Нереальные упыри: «Вампиры средней полосы» — оригинальный сериал или наглый плагиат?

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В марте 2021 года стриминговый сервис START показал первый из восьми эпизодов сериала «Вампиры средней полосы». В нём рассказывается о жизни клана смоленских вампиров, мирно живущих среди людей уже долгие годы. Главных действующих героев-кровопийц в сериале пятеро: глава клана, который сами вампиры называют «семьёй», дед Слава (Юрий Стоянов), следовательница Аннушка (Екатерина Кузнецова), врач Жан, отвечающий за поставку крови (Артём Ткаченко), его бывшая возлюбленная Ольга (Ольга Медынич) и новообращённый вурдалак Женёк. Жизнь клана меняется, когда в Смоленске находят два обескровленных тела, — вампирам придётся доказать «хранителям», оберегающим порядок между людьми и вурдалаками, что это не их клыков дело.

Фото: кадр со съёмок сериала «Вампиры средней полосы»/START

«Вампиры средней полосы» — заметное явление в российском стриминге последних месяцев: нечто среднее между готическим триллером и семейным драмеди, сериал понравился зрителям и занял 46-е место в топе-250 сериаловна «КиноПоиске» (на момент публикации сериал держится на 53-й строчке). Критики же отметили его атмосферу, ненавязчивый юмор и неназидательную манеру препарирования семейных ценностей — по-доброму, конечно.

Впрочем, сколь внушительным ни был успех «Вампиров средней полосы», проект не избежал и негативных оценок разного толка — например, сериал обвиняли в том, что он, по сути, вольно пересказывает концепцию фильма «Реальные упыри» Тайки Вайтити (на сходство обращали внимание критики разных изданий — например, на «КиноПоиске» или в «Искусстве кино»). Наконец, прозвучали претензии по поводу того, что флагманский проект сервиса START — это открытый плагиат: 27 марта, через неделю после выхода первой серии, режиссёрка Алёна Михайлова опубликовала в фейсбуке пост, в котором обвинила START* в том, что идею для «Вампиров средней полосы» стриминговый сервис скопировал с тизера проекта «Настоящие вампиры» (другое название — «Современные вампиры»), с которым Михайлова и креативный продюсер проекта Григорий Матюхин в 2019 году показывал представителю START.

В довольно ультимативной и жёсткой форме Михайлова утверждает, что START* воспользовался идеей и снял на её основе сериал, который очень неплохо выстрелил. Несмотря на просьбы в комментариях к посту, показать тизер, с которым режиссёрка приходила к продюсерам сервиса, она отказалась. Комментировать для КИНОТВ ситуацию она тоже не стала.

Пост разошёлся быстро, многие сочувствовали авторам «Настоящих вампиров» в том, что у них украли интеллектуальную собственность. Комментарии к публикации оставил и режиссёр «Вампиров средней полосы» Антон Маслов: на его просьбу показать сценарий нереализованного проекта, чтобы понять, в чём именно обвиняют его сериал, Михайлова агрессивно ответила отказом. При этом едва ли не единственным, кто возразил Михайловой в комментариях, оказался как раз креативный продюсер «Настоящих вампиров» Григорий Матюхин.

С разрешения креативного продюсера «Настоящих вампиров» («Современных вампиров») КИНОТВ впервые эксклюзивно публикует тизер того самого проекта, о котором в своём посте писала Михайлова. 

«Мы снимали это всё в 2015 году, — рассказал КИНОТВ Матюхин. — Когда вышли “Реальные упыри” [первые новости о том, что на основе оригинального фильма появится сериал, появились только в 2017 году], мне пришла идея, что было бы классно превратить это в сериал. Мы начали разрабатывать персонажей, начали думать, как могла бы судьба вампира сложиться в России, потому что она совсем на западную не похожа (на тот принятый стереотип в “Дракуле”, в “Сумерках” и прочих). Жизнь в России будет влиять на вампиров очень определённым образом — негативным, что ли, и наш опыт превратит их в таких страдальцев с очень глубоким внутренним конфликтом».

