Что смотреть на Хэллоуин: жуть, проверенная кинокритиками

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

КИНОТВ

Тыквенный Спас или макабрический Хэллоуин? Кому что ближе, но едва ли можно придумать более подходящий момент, чтобы провести вечер в компании ужасающей, леденящей кровь, изобретательной — а то и весёлой истории, которая пощекочет нервы и обеспечит прилив адреналина. КИНОТВ рекомендует несколько фильмов ужасов, которые пугали, смешили и впечатляли кинокритиков. Что именно они смотрят на Хэллоуин и вам советуют, читайте в нашем гиде.

«Живая мертвечина», реж. Питер Джексон, 1992

«Живая мертвечина», промо: Trimark Pictures

Соня Бессонова

Киножурналистка, авторка текстов и редакторка соцсетей Arthouse

Вся ранняя фильмография Питера Джексона — готовый вариант на Хэллоуин, в том смысле, что жуть какая страшная и весёлая одновременно. Больше всего отчего-то нравится «Живая мертвечина»: всё-таки не в каждом фильме над зомби могут надругаться жёстче, чем они над людьми. По морде получает и неживой младенец — за плохое поведение.

Новозеландец пытается утащить с дикого острова экзотическое животное, но последовательно лишается кисти, плеча, головы. Животное (предельно отталкивающий гибрид крысы и обезьяны) окольными путями добирается до цивилизации и поселяется в зоопарке, сотрудники ласково кличут его «куском дерьма». Там-то оно и нападает на пожилую даму, передавая ей смертельный вирус. Симптомы не заставляют себя долго ждать, и вот уже бездыханная женