Киновселенные. Приквелы «Звёздных войн» – история для нового поколения

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

звездные войны
Lucasfilm

В рубрике «Киновселенные» продолжаем рассказывать о зарождении культовых кинофраншиз. Сегодня речь пойдёт о второй трилогии «Звёздных войн» — приквелов, целиком снятых Джорджем Лукасом.

Возвращение джедаев

Джордж Лукас думал о масштабировании вселенной «Звёздных войн» ещё на стадии создания первых фильмов (подробнее об этом можно почитать в нашем предыдущем материале об оригинальной трилогии). На это же ссылается продюсер IV и V эпизодов Гэри Курц. Сам Лукас ещё в 1980 году подтверждал план из девяти фильмов для киновселенной, в котором первый эпизод был бы посвящён происхождению джедаев, второй — развитию персонажа Оби-Вана Кеноби, а третий — Энакину Скайуокеру (план, с оговорками, не так уж сильно изменился).

После успеха первой трилогии режиссёр, уставший от проблемных съёмок, целенаправленно взял паузу в режиссуре и сделал акцент на семье, периодически занимаясь продюсированием, в частности, спилберговского «Индианы Джонса», байопика про Юкио Мисиму (привет, джедайско-самурайский дух), «Говарда-утки» и «Лабиринта» с Дэвидом Боуи и Дженнифер Коннелли.

джордж лукас харрисон форд
Джордж Лукас и Харрисон Форд на съёмках фильма «Индиана Джонс и Храм судьбы»/Lucasfilm

Но когда сыну Лукаса исполнилось пять лет, режиссёр решил вернуться. Гигантоманская идея, растянутая на девять фильмов, не давала покоя. Но желание умножить свой успех и детализировать созданный мир столкнулось с любовью к качественному визуальному зрелищу — реализовывать идею так, как задумывал Лукас, требовало немалых бюджетов, из-за чего в 1980-е планы пришлось отложить.

Всё изменилось в начале 1990-х после выхода «Парка Юрского периода», на котором основанная Лукасом компания ILM опробовала CGI-технологии более масштабно (внешний вида динозавров целиком, замена каскадёров). Эксперимент оказался успешным, после чего у Лукаса появилась надежда, что на этот раз процесс режиссуры и производства из-за новых технологий будет проще (вдобавок ему хотелось рассказать полную историю Дарта Вейдера) — и он решил попробовать самостоятельно. Интерес к съёмкам продолжения франшизы также проявлял режиссёр VI эпизода Ричард Маркуанд, но он скончался в 1987 году.

Путь Энакина

Главный герой трилогии — Энакин Скайуокер (Джейк Ллойд), будущий Дарт Вейдер. В первом эпизоде он — ребёнок-раб, проживающий на отдалённой планете Татуин, куда случайно заносит двух джедаев — мастера Квай-Гона Джинна (Лиам Нисон) и его падавана Оби-Вана Кеноби (Юэн Макгрегор). После знакомства Квай-Гон начинает подозревать, что Энакин — Избранный из древних пророчеств, что должен помочь восстановить баланс в Силе (у мальчика предельно высокий уровень мидихлориан в крови — микроформ жизни, отвечающих за связь с Силой). Квай-Гон забирает мальчика с собой и планирует сделать падаваном, несмотря на возражения Оби-Вана и совета джедаев, которых настораживают своеволие Джинна и неготовность мальчика.

Официальный трейлер фильма «Звёздные войны: Эпизод 1 — Скрытая угроза»/Lucasfilm

Параллельно развивается линия борьбы между Галактической Республикой (джедаи с ней) и Торговой Федерацией, за которой стоит таинственный ситх Дарт Сидиус. Торговая Федерация устраивает блокаду республиканской планеты Набу во главе с юной королевой Падме Амидалой (Натали Портман), но при помощи джедаев и гунганов — коренного населения Набу — в финале блок удаётся прорвать. Квай-Гон погибает в дуэли от руки Дарта Мола — ситха-ученика Сидиуса, Оби-Ван побеждает Мола, а также даёт умирающему Джинну обещание обучить Энакина. Во главе галактического Сената становится харизматичный канцлер Палпатин (Иен Макдермид).

Второй эпизод происходит 10 лет спустя, Оби-Ван — уже опытный джедай, Энакин (Хайден Кристенсен) — трудный подросток-падаван. Эта часть разветвляется на большое количество параллельных сюжетных линий: на Амидалу совершается покушение, Оби-Ван начинает искать заказчика и находит планету с огромным количеством клонов, якобы заказанных по просьбе одного почившего джедая для нужд Республики.

