман, Люк Бессон, Луис Си Кей, наконец, Вуди Аллен — и это список кораблей лишь до половины. Все эти уважаемые джентльмены — по новым данным, насильники и опасные психопаты, их карьеры либо уничтожены (до суда и следствия), либо, в лучшем случае, поставлены на паузу. Вайнштейн со Спейси не вернутся в профессию уже никогда, это факт. От Аллена отворачиваются актёры и инвесторы, Тимоте Шаламе и Кейт Уинслет больше не хотят иметь с ним ничего общего (после, по сути, голословных заявлений явно заинтересованной стороны в лице бывшей супруги Миа Фэрроу). Остальных банально предали публичной анафеме. Очень симптоматичной в этом смысле была церемония закрытия последнего Каннского фестиваля. Азия Ардженто со сцены прокричала, что люстрация ждёт многих присутствующих в зале, это только вопрос времени.

Роман Полански. Фото: The Daily Beast

А что же Роман Полански, вечный изгнанник и жертва якобы чересчур пуританской американской морали и пристрастного правосудия? Уже 40 лет прошло с 1 февраля 1978 года, когда после 42 дней в тюрьме Полански, признав предварительно вину за изнасилование несовершеннолетней Саманты Гэйли, бежал из США в Европу. Даже если не верить следствию, показаниям жертвы и свидетелей (основных было двое — Анжелика Хьюстон и Елена Каллианиотис, коллизия имела место в доме Джека Николсона на Малхоллэнд-драйв, сам хозяин отсутствовал, но Хьюстон, тогдашняя подружка актёра, приехала за вещами, а дверь открыла соседка Каллианиотис), обо всём случившемся можно в деталях прочитать в автобиографии Полански «Роман о Романе». Там сказано, что в марте 1977 года Полански устроил фотосессию тринадцатилетней Гэйли, дочери друзей, сначала на кухне, затем в джакузи. Поил её шампанским, всячески развлекал (в материалах дела фигурировал также наркотик метаквалон), а затем, почувствовав «очевидное эротическое напряжение», отвёл в спальню и занялся с ней любовью («она легла, я вошел в неё, она не оставалась безучастной, каждые пять минут я её спрашивал — тебе нравится? — в ответ звучало — терпимо»). К вопросу о «терпимо» — следствие установило, что у Полански с Гэйли был оральный и анальный секс. Также внимательно читая автобиографию, мы узнаём, что Полански регулярно имел половые контакты с несовершеннолетними, например, с Настасьей Кински, когда той было всего 15, или с несколькими швейцарскими школьницами 14,15 и 16 лет во время ссылки в Гштааде. Рассуждая о природе любви, Полански пишет, что «к 18 годам девочки теряют харизму». В 2010 году британская актриса Шарлотт Льюис обвинила Полански в изнасиловании (в 1983 году, потерпевшей было 16 лет), в прошлом году актрисы Мэллори Миллет, Рената Лэнгер и Марианна Барнард заявили, что были изнасилованы или подверглись домогательствам сексуального характера в 1970, 1972, 1973 и 1975 годах, всем им на тот момент было 16, 15 и 10 лет соответственно. Однако та же возмущенная кинообщественность — Кэйт Уинслет, Мерил Стрип, Тильда Суинтон и многие, многие другие (список режиссёров и актёров, не раз публично поддерживавших Полански после ареста в Цюрихе, задолго до и совсем недавно — огромен, включает в себя имена Александра Пэйна, Сигурни Уивер, Хариссона Форда и, кстати, Харви Вайнштейна и Вуди Аллена), весь 2017 год сожалевшая о совместной работе с «Мирамакс» и оправдывавшаяся незнанием ужасных фактов, продолжает гласно или негласно требовать прекращения уголовного преследования, хотя тут все факты известны, уж 40 лет как. Только Азия Ардженто, опять же, нашла в себе силы осудить режиссёра. В чем же дело? В Холокосте, в убийстве Шэрон Тейт или в том, что таланты Полански значительнее, нежели таланты Вуди Аллена или Кевина Спейси? Нет ответа, есть неприятный осадок. В январе этого года газета The Guardian опубликовала текст Хэдли Фриман о двойных стандартах тонко чувствующих киноэлит на примере Полански. К сожалению ни один из вышеназванных поборников нравственности не захотел общаться с автором статьи, называющейся «О чём нам говорит благоговение Голливуда перед насильником детей Романом Полански?». Видимо, ни о чём. Так бывает. Из всех искусств важнейшим для нас является кино.

Читайте также
Однажды в Мексике. Алехандро Гонсалесу Иньярриту — 55
К юбилею Алехандро Гонсалеса Иньярриту Наталья Серебрякова рассказывает, как мексиканский моряк стал знаменитымоскароносным режиссёром.Вначале было море. На н...
И в кино тоже: 90 лет назад родился Энди Уорхол
6 августа 1928 года в Питтсбурге на свет появился Эндрю Уорхола, которого мы знаем под чуть более звучным псевдонимом Энди Уорхол. Уорхол...
Настоящий «господин Никто»: сорок лет спустя — в прокате «Месье Кляйн»
В Европе спустя сорок лет после премьеры на экраны выходит в отреставрированной версии «Месье Кляйн» Джозефа Лоузи, фильм, создававшийся чрезвы...
Программа 75-го Венецианского кинофестиваля
Юбилейный 75-й Венецианский кинофестиваль объявил программу. Смотр традиционно пройдёт на острове Лидо с 29 августа по 8 сентября. Председателем жюри назначен...
Оркестр одиноких сердец: Вонгу Кар-Ваю — 60
Сегодня исполняется 60 лет гонконгскому поэту от кинематографа — Вонгу Кар-Ваю, автору «Падших ангелов», «Чунгкингского экспресса», «Любовного...
«Гофманиада» — главный проект нового «Союзмультфильма»
«Гофманиада» — новый анимационный фильм легендарного мультипликатора Станислава Соколова. Самый большой проект, над которым работала студия «Союзмультфил...
Также рекомендуем

Последние новости

«Цветение» Вонг Карвая признано главным азиатским сериалом года
На премии стримингового контента при Пусанском кинофестивале.
Эндрю Гарфилд рассказал об интимной сцене фильма «Время жить»
Из-за разгорячившихся актёров оператору пришлось отвернуться.
«Битлджус Битлджус» преодолел отметку в $400 миллионов
Фильм Тима Бёртона — один из немногих успехов Warner Bros. в этом году.
Аль Пачино чуть не умер от ковида
Актёр поделился своим описанием загробной жизни.
00:00