В российский прокат выходит неординарное кино норвежца Кристоффера Боргли «Герой наших снов». Зачастую наша жизнь абсурдна, сюрреалистична и не подчиняется никаким законам логики. Естественно, что кинематографисты выкручивают странности мира на максимум, создавая удивительные картины, которые с большим трудом поддаются пересказу. Лучше их один раз увидеть. Максим Ершов с удовольствием вспоминает современные фильмы с диким сюжетом, которые никак нельзя пропускать.
«Герой наших снов», реж. Кристоффер Боргли, 2023
Унылый плешивый профессор биологии заштатного американского университета Пол Мэттьюс (Николас Кейдж) в один момент становится мировой знаменитостью — преподаватель снится тысячам людей. Пока со спящим происходит какая-то беда, Пол или стоит на месте, или неспешно проходит мимо. К Мэттьюсу обращаются за интервью СМИ, а рекламные агентства хотят сотрудничать со звездой. Но славе не суждено было длиться долго. Профессор становится всеобщим изгоем, когда начинает во снах мучить и убивать.
Ещё в предыдущей картине «Тошнит от себя», где работница кофейни наносила себе увечья ради внимания окружающих, норвежец Кристоффер Боргли показал себя неординарным автором. На этот раз главный герой Пол вроде бы пассивен и ни в чём не виноват. Постановщика интересует феномен мгновенной славы, когда вокруг никому не известного ещё вчера простака вьются толпы паразитов, которые хотят получить выгоду от чужой звёздности. Фильм сразу же привлекает к себе жутковато-смешным концептом. Люди не способны контролировать бессознательное, а потому, как доказал ещё много лет назад Фредди Крюгер, уязвимы во снах. У Боргли получается удивительно актуальное кино о современном обществе, в котором все одержимы вниманием.
«Клуб Зеро», реж. Джессика Хауснер, 2023
В элитной частной школе появляется новая учительница — загадочная мисс Новак (Миа Васиковска). Преподавательница ведёт уроки осознанного питания: на самом деле людям не нужно много еды, это корпорации убедили обывателей в необходимости набивать живот. Мисс Новак говорит ученикам, что достаточно нескольких овощей в день. У преподавательницы в школе появляются верные последователи. Дети едят всё меньше, родители встревожены.
«Клуб Зеро» австрийской постановщицы Джессики Хауснер участвовал в основном конкурсе Каннского фестиваля, но несколько потерялся на фоне гремевших «Анатомии падения» и «Зоны интересов». Режиссёр жестоко посмеивается над левыми демократами и богачами, которые в заботе об экологии и будущем планеты порой не видят страшных последствий радикальных идей. Хауснер доводит до абсурда осознанное питание в стерильных интерьерах роскошных зданий и под барабанную африканскую музыку. Персонаж Васиковски сколачивает вокруг себя жутковатую секту, которая сегодня готова ничего не есть, а завтра — учудить что-то ещё более страшное. Кажется, в первую очередь кино рассчитано на сытых жителей западноевропейских стран, но и из России «Клуб Зеро» смотрится любопытно, почти как притча.
«Все страхи Бо», реж. Ари Астер, 2023
Немолодой обитатель американского мегаполиса Бо (Хоакин Феникс) боится лишний раз открывать рот и выходить на улицу. Мужчина разве что регулярно посещает психотерапевта (Стивен Хендерсон). Бо живёт в неблагополучном районе: по многоквартирному дому шастает ядовитый паук, под окном лежит разлагающийся труп наркомана, с ножом и безумными глазами по улице бегает голый мужчина. Однажды пугливый гражданин не успевает на самолёт, чтобы добраться до богачки-мамы (Пэтти ЛюПон). Поскольку Бо действительно боится всего, путь до дома мамы предстоит долгий и тернистый. Невротика сбивает машина, его выхаживают вроде бы добрые люди. Так начинается его сюрреалистическое путешествие.
«Все страхи Бо» удивили поклонников Ари Астера, режиссёра эталонных современных хорроров «Реинкарнация» и «Солнцестояние». Мало кто ожидал, что амбициозный автор снимет непредсказуемую одиссею неврастеника средних лет с очевидным эдиповым комплексом. Это настолько неуёмное и отказывающееся вписываться в какие-либо рамки кино, что может закружиться голова, а порой хочется закрыть глаза. Повествование нелинейно и фрагментарно, есть даже прекрасные анимационные вставки об альтернативной жизни Бо от чилийцев Хоакина Косиньи и Кристобаля Леона. Астера периодически подводит чувство меры, но в любом случае картине точно стоит дать шанс — это один из самых сложно устроенных и запутанных фильмов прошлого года.