звездные войны
Постер фильма «Звёздные войны: Эпизод 2 — Атака клонов»/фото взято с сайта www.kinopoisk.ru
звездные войны
Постер фильма «Звёздные войны: Эпизод 2 — Атака клонов»/фото взято с сайта www.kinopoisk.ru

В то же время между Энакином и Падме разворачивается любовная линия, а совет джедаев продолжает пытаться выйти на графа Дуку (Кристофер Ли), другого ученика Сидиуса и бывшего джедая. Заканчивается всё эпическим побоищем с участием большого количества джедаев, дроидов и местных монстров с планеты Джеонозис. Под занавес на помощь Республике приходят те самые клоны, которых обнаружил Оби-Ван. Их участие начинает Войну клонов — между Галактической Республикой и оппозиционерами-сепаратистами.

Третий эпизод происходит через три года и подводит сюжетную черту под падением Энакина Скайуокера на тёмную сторону. Его уязвимым местом оказывается запрещённая связь с Падме — юный джедай переживает за жену, которую он видит умирающей в видениях, и этим пользуется Дарт Сидиус (он же, сюрприз, канцлер Палпатин).

звездные войны
Кадр из фильма «Звёздные войны: Эпизод 3 — Месть ситхов», реж. Джордж Лукас, 2005/Lucasfilm

Джедаи в это время решают проблемы на фронтах войны: победа над графом Дуку и сражение с генералом сепаратистов Гривусом. Наконец Палпатин разоблачён, но оказывается слишком поздно. Энакин помогает ему убить других джедаев в столице. Кроме того, Сидиус активирует приказ № 66 — согласно ему, все клоны должны уничтожить джедаев, с которыми ещё недавно воевали бок о бок.

Энакин, получивший имя Дарт Вейдер, сходится с Оби-Ваном в бою на вулканической планете Мустафар. Оби-Ван побеждает, но не решается добить бывшего ученика, и того, обожжённого и искалеченного, подбирает Сидиус и заключает в известные всем чёрные доспехи. Падме тем временем умирает при родах — у неё рождаются мальчик и девочка, Люк и Лея.

Производство и основные мотивы

Производство трилогии приквелов шло гораздо проще в сравнении с оригинальными эпизодами — теперь над Джорджем Лукасом не висела угроза банкротства, он обладал мировой известностью и мог позволить себе вкладывать в фильмы большие средства с меньшим риском. Затруднения на съёмочных площадках по сравнению с событиями 20-летней давности были чаще похожи на сиюминутные казусы: Лиам Нисон оказался слишком высоким, и пришлось доплатить несколько тысяч долларов за переделку декораций. К первому эпизоду не успели подготовить компьютерную графику для мастера Йоды, поэтому в «Скрытой угрозе» его играет кукла. Юэну Макгрегору в части сцен были вынуждены добавить фальшивую бороду — реальную он к тому времени сбрил для съёмок в «Падении “Чёрного ястреба”».

Документальный проект о создании фильма «Звёздные войны: Эпизод 1 — Скрытая угроза»/Lucasfilm

На уровне тематического содержания Лукас сохранил верность себе — фильмы снова вобрали всего понемногу: от самураев и восточной мифологии до христианства, исторических, политических и культурных отсылок из разных уголков планеты. Среди самых очевидных примеров — Энакин как мессия (в фильме по факту проговаривается, что у него не было отца, — непорочное зачатие), Дарт Мол выступает как аватар дьявола. Галактическая Республика похожа сразу на все продвинутые республики/демократии с благими начинаниями, но в кризисе, от Римской империи и Византии до (учитывая приход Палпатина) Веймарской республики.

Политики на этот раз ещё больше, чем в оригинальной трилогии, где были пунктирно обозначены «хорошие» повстанцы и «плохие» имперцы. Появляется больше разных фракций и организаций со своей мотивацией и интересами вроде Торговой Федерации, гунганов, сепаратистов. Среди других довольно прозрачных параллелей — великое истребление джедаев в результате приказа № 66 и «Ночь длинных ножей» (или любое другое насильственное пришествие диктатуры к власти).

звёздные войны
Натали Портман, Юэн МакГрегор и Джордж Лукас на съёмках фильма «Звёздные войны: Эпизод 3 — Месть ситхов»/Lucasfilm

Мир на этот раз получился более красочным и разнообразным — от идиллической планеты Набу с архитектурой в духе итальянского ренессанса и ар-нуво до планеты Мустафар, буквально представляющей из себя металлические надстройки над жерлом вулкана.

