В российский прокат выходит трогательная чёрно-белая драма «Камон Камон» Майка Миллса. Одинокий радиоведущий в исполнении Хоакина Феникса присматривает за 9-летним племянником и вместе с ним отправляется в вынужденное путешествие по Америке. Максим Ершов, впечатляясь изысканной операторской работой Робби Райана и способностью режиссёра прислушиваться к окружающему миру, рассказывает про фильм.
Вечно уставший радиоведущий Джонни (Хоакин Феникс) с головой уходит в масштабный и интригующий проект: вместе с рабочей группой он путешествует по Америке и опрашивает подростков на тему будущего. Все их мысли он тщательно записывает на рекордер. Джонни настолько давно колесит по стране, что привык к ничем не отличающимся друг от друга гостиничным номерам, одиночеству и полному отсутствию личной жизни. Не так давно его бросила девушка, с которой они встречались несколько лет. Может, и хорошо забыться в работе. В годовщину смерти матери Джонни звонит из Детройта сестре Вив (Габи Хоффманн) в Лос-Анджелес. Та признаётся, что у мужа (Скут МакНэри) обострение биполярного расстройства, — его надо бы отвезти в клинику, но некому посидеть с девятилетним сыном Джесси (Вуди Норман). Неожиданно Джонни соглашается присмотреть за племянником и приезжает к сестре. С парнишкой приходится знакомиться заново — дядю он не помнит совсем. Джонни и Джесси сначала гуляют по Лос-Анджелесу, а когда отъезд Вив затягивается, отправляются в Нью-Йорк. Последней точкой их путешествия станет Новый Орлеан.
«Камон Камон» можно считать финальной частью автобиографической трилогии режиссёра Майка Миллса. «Начинающие» рассказывали о последних годах жизни его отца, который после смерти жены сделал каминг-аут. «Женщины ХХ века» были вольной фантазией о временах молодости матери Миллса. Новый фильм приводит автора в настоящее. Основа новой картины вновь во многом автобиографична. В 2012 году у режиссёра и его жены, постановщицы Миранды Джулай, родился сын Хоппер. На сей раз Миллс рефлексирует на тему отцовства и отношений с сыном. Другая важная документальная деталь — смерть матери. Неудивительно, что и на роль Джонни режиссёр выбрал Хоакина Феникса. Обладатель премии «Оскар» в 2020 году стал отцом. Роль в «Камон Камон» — его первое появление на большом экране после рождения ребёнка. Феникс и его супруга Руни Мара назвали первенца Ривером — в честь покойного брата Хоакина. В последние годы мы привыкли видеть Феникса в приклеившемся к нему образе эксцентричного и потрёпанного жизнью невротика (а иногда и попросту безумца). В «Камон Камон» актёр совсем другой: такого сентиментального, нежного и чуткого Хоакина не было видно очень давно.
Не отстаёт от старшего коллеги и совсем юный Вуди Норман. В самом начале мальчик отказывается давать дяде интервью и высказывать свои мысли о будущем, а лишь берёт в руки микрофон и отправляется записывать шумы моря, звуки улиц и шелест листьев. В конце же он заимствует дядину профессиональную аппаратуру и среди ночи откровенно говорит обо всём наболевшем. Джонни услышит эту запись чуть позже. В этом откровении фактически и кроется всё действие неторопливого и порой даже убаюкивающего зрителя фильма. Важно всё-таки не только слушать других, но и уметь высказать то, что давно мучает. К концу этот полезный навык освоят и дядя, и племянник.
Сопровождают героев в этом путешествии «Волшебник страны Оз» Фрэнка Баума (его Джесси на ночь читают Джонни и Вив), «Матери: эссе о любви и жестокости» Жаклин Роуз, заметки оператора Кирстен Джонсон «Неполный список того, что делает камера» и книга «Семья биполярного медведя» Анджелы Холлоуэй (она помогает мальчику понять, что происходит с его отцом). С помощью очень непохожих литературных произведений дядя не только учится коммуницировать с племянником, но и проговаривает свои мысли, но на самом деле, конечно же, мысли Майка Миллса. Когда в фильме звучат цитаты из вышеперечисленных книг, на экране обязательно появляется титр с названием и автором. Подобная стилистика роднит «Камон Камон» с эссеистическим кино, но эти эпизоды удачно вплетены в ткань картины, не выглядят чужеродными.
Тихий и едва заметный саундтрек к фильму написали братья Аарон и Брайс Десснеры из группы The National. В 2019 году к выходу их нового альбома I Am Easy to Find Миллс снял короткометражный фильм под свежие композиции и с восхитительно неземной Алисией Викандер в главной роли. Найденное три года назад монохромное визуальное решение повторено в «Камон Камон». Снял фильм отличный ирландский оператор Робби Райан («Фаворитка», «История о замужестве» и «Я, Дэниел Блэйк»), ранее не замеченный в любви к чёрно-белому изображению.
Как и тексты The National, Майк Миллс в первую очередь проговаривает страхи и тревоги современного успешного человека из страны далеко не третьего мира. Даже сами вопросы о будущем, обращённые к детям, остаются лишь красивой рамкой, поводом к разговору. Ответы не так уж интересны. При этом радиоведущий оказывается наивнее своего племянника. Джесси понимает, что всё спланированное никогда не случится, а произойдёт то, чего никак не ожидаешь. Во время съёмок «Камон Камон» о коронавирусе никто и не думал, но в 2022 году нежное кино о путешествии ребёнка и взрослого — форма эскапизма, попытка отвернуться от настоящего. Заложена она и в самом опроснике Джонни. Беседы о будущем так или иначе становятся отражением настоящего. Только изначально главный герой отказывался себе в этом признаться и не понимал, что начать нужно с себя, а уж потом переходить к глобальным вопросам.