Нелюбовь: 5 романтических фильмов, которые устарели

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

14 февраля, в День святого Валентина, принято вспоминать самые романтичные фильмы для просмотра вдвоём. Мы же предлагаем нарушить эту традицию и заново взглянуть на популярные картины, где под видом любви подаются абьюзивные отношения. Присмотритесь внимательнее — возможно, в знакомых сюжетах вы обнаружите тревожные звоночки, которых раньше не замечали. Газлайтинг, созависимость, эмоциональные качели, манипуляции и синдром спасателя лежат в основе известных романтических лент, а ведь раньше эти истории считались эталонными.

«Три метра над уровнем неба», реж. Фернандо Гонзалез Молина, 2010

«Три метра над уровнем неба», Warner Bros.

Девочка из богатой семьи и старшеклассница Баби (Мария Вальверде) с гордостью носит титул одной из лучших учениц престижной школы. Родители не нарадуются успехам дочери и поддерживают её амбициозность. Хулиган Хьюго (Марио Касас), которого все зовут Аче, получает условный срок за избиение мужчины. Парень предаётся саморазрушению и участвует в гонках на мотоциклах. Судьбы Баби и Аче неожиданно пересекаются, и между молодыми людьми вспыхивает страсть.

В 2010-х экранизация одноимённого романа испанского писателя Федерико Моччиа пользовалась тем же успехом у девушек-подростков, что и «Сумерки». Школьницы, которых не прельщали вампирские истории, мечтали о крышесносной любви, как в «Трёх метрах над уровнем неба», переосмысляющих «Ромео и Джульетту» на новый лад. Главная картина «ванильной эры» описывала бурный роман бунтаря и хорошей девочки (распространённое клише в мелодрамах). Говорят, противоположности притягиваются, но психологи советуют относиться к этому изречению с осторожностью. Нежная и скромная Баби, которая страдает от материнского гиперконтроля, выбирает эмоционально незрелого партнёра Аче, к тому же склонного к вспышкам агрессии. Ничего романтичного, а тем более здорового в этой связи нет. Стереотипный bad boy изначально нарушает личные границы своей возлюбленной, а иногда и вовсе подвергает её жизнь опасности (вспомните сцену с гонками на мотоциклах). Сердобольная девушка же верит, что может изменить бойфренда в лучшую сторону и спасти его от саморазрушения. В целом отношения Баби и Аче основываются на взаимных манипуляциях, эмоциональном шантаже и психологическом насилии. Герои изматывают друг друга постоянными претензиями и неоправданными рисками, в итоге оставаясь полностью опустошёнными. Для Баби первая любовь оказывается тяжёлым испытанием, в котором она теряет себя. К счастью, она вовремя завершает токсичный роман (правда, после страшной трагедии) и задумывается о собственном будущем. В не менее популярном сиквеле фильма, «Три метра над уровнем неба: Я тебя хочу», Баби встречает Аче и ревнует к девушке, с которой у него всё сложно. Оказывается, избавиться от эмоциональной зависимости от доминирующего партнёра не так-то просто.


«Один день», реж. Лоне Шерфиг, 2011

«Один день», Focus Features

Декстер Мэйхью (Джим Стёрджесс) и Эмма Морли (Энн Хэтэуэй) вместе учились в Эдинбургском университете, но познакомились только на выпускном вечере. В тот день, 15 июля 1988 года, молодые люди, вместо того чтобы заняться сексом, проговорили до утра. Так началась многолетняя дружба Декстера и Эммы, которые старались проводить вместе каждый День святого Свитуна. Несмотря на то что герои пошли разными дорогами, эмоциональная связь между ними только крепла, а романтика нередко просачивалась в эти платонические отношения.