Гнев и принятие

В отличие от оригинальной трилогии, лукасовская (особенно I и II эпизоды) вызвала у публики в момент выхода более полярные отзывы. Материалов, разъясняющих, почему эпизоды I-III — провал, достаточно и сейчас. Если постараться кратко суммировать претензии:

  • Неожиданные лукасовские рояли в кустах вроде мидихлориан — как-бы-научного подведения основы под категорию Силы. Впрочем, появление термина на уровне пары упоминаний в фильме не добавило большинству аудитории понимания, что это такое;
  • Персонажи вроде небритого жадного торгаша Уотто с большим носом-хоботом и кривляющегося с карибским акцентом пучеглазого гунгана Джа-Джа Бинкса вызвали шквал обвинений в расизме;
  • Актёрская игра, особенно Хайдена Кристенсена — многим показалось, что для своего сложного персонажа он то слишком деревянный, то неестественно переигрывающий. Свою долю критики получила и невнятная романтическая линия с Амидалой. Любовные диалоги писал сам Лукас, который признавался, что никогда не был в этом силён.
  • Большой визуальный контраст между трилогиями. Если оригинальная была нарочито пыльной, грязной, то новая казалась чрезмерно блестящей, с новыми гладкими интерьерами — ровно то неправдоподобие, которого Лукас якобы стремился избегать при съёмке первого фильма. Сам режиссёр оправдывался тем, что в гражданскую войну и разруху, что наступила после III эпизода, всем стало не до модных интерьеров;
  • Очень неравномерный темп, целые части фильма провисали (особенно любовная линия II эпизода), в то время как другие шли на контрасте чрезмерно динамично (тот же финал II эпизода).

Но прошли годы, и, хотя критиков у трилогии приквелов всё ещё немало, в конце нулевых — начале десятых стало заметно больше зрителей, которые искренне (или иронично) оценили фильмы. Самые рациональные аргументы этого лагеря:

  • Благодаря новой трилогии вселенная расширилась, мир стал более объёмным, зрители увидели больше разных рас и разных планет галактики, каждая, будь то Геонозис, Набу, Мустафар или Утапау — со своими запоминающимися особенностями;
  • Качественный экшн — для 20-летней давности CGI-эффекты (большинство из них) всё еще выглядят нестыдно, а боевые сцены поединков на лазерных мечах и сейчас смотрятся захватывающе;
  • Орден джедаев раскрыт как полноценная рыцарская организация — и организация неидеальная, в кризисе, со своими консерваторами и еретиками;
  • Были и качественные актёрские перфомансы — фанатские реакции на Лиама Нисона и особенно Юэна Макгрегора как идеального Оби-Вана не дадут соврать;
  • Музыка Джона Уильямса всё ещё хороша;
  • Особенно лояльные фанаты ссылаются на концепцию кольцевой композиции всех шести эпизодов, где III перекликается с IV, II с V, а I c VI (если кратко — всё это изначально часть плана Лукаса);
  • В политическом смысле, в сравнении с эпизодами IV-VI — больше уместных серых полутонов: «хорошие» джедаи и республиканцы погрязли в дрязгах, сомнениях и внутренней борьбе между консерваторами и новаторами, из-за чего не заметили главную угрозу;
  • И, главное, мемы. Недостатки помогли трилогии приквелов обрасти таким количеством поклонников: мемы про песок, что забивается повсюду, high ground, «hello there!» и, конечно, история про Дарта Плэгаса Мудрого. Эти недостатки многим полюбились (или, по крайней мере, им просто весело иронично это смотреть — но смотрят же!).

Перечисленные выше достоинства и дистанция времени спустя годы скорее изменили тон отзывов о трилогии приквелов. Подросли люди, для которых именно она была фильмами детства (после голливудских блокбастеров рубежа веков воспринимать многие спецэффекты и драки из оригинальной трилогии как новое слово всё же было трудновато), часть зрителей за 20 лет остыла и сменила гнев на милость. Критиков у второй трилогии всё ещё достаточно, но выход третьей тройки фильмов, диснеевской, переключил большую часть критики на себя — тут уже даже давние хейтеры поняли, что в I-III эпизодах были свои шарм и логика. Впрочем, это, как говорили классики, уже совсем другая история.

Читайте также
Как стриминговые сервисы захватили мир? Часть 3. Disney+
Восхождение стриминга «Мышиного дома».
Как нарисовать кино: 10 раскадровок для сцен из известных фильмов
На примере работ Кристофера Нолана, Ридли Скотта и Альфреда Хичкока.
Неснятое кино: «Лига справедливости: Смертные» Джорджа Миллера
Рассказываем об одной из самых дорогих отмен в истории кино.
Как стриминговые сервисы захватили мир? Часть 2. Amazon Prime Video
Продолжаем рассказывать о восхождении известных стримингов.
Киновселенные. Как Джордж Лукас пришёл к идее «Звёздных войн»?
Рассказываем, как зарождались «Звёздные войны».
Кристофер Нолан: довод в пользу кумира поколения
Почему нас восхищают иллюзии в фильмах Нолана и как устроена его магия на экране.
Также рекомендуем

Последние новости

Евро-2024 в России покажут «Матч ТВ» и Okko
Чемпионат Европы пройдёт в Германии.
В иной оптике: фильмы об американцах и европейцах в Азии
Вспоминаем фильмы, в которых жители Запада оказываются на таинственном Востоке.
Появился первый взгляд на драму «Это не я»
Премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале.
00:00