«Думаю, как всё закончить», реж. Чарли Кауфман, 2020
Девушка (Джесси Бакли) едет в страшную глухомань знакомиться с родителями своего парня (Джесси Племонс). За окном метель. Пара встречается всего шесть недель, но девушка уже хочет расстаться с бойфрендом, однако пока никак не может подобрать правильных слов. В салоне машины идут пространные диалоги об искусстве и философии, прерываемые на внутренний монолог героини. Когда парочка доедет до фермы парня, всё станет ещё страннее. Он словно бы затаил на родителей (Дэвид Тьюлис и Тони Коллетт) глубокую обиду. А может быть, просто стесняется их перед девушкой.
«Думаю, как всё закончить» — экранизация одноимённого дебютного романа канадца Иэна Рейда. За адаптацию отвечал один из главных выдумщиков современного Голливуда Чарли Кауфман. Одного его имени в титрах уже достаточно, чтобы заинтересоваться фильмом. Кауфман известен картинами-головоломками «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптация». «Думаю, как всё закончить» напоминает «Прочь» Джордана Пила, но в антураже «Фарго» братьев Коэн. Зритель находится в состоянии постоянной тревоги, словно вот-вот должно произойти что-то страшное. Чтобы окончательно запутать аудиторию, параллельно основному сюжету Кауфман показывает один день из жизни школьного уборщика. Очередную авторскую картину-загадку исключительно интересно разбирать. Кауфман честен с публикой — в конце всегда есть секрет трюка.
«Лобстер», реж. Йоргос Лантимос, 2015
В мире антиутопического будущего людям не разрешено быть одинокими. Тем, у кого нет пары, приходится отправиться на 45 дней в уединённый отель, в котором проживают такие же неудачники. Если за короткий срок партнёр так и не будет найден, человека убивают и превращают в животное на его выбор. Чаще всего люди хотят стать собаками, но не архитектор Дэвид (грустный усатый и чуть погрузневший Колин Фаррелл). Он хочет превратиться в лобстера — у них кровь голубая, как у аристократов, они живут 100 лет и всегда готовы к размножению. Дэвид всё-таки встречает истинную любовь, но в лесу, где живёт группа одиночек, не подчиняющихся общим правилам и не желающих никакой близости.
«Лобстер» — англоязычный дебют Йоргоса Лантимоса. Когда сейчас все говорят про «Бедных-несчастных», пора вспомнить другую неординарную работу талантливого грека. Режиссёр вместе со сценаристом Эфтимисом Филиппоу мрачно иронизируют над страхом одиночества, необходимостью продолжать род и давлением общества. Людям ведь положено иметь пару, детей и быть счастливыми. «Лобстер» загоняет отношения в рамки тоталитарного общества, в котором мир строго поделён на две крайности — лес и одиночки, город и пары. Радости нет нигде. Лантимос снимает удивительно точное и захватывающее кино, которое впечатляет как на концептуальном уровне, так и стерильным визуальным языком.
«Оленья кожа», реж. Квентин Дюпьё, 2019
Жорж (бородатый Жан Дюжарден) пытается потопить в унитазе старый пиджак. Ничего не выходит, но мужчину это не смущает. Совсем недавно у него была жена, но с ней отношения не сложились, а потому пора двигаться дальше. Где-то в горах Жорж покупает у пожилого господина модную куртку из оленьей кожи, на которой, по легенде, даже было написано Made in Italy. Подобная вещь сразу же меняет владельца. В довесок к куртке продавец отдал Жоржу цифровую камеру. Так рождается режиссёр-любитель в ковбойской куртке. В баре неподалёку Жорж знакомится с официанткой Дениз (Адель Энель), которая мечтает монтировать кино. Начинающий режиссёр слушает приказы от куртки и документирует на камеру каждый свой шаг. Двое одиночек находят друг друга.
Француз Квентин Дюпьё уже не один год радует зрителей абсурдными комедиями, которые высмеивают пороки современного человека. «Оленья кожа» наглядно показывает зависимость людей от вещей, проклятый консюмеризм может даже довести до убийств. Дюпьё смешивает в идеальных пропорциях комедию и хоррор. Выходит смешное, короткое и насыщенное кино. Фактически это фильм одной основной мысли, но переданной в незабываемой форме.
«Нет», реж. Джордан Пил, 2022
Семья Хэйвудов растит и обучает лошадей для съёмок в фильмах, сериалах и рекламе на ранчо в Калифорнии. Отис (Кит Дэвид), управлявший бизнесом, погиб полгода назад в результате несчастного случая. Теперь на ранчо главные его дети — сын О. Джей (Дэниэл Калуя) и дочь Эмеральд (Кеке Палмер). Над землёй брата и сестры появляется таинственное неподвижное облако. Возможно, за ним прячется НЛО. О. Джей и Эмеральд решают любыми способами зафиксировать чудо природы и представить неопровержимые доказательства существования инопланетян на шоу Опры. Так удастся решить разом все финансовые проблемы.