Опять же, в 2010-х мелодрама по мотивам романа-бестселлера Дэвида Николса многими воспринималась как прекрасная и трагическая история настоящей любви. Действительно, за развитием неопределённых отношений двух противоположностей Декстера Мэйхью и Эммы Морли (снова шаблонные плейбой и ботанка) было интересно наблюдать. Их связь, растянувшуюся на несколько десятилетий, бросало от дружбы к едва уловимой романтике. Естественно, нестабильность и непредсказуемость отношений героев держала зрителя, не читавшего книгу, на эмоциональном крючке. Узнать, чем закончатся метания Декстера и Эммы и будут ли они в итоге вместе, хотелось каждому смотревшему. Однако за накалом страстей и страхом признаться в чувствах скрывалась обыкновенная созависимость, причём больше отравляющая жизнь мисс Морли. Эмма, обладающая писательским талантом, годами лелеяла надежду на то, что они с Декстером в конце концов сойдутся, из-за неоднозначных сигналов, который тот посылал. Мэйхью как бы невзначай бросал, что испытывает к подруге симпатию, но пока не готов к чему-то серьёзному — не нагулялся. Когда же Эмма сошлась с комиком Йеном, Декстер и вовсе страдал приступами ревности, хотя сам менял партнёрш как перчатки и никогда не интересовался, устраивало ли это приятельницу. Эмоциональные качели в этой дружбе делали «солнышко»: герои ругались, потому что не понимали друг друга, и самозабвенно мирились. И всё по новой. Избалованный Декстер считал, что Эмма завидует его успеху, но просто не осознавал, что та не росла в окружении родительского богатства и всего добивалась с нуля. Героиня Энн Хэтэуэй же, напротив, никак не могла смириться с равнодушием друга к политике и социальным проблемам. При этом Эмма нередко брала на себя ответственность за аутоагрессию Декстера и культивировала свой синдром спасателя. Когда герои наконец сошлись, женщина заботилась о психологическом состоянии партнёра больше, чем о собственном, а в финале её функция свелась лишь к тому, чтобы сделать из Мэйхью нормального человека. Сейчас «Один день» считается путеводителем по эмоциональной зависимости и доминированию в отношениях, которые не дают расправить крылья и обрести самоценность одному из партнёров.


«Дневник памяти», реж. Ник Кассаветис, 2004

«Дневник памяти», New Line Cinema

Будущее девушки из аристократической семьи Элли (Рэйчел Макадамс) распланировано на годы вперёд её родителями. Однако, когда в привычную жизнь девушки врывается сын плотника Ной (Райан Гослинг), всё идёт наперекосяк. Влюблённый парень во что бы то ни стало пытается покорить Элли. В итоге девушка сдаётся и влюбляется, и герои проводят вместе лето. Родители Элли всячески препятствуют этому союзу и увозят дочь в другой штат, чтобы разлучить её с Ноем. Юноша не теряет надежды и пишет письма возлюбленной, но мать девушки их прячет. С началом Второй мировой Ной уходит на фронт. После окончания войны Элли обручается с бизнесменом и вскоре собирается выйти замуж, а её бывший молодой человек берётся за реставрацию старинного дома. О Ное, который самостоятельно восстановил особняк, пишут в газетах, и девушка наведывается в гости.

Мелодрама, основанная на одноимённом романе-бестселлере, буквально состоит из «красных флагов». Любовь до гробовой доски в «Дневнике памяти» возводится в культ: ни время, ни расстояние не могут разлучить мужчину и женщину, даже если они совершенно друг другу не подходят (такой сценарий просто игнорируется). Несмотря на безумную химию между Райаном Гослингом и Рэйчел Макадамс, отношения их героев изначально складываются нездоровым образом. Собственно, у привилегированной девушки Элли и сына простого работяги Ноя всё завертелось с шантажа. Парень вынудил избранницу пойти с ним на свидание, угрожая совершить суицид. Прямо на глазах у Элли Ной угрожал сорваться с колеса обозрения, поэтому выбора у девушки не было. Между героями завязываются романтические отношения, в которых отсутствует взаимопонимание. Взаимодействие пары строится на постоянных ссорах, упрёках и претензиях и приводит лишь к вечному противостоянию. Тем не менее эмоциональная зависимость Элли от Ноя (возникшая из-за неоднозначного разрыва) отравляет героине всю жизнь. Девушка отказывается выйти замуж за богатого и статусного мужчину, готового положить весь мир к её ногам, ради того, чтобы состариться с Ноем, потому что с милым рай и в шалаше (ещё один опасный стереотип). В итоге Элли жертвует своим комфортом ради закомплексованного партнёра, который не в состоянии обеспечить её потребности. Естественно, неравенство между героями обостряется ещё больше, ссоры становятся всё серьёзнее и приводят к физическому насилию, причём со стороны женщины. В результате фрустрацией страдают оба партнёра. Сейчас «Дневник памяти» служит ярким примером того, как не надо строить отношения, и иллюстрацией признаков абьюза — от манипуляции до неконтролируемой агрессии.