Персонажи, продолжает Матюхин, были придуманы исходя из идеи. По задумке их четверо: девушка Маша, прообразом которой стала конфидентка Лермонтова Мария Лопухина, Дед, ветеран Великой Отечественной войны, в исполнении Артура Смольянинова, юный хипстер, которого обратили совсем недавно, и молодой человек, прислуживающий троице и сам мечтающий об обращении. По словам Матюхина, наибольшее совпадение со стартовскими «Вампирами» он видит в подборе персонажей и антураже. «Мы, правда, больше старались придерживаться какой-то реалистичности в локациях», — замечает он при этом.

«Мне кажется, что с точки зрения истории у нас особо совпадений нет», — считает Матюхин. Тизер проекта он показывал START ещё в 2019 году, однако уже в 2018 году сервис отснял пилот «Вампиров средней полосы», а значит, факт кражи не подтверждается хронологией. «Если был пилот, то говорить о том, что они после того, как посмотрели наш тизер, как-то использовали наших персонажей, — это слишком смело и притянуто за уши», — убеждён Матюхин.

Помимо START, создатели «Современных вампиров» предлагали историю также каналу ТНТ в 2015 году, однако там сюжет предложили существенно изменить. ТНТ хотел развернуть действие вокруг двух друзей, которые едут в Румынию, а по возвращении обнаруживают, что одного из них укусил вампир, — и другой его снимает. Такой сюжет авторов «Современных вампиров» не устроил.

Сервис START на заявления Михайловой никак не реагировал. Как вспомнил Матюхин, человеком от START, который посмотрел тизер в 2019 году, мог быть Алексей Троцюк — один из основателей этого стримингового сервиса и его генеральный продюсер.

«Мне нечего добавить к словам креативного продюсера [о том, что START видел тизер в 2019 году и о заимствовании речи быть не может], — рассказал Троцюк КИНОТВ. — Проект [“Вампиры средней полосы”] родился внутри компании, я присутствовал при этом. Прошёл большой сложный путь. А то, что возникли определённые пересечения, — так бывает. Все на этом обжигались, и мы в том числе». На вопрос о том, на чём ещё Троцюку уже приходилось обжигаться, в смысле, с какими проектами START возникала подобная ситуация, он не ответил.

Фото: кадр из сериала «Вампиры средней полосы»/START

«Идеи в РФ (да и во всём остальном мире) не охраняются авторским правом, — комментирует кейс «Вампиров средней полосы» эксперт в области авторского права, исполнительный директор авторского агентства «Независимый театральный проект» Сергей Спивак. — У нас это прямо указано в пункте 5 статьи 1259 ГК РФ: “Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах”».

При этом существует объект авторского права — сценарий, который охраняется пунктом 1 статьи 1259 ГК РФ («Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: ...драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения...»). Также пункт 7 этой статьи указывает, что авторские права могут распространяться и на часть произведения, то есть и на персонажей — если они выражены в форме конкретного произведения (фильма или книги, например). «Соответственно, обвинять в краже идеи кого-то бессмысленно, так как она не имеет объективного выражения, можно обвинять в краже конкретного текста», — считает Спивак. Да и доказывается это довольно сложно.

В России существует основной закон об авторском праве — это 4-я часть Гражданского кодекса РФ, на которую и ссылается Спивак. В каждом конкретном случае есть правовые нормы, которые можно толковать по-разному, поэтому периодически пленум Верховного суда РФ выпускает постановления, в которых разъясняет, как судам правильно применять этот закон.

«По большому счёту, когда есть сложности в доказывании, суд становится битвой кошельков (и у кого больше денег на юристов и возможностей затягивать процесс, тот и побеждает). Скорее всего, те сценаристы, у которых крадут синопсис/часть сценария, не имеют возможности ввязываться в такие процессы. Особенно с учётом того, что продакшны — часто обычные ОООшки, с которых потом ещё и денег не взыщешь в случае чего», — полагает Спивак.