Как и «Прочь» вместе с «Мы», формально «Нет» можно считать сатирическим хоррором, но добавились и новые ингредиенты в виде научной фантастики и даже вестерна. Фильм держит в постоянном беспокойстве, а сюжет развивается непредсказуемыми зигзагами. «Нет» отказывается складываться в единую картину, что вполне может кого-то восхищать, а других раздражать. В историю о неординарном несчастном случае, закончившемся смертью владельца ранчо, может вторгнуться безумный эпизод с участием шимпанзе со съёмок ситкома в конце 90-х. Пил словно снимает сразу несколько фильмов, но в центре сюжета всё-таки природа зрелищности и отношение человека, стоящего за камерой, к объекту его интереса. В эпоху постправды нет доказательств — нет события.
«Под Сильвер-Лэйк», реж. Дэвид Роберт Митчелл, 2017
Бездельник из Лос-Анджелеса Сэм (Эндрю Гарфилд) уже давно не платит за квартиру, с упоением читает чёрно-белый комикс о загадочном Серебряном озере, слушает музыку и регулярно созванивается с мамой. Новые чувства в жизнь парня привносит блондинка Сара (Райли Кио), заселившаяся вместе с любимой собачкой в соседний дом. На следующее утро загадочная девушка исчезает, а в новостях говорят про пропавшего миллионера. Почему-то Сэм уверен, что два этих дела как-то связаны, а потому пускается на поиски.
Фильм Дэвида Роберта Митчелла, автора изобретательного хоррора с Майкой Монро «Оно», пожалуй, можно описать как смесь «Малхолланд Драйва» Дэвида Линча и «Врождённого порока» Пола Томаса Андерсона. Сэм ходит на роскошные вечеринки, выискивает тайные знаки и ведёт беспорядочное расследование. «Под Сильвер-Лэйк» — смелое, хаотичное, напичканное заимствованиями и отсылками кино, которое впечатляет внутренней энергией. Трудно не отметить и влияние классических нуаров на Митчелла. Юный инфантильный герой, которому всё равно нечего делать, считает, что раскрывает секреты Лос-Анджелеса, путая реальность с богатой фантазией.
«Насекомые», реж. Ян Шванкмайер, 2018
Провинциальный театр с актёрами-любителями ставит спектакль про насекомых по пьесе братьев Карела и Йозефа Чапеков. Грузный мужчина в растянутом свитере Боровичка (Иржи Лабус) в очередной раз опаздывает на репетицию и получает нагоняй от режиссёра. Без исполнителя главной роли — жука-навозника — начинать было никак нельзя. Актёры, которые играют муху, кузнечика, сверчка или осу, постепенно сживаются с насекомыми. Боровичка, например, всё чаще видит в зеркале не своё отражение, а жука-навозника. К тому же артиста постоянно преследует гигантский навозный шар — как в пьесе.
Чешский сюрреалист Ян Шванкмайер утверждает, что «Насекомые» — его последний игровой фильм. Деньги на картину были собраны через краудфандинг. Автор обнажает творческий процесс создания как фильма, так и спектакля. Мы наблюдаем как за разговорами кинорежиссёра с актёрами, так и за указаниями, которые даёт артистам театральный постановщик. В сумме с заведомо нереалистичным сюжетом получается удивительное сочетание. А ещё Шванкмайер использует фирменную анимацию, а потому все жучки и паучки (в том числе кукольные и механические) ползают и болтают лапками в воздухе. Зрелище завораживающее.
«Мадлен Мадлен», реж. Жозефин Декер, 2018
У 16-летней Мадлен (дебютантка Хелена Ховард) неназванное психическое расстройство личности. С девочкой то и дело случаются неприятные эпизоды: она может потеряться на улице, накричать на случайного человека или ударить маму Реджину (Миранда Джулай). Мадлен занимается в экспериментальной театральной студии, которой руководит Эванджелин (Молли Паркер). Она уверена, что у девочки-подростка редкий актёрский дар, а потому даже готова менять сюжет пьесы под маленькую звёздочку.
Фильм молодой постановщицы Жозефин Декер многограннее, чем может показаться на первый взгляд. Это не только история непростого взросления нестабильного подростка, но и драма об отношениях девочки и матери, актрисы и режиссёра, о природе сценического мастерства и пересечении театра и реальной жизни. От картины не стоит ждать резких сюжетных поворотов в виде помешательства прямо во время спектакля или жёсткого противостояния педагога и подростка. «Мадлен Мадлен» не следует никаким привычным сценарным заготовкам, а потому смотрится так свежо и оригинально. Зрителя словно бы на полтора часа переносят в голову главной героини и погружают в страшный водоворот эмоций и ощущений.