«Сумерки», реж. Кэтрин Хардвик, 2008

«Сумерки», Summit Entertainment

Старшеклассница Белла Свон (Кристен Стюарт) перебирается в дождливый городок Форкс в штате Вашингтон, где живёт её отец. Причина переезда проста: девушка решила не мешать матери радоваться новым отношениям и путешествовать с места на место. В новой школе замкнутая Белла неожиданно оказывается в центре внимания и сразу заводит друзей. Во время обеда девушка обращает внимание на юношей и девушек семейства Каллен, которые держатся обособленно и сторонятся других учеников. Больше всего Беллу привлекает загадочный Эдвард (Роберт Паттинсон). Парень старательно избегает девушку, с которой ходит на биологию. Манеры Эдварда настораживают Беллу, а вскоре она начинает подмечать ещё больше странностей в его поведении. Оказывается, Эдвард не совсем тот, за кого себя выдаёт.

Серия вампирских романов Стефани Майер нашла отклик у женщин по всему миру, ведь автор написала историю простой девушки, в которую влюбился красавец-вампир (к тому же сказочно богатый). «Сумерки» разрушили стереотип о том, что в этой жизни всё получают только популярные девчонки, а тихони пролетают мимо. Подумать только — за «серую мышку» Беллу боролись сразу два парня (один — вампир, другой — оборотень), а читательницы легко могли представить себя на её месте. Книги Майер породили не только бесчисленное количество фанфиков, но и долгоиграющую франшизу. Экранных Эдварда Каллена и Беллу Свон (Роберта Паттинсона и Кристен Стюарт) обожали и канонизировали. И всё-таки при ближайшем рассмотрении экранизации цикла романов, в особенности первой части, являются примером токсичных отношений. Давайте обратимся к первым «Сумеркам». Начнём с того, что Эдвард прибегает к сталкингу — наблюдает за тем, как Белла спит, потому что ему это нравится. Вампир вторгается в личное пространство героини и тем самым нарушает границы девушки — это первый тревожный звоночек. Вампир также постоянно находится неподалёку от Беллы, объясняя навязчивое преследование тем, что заботится о безопасности возлюбленной. Эдвард — не только первоклассный сталкер (в том плане, что умеет оставаться незамеченным), но и мастер гостинга. Герой вызывает у девушки сильную эмоциональную привязанность, то появляясь, то исчезая из её жизни. В первой части франшизы вампир временно бросает школу, и все мысли Беллы, успевшей привыкнуть к присутствию странного парня, — только о нём. В «Новолунии» Эдвард бросает героиню после кровавого инцидента на дне рождения (конечно, всё ради благополучия возлюбленной), но телепатически напоминает ей о себе в критические моменты. В первом фильме вампир, помимо прочих «красных флагов», часто обращается к газлайтингу. Белла и Эдвард вступают в созависимые отношения растворяются друг в друге, не замечая мира вокруг. Едва ли полное слияние партнёров можно считать здоровым, более того, в союзе героев современные психологи разглядели груминг. Экспертов настораживает, что 104-летний вампир (столько ему было на момент начала франшизы) испытывает чувства к девушке-подростку, точнее, буквально одержим ей, но это уже другая история.


«Мистер и миссис Смит», реж. Даг Лайман, 2005

«Мистер и миссис Смит», MGM

Джон (Брэд Питт) и Джейн (Анджелина Джоли) не так давно женаты, но брак успел им порядком надоесть. Супруги полагают, что досконально изучили друг друга, однако им обоим есть что скрывать. Партнёры работают наёмными убийцами, по отдельности путешествуют по миру и выполняют особо опасные миссии. Их профессиональные интересы не пересекаются ровно до того момента, пока Джейн не поручают убить мужа, а тому — жену.