Подобные случаи обвинения в неправомерном использовании чужой идеи в сфере стриминга и шире кино- и телеиндустрии встречаются чаще, чем хотелось бы. Один из последних примеров — обвинение **авторов проекта «про Нику Турбину» в адрес «НМГ-студии», «Арт Пикчерс» и «Водорода» по поводу похожего полнометражного фильма «Ника».

Фото: промокадр к фильму «Реальные упыри»/Paramount Pictures

Историю с украденными «Вампирами» можно считать отличным маркером того, что сейчас происходит в российской кино- и телеиндустрии. Создатели и «Современных вампиров», и «Вампиров средней полосы»указывали, что в большей или меньшей степени опирались на один и тот же хит, жанровую комедию Тайки Вайтити, но общий первоисточник — как оказалось, вовсе не повод не уличать друг друга в подозрительных сходствах и заимствованных концепциях. (О том, как к идейной основе сериалов относится Вайтити, мы, конечно, вряд ли узнаем.)

Кого тогда можно считать пострадавшей стороной в этом конфликте? Крупный стриминговый сервис или менее крупных авторов? Справедливее всего было бы назвать пострадавшим зрителя. Пока игроки в индустрии уличают друг друга в воровстве подсмотренной идеи, обворованной оказывается аудитория, которая по итогу получает не тот самобытный продукт, который хотела бы, а лишь пропущенное через фильтры менталитета и национальных особенностей эхо западной оригинальности.

* После публикации материала Алёна Михайлова связалась с редакцией КИНОТВ и указала, что обвиняла не конкретно платформу START, а авторов, стоящих за сериалом «Вампиры средней полосы», который вышел на START. — Прим. ред.

** Facebook запрещён на территории РФ

Читайте также
Изыди: экскурс в историю фильмов об экзорцизме и одержимости
В российском прокате уже идёт фильм «Заклятие 3: По воле дьявола». По этому поводу Наталья Серебрякова попыталась разобраться в кинематографической ис...
Из злодеек в трикстеры: как Disney реабилитирует отрицательных персонажей
Максим Ершов разбирается, почему сегодня взят курс на оправдание антагонистов.
Остров несбывшихся надежд: как самоубийства нависли тенью над популярным британским шоу
Участие в реалити-шоу может серьёзно ударить по психическому здоровью. И, как показали трагические события вокруг популярной британской программы «Ост...
История одного саундтрека: «Девственницы-самоубийцы»
Почему так важно, что в фильме Софии Копполы «Девственницы-самоубийцы» два равноцен...
Тимур Бекмамбетов взял Константина Хабенского на роль азиата-мусульманина Ходжи Насреддина. Рассказываем, почему это неправильно
Важной деталью сегодняшнего питчинга проектов в «Фонде кино», на которую стоило бы обратить внимание, стала не готовящаяся схватка атомной подлодки с кракеном...
«Любовь, смерть и роботы» — доказательство, что у стримингов тоже может случиться кризис идей
На Netflix вышел второй сезон мультипликационного альманаха «Любовь, смерть и роботы». В нём 8 серий вместо 18 (как два года назад), но количество не перешло...
Также рекомендуем
Проверяем по списку сериалы, которые могли пропустить
YouTube Виктор Непша советует фильмы на каникулы, которые можно (нужно) посмотреть с детьми. ...
Проверяем по списку сериалы, которые могли пропустить
YouTube Виктор Непша советует фильмы на каникулы, которые можно (нужно) посмотреть с детьми. ...

Последние новости

Звезда «Добычи» сыграет во втором сезоне «Монарха»
Эмбер Мидфандер встретится с новым хищником.
Объявлена дата выхода сиквела комедии «Чумовая пятница»
Фильм доберётся до больших экранов 8 августа 2025 года.
«Маяк-2024»: братская беда и счастливый случай
Все основные события двух заключительных дней фестиваля в Геленджике.
00:00