Фильм «Анчартед: На картах не значится»: в поисках утраченного Индианы

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Анчартед: На картах не значится»
Кадр из фильма «Анчартед: На картах не значится»

Ефим Гугнин рассказывает о долгожданной экранизации Uncharted с Томом Холландом в главной роли. Неизвестно, что зритель в целом ждал от фильма, но задорный экшен про искателей сокровищ, которые, кажется, подчинили себе законы физики и логики (ну и отлично), способен покорить и фанатов игры, и изголодавшихся по старому доброму приключенческому кино. Не без минусов, но с огромным багажом плюсов. Подробнее — в материале.

Молодой парень в белой рубашке открывает глаза и понимает, что висит вниз головой в километрах от земли — от падения спасает только то, что он случайно зацепился ногой за выпавший из воздушного судна контейнер. Уворачиваясь от выстрелов охраны и нарушая законы физики, смельчак запрыгивает обратно в самолёт. Но лишь затем, чтобы через секунду вновь упасть, теперь уже окончательно и бесповоротно. Свободное падение, земля всё ближе, шансов выжить, кажется, нет. Парня, кстати, зовут Натан Дрейк (Том Холланд). И вам, наверное, интересно, как он оказался в этой ситуации.

Чтобы это рассказать, фильм отматывает назад во времени. Натан работает барменом, делится с клиентами случайными фактами из истории, ловко мешает коктейли и периодически столь же ловко обкрадывает богатых посетителей. Однажды к нему приходит мужчина по имени Виктор Салливан, или просто Салли (Марк Уолберг), и предлагает работу: говорит, что ищет потерянное сокровище Магеллана. Парня он выбрал не просто так. Дело в том, что раньше Салли работал с братом Натана, Сэмом, с которым тот разлучился ещё в детском доме. Он надеется, что старший Дрейк оставил младшему какие-то подсказки — ведь иначе им никак не обогнать злобного миллиардера Монкаду (Антонио Бандерас), который охотится за тем же самым золотом. Натан соглашается: ведь хочется узнать, что произошло с братом, которого он не видел с детства.

Экранизация Uncharted томилась в производственном аду с десяток лет — за это время она успела сменить не одного режиссёра (в разное время снимать фильм должны были Джо Карнахан, Шон Леви и Дэн Трахтенберг, в итоге же его поставил автор «Добро пожаловать в Zомбилэнд» Рубен Фляйшер), а Марк Уолберг, которого изначально звали играть искателя приключений Натана Дрейка, достаточно постарел, чтобы в итоге перевоплотиться в его наставника и father figure Виктора Салливана. Что важнее, пока кинематографисты мучались с материалом, игровая серия разрослась аж до четырёх номерных частей и поставила жирную точку в истории обаятельного авантюриста. Авторы адаптации оказались в любопытном положении: добавить что-то к тому, что уже придумали в студии Naughty Dog, не получится — белых пятен в истории Дрейка те просто не оставили. Повторять за видеоиграми — тоже идея сомнительная: соревноваться в зрелищности и эффектной драматургии с оригинальными Uncharted всё равно не выйдет.

Проблему они решили не слишком изящно: взяли сюжетные элементы из всех четырёх частей и собрали из них аккуратный приквел, историю Дрейка до того, как он стал «тем самым» Дрейком. Голливуд в последние годы любит подобное: вспомните «Пэна», который рассказывал историю Капитана Крюка до того, как тот стал Капитаном Крюком, или «Хана Соло», возвращавшегося в самое начало пути харизматичного контрабандиста. С оговорками сюда же можно включить и «Джокера», и синонимичную ему «Круэллу» — не зная, как продолжить сюжеты больших франшиз, студии раз за разом обращаются за ответами к прошлому. Показывают более-менее одну и ту же историю наивного идеалиста, который превращается в закалённого жизнью (или просто сумасшедшего) антигероя.

Кадр из фильма «Анчартед: На картах не значится»
Кадр из фильма «Анчартед: На картах не значится»

В рамках приключенческого кино эта одержимость «началами» скорее расстраивает: ведь их герои хороши как раз тем, что они больше самой жизни и существуют как бы в вечной жанровой абстракции. Голливуд как будто забыл, что Индиана Джонс впервые появляется на экране уже в середине очередного приключения — под его предысторию выделяется лишь опенинг третьего фильма, «Последнего крестового похода». То же и с Дрейком: в первом Uncharted мы видим Натана сразу в эпицентре действия, с пиратским гробом на корабле и опасными бандитами на хвосте. До третьей части мы мало что ведаем о его детстве, о потерянном брате узнаём только в четвёртой. Студия Naughty Dog знает то, что почему-то непонятно Фляйшеру и команде: чтобы вовлечься в историю остроумного искателя приключения, абсолютно необязательно знать его родословную.

Это не вопрос «канона» или «неканона» и не обвинение в том, что экранизация, дескать, позволила себе что-то сделать не как в играх. Просто груз информации, который свалился на плечи кинематографистов, мешает их же фильму. Первый акт «Анчартеда» — однозначно самое слабое место картины. Тут мало что происходит, потому что столько всего нужно объяснить: обозначить злодеев и героев, проговорить отношения Натана с братом и показать их унылое детство в приюте. Фильм топчется на месте, повторяется и заставляет героев вслух проговаривать факты о самих себе. Доходит до смешного — Сэм в одной сцене напоминает младшему Дрейку его же фамилию ради замечания о том, что в них течёт пиратская кровь (они, предположительно, потомки Фрэнсиса Дрейка, хотя по играм мы знаем, что всё это не больше, чем легенда).