На первый взгляд кажется, что это самый безобидный фильм в нашей подборке, но дьявол, как известно, кроется в деталях. Итак, пара темпераментных наёмных убийц Джейн и Джон влюбляются друг в друга с первого взгляда, растворяются в страстном романе и женятся всего через несколько дней после первой встречи. Герои решают, что это судьба, но современный психолог бы непременно забил тревогу. Как можно связать свою жизнь с человеком, которого совсем не знаешь? Поспешное решение Джейн и Джона о вступлении в брак говорит об их эмоциональной незрелости. Более того, преждевременное создание семьи может привести к печальным, а иногда и вовсе опасным последствиям. Для того чтобы распознать абьюзивные наклонности избранника, понадобится не один месяц, поэтому эксперты рекомендуют не пускаться во все тяжкие и дать партнёру время для того, чтобы он раскрылся. Тем более стремительное слияние влюблённых не позволяет разобраться, подходят ли они вообще друг другу. В случае с мистером и миссис Смит ключевую роль играет эмоциональная усталость Джона от, казалось бы, идеального брака. Между честным обсуждением накопившихся проблем с супругой и проявлением пассивной агрессии герой Брэда Питта выбирает второе. Вместо того чтобы начать открытый разговор, Джон бьёт посуду, а во время частых ссор они с женой бросают друг в друга разного рода предметы. Бурные конфликты героев обычно заканчиваются безудержным сексом, что ещё раз подтверждает нездоровые паттерны в поведении обоих. На экране Джейн платит мужу той же монетой и громит дом в ответ. Однако в реальности пассивная агрессия в любой момент может смениться физической, а сцены ревности и разрушительного раздора не имеют ничего общего с любовью.

Читайте также
В лиге справедливости: 5 фильмов о громких расследованиях
Вспоминаем 5 фильмов о расследованиях, повлиявших на систему юриспруденции.
Сериалы января-24: гид Татьяны Алёшичевой
Масштабная супергероика в Ленинграде, битвы в воздухе и возвращение «Настоящего дет...
Дебюты, хип-хоп из Ирландии и новый фильм Джесси Айзенберга: чем запомнился юбилейный «Сандэнс»
Самые интересные проекты смотра под лозунгом «Всё внимание на независимых авторов».
Комедия Гайдая, драма со звездой «Гарри Поттера»: лучшие экранизации произведений Булгакова
Безвременье, магический реализм и человеческая трагедия.
Упыри не умирают: главные вампирские хорроры последнего десятилетия
Как изменился образ вампира за последние десять лет.
Также рекомендуем
Именно мюзикл обнаруживает онтологическое родство кино с «низкими» и «площадными» развлечениями, таким...
Зинаида Пронченко в свойственной ей манере поздравляет именинника дня — одного из самых высокооплачиваемых артистов план...
Марк Руффало. Getty Images2 мая 2023 года Гильдия сценаристов США объявила забастовку, требуя от Альянса продюсеров кино...
До российских экранов добрался новый фильм великой француженки Клер Дени («Что ни день, то неп...
Именно мюзикл обнаруживает онтологическое родство кино с «низкими» и «площадными» развлечениями, таким...
Зинаида Пронченко в свойственной ей манере поздравляет именинника дня — одного из самых высокооплачиваемых артистов план...
Марк Руффало. Getty Images2 мая 2023 года Гильдия сценаристов США объявила забастовку, требуя от Альянса продюсеров кино...
До российских экранов добрался новый фильм великой француженки Клер Дени («Что ни день, то неп...

Последние новости

Кэтрин Ньютон считает, что в Marvel очень легко работать
Также актриса сравнила опыт создания большого блокбастера с камерным ужастиком.
Джессика Честейн на новых кадрах драмы «Память»
В которой пару актрисе составил Питер Сарсгаард.
«Нелюбимка»: сборная документалка о Niletto
Объясняем, почему «Нелюбимка» заслуживает внимания зрителей.
Джеймс Ганн подтвердил окончательное закрытие прошлой версии «Зелёного фонаря»
Перезапущенная киновселенная DC не нашла места для Финна Уиттрока.
Том Холланд рассказал о статусе «Человека-паука 4»
Творческий процесс разработки уже начался.
Okko показал тизер психологического триллера «Трасса»
Также прошла премьера первого эпизода в рамках ММКФ.
Обзор бокс-офиса: уикенд с 19 апреля по 21 апреля
«Годзилла и Конг: Новая империя» не оставляет шансов конкурентам уже несколько неде...
00:00