Кадр из фильма «Анчартед: На картах не значится»
Кадр из фильма «Анчартед: На картах не значится»

Но как только «Анчартед» расставляет все фигуры и расправляется с экспозицией, фильм расцветает. Больше никаких пауз и ретардаций: герои, прямо как в играх, попадают в бесконечную череду диких экшен-сцен и хитрых головоломок, в кои-то веки написанных так, что их действительно интересно решать вместе с героями на экране. А между этим персонажи мило общаются и бесконечно острят — лучше всего это выходит у Марка Уолберга, в очередной раз доказывающего, что он может быть очень хорошим комедийным артистом, когда захочет. Да, Фляйшер — далеко не Спилберг, и в отношении киношной пластики «Анчартеду» сложно соревноваться с «Индианой» или «Тинтином» (который, скажем прямо, до сих пор выглядит как лучшая экранизация Uncharted, хоть ею и не является). Но там, где экшен-сценам не достаёт техничности, спасают креативные концепты: в финале, например, герои сражаются на старых пиратских кораблях, подвешенных за тросы к вертолётам. Это настолько в духе игр, что даже странно, что ребята из Naughty Dog до чего-то подобного не додумались.

Вообще, «Анчартед» хорошо показывает, в каком сильном упадке сейчас находится жанр приключенческого кино, подкошенного когда-то провалом «Одинокого рейнджера» и добитого взлётом супергероики. В иные годы картина Фляйшера была бы просто «одной из», встала бы в ряд с «Мумией» и «Сокровищами нации». Сейчас она воспринимается как редкое и давно утерянное сокровище. Да, экшен мог бы быть выразительнее (кроме финального, там всё и так прекрасно), но авторы «Анчартеда» хотя бы попытались придумать интересные ситуации, а не просто столкнули всесильных полубогов в очередном полупустом пространстве — и даже в подсмотренных у игр эпизодах они то и дело добавляют новые забавные детали. Да, они собрали четыре части в одну, но им хотя бы хватило совести не закидывать каждый сантиметр фильма фан-сервисом: а камео Нолана Норта, подарившего голос Натану в играх, большинство зрителей наверняка упустит, просто потому что понятия не имеет, как он выглядит. И да, это формулярное и нехитрое кино, но оно, по крайней мере, знает, за кем повторять. «Анчартед» хочется хвалить хотя бы за то, что он встраивается в традиции того же «Индианы» и «Пиратов Карибского моря» (забавно, что обе франшизы герои тут упоминают), а не условного «Красного уведомления».

Читайте также
Сериал «Пэм и Томми»: cекс, ложь и середина 90-х
На стриминге Hulu вышло три эпизода мини-сериала «Пэм и Томми» про одно из самых известных секс-видео в истории Голливуда. Тимур Алиев рассказывает, как слив...
«Параллельные матери» — мелодрама Педро Альмодовара, задавшая тон Венецианскому фестивалю
Примечание редактора: оригинальный текст был опубликован...
«Падение Луны»: эффектная реклама «Лексуса», которая выбьет у вас Землю из-под ног
Влад Шуравин рассказывает, почему стоит увидеть этот космический цирк.
Фильм «Обходные пути»: кладмен, следи за собой
Кадр из фильма «Обходные пути» В пр...
«Мюнхен: На грани войны»: ответ Чемберлену
На Netflix можно посмотреть картину, рассказывающую о буквально последних мирных, но уже напряжённых днях перед началом Второй мировой войны. Антон Фомочкин р...
«Этот дом» — анимационный шедевр на Netflix, который не стоит пропускать
На Netflix тихо вышел британский мультфильм в технике stop motion «Этот дом», способный открыть зрителям по всему миру творческий дуэт и ещё двух режиссёров....
Также рекомендуем
Продолжаем вкушать плоды майского онлайн-проката. В сегодняшнем меню: итальянская комедия про несчастных, переживающих х...
Широкому зрителю режиссёр Пэтти Дженкинс известна как та, кто сделала из красавиц Шарлиз Терон и Кристины Риччи самую ас...
До российского проката добрался многострадальный сай-фай Дага Лаймана «Поступь хаоса» — и это уже само по себе можно счи...
Трансвеститы, мигранты, кабаре и карривурст: в прокат вышел «Берлин, я люблю тебя», уже пятый по счету киноальманах из с...
Продолжаем вкушать плоды майского онлайн-проката. В сегодняшнем меню: итальянская комедия про несчастных, переживающих х...
Широкому зрителю режиссёр Пэтти Дженкинс известна как та, кто сделала из красавиц Шарлиз Терон и Кристины Риччи самую ас...
До российского проката добрался многострадальный сай-фай Дага Лаймана «Поступь хаоса» — и это уже само по себе можно счи...
Трансвеститы, мигранты, кабаре и карривурст: в прокат вышел «Берлин, я люблю тебя», уже пятый по счету киноальманах из с...

Последние новости

ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
В Каннах покажут последний фильм Жан-Люка Годара
Который он закончил за день до смерти.
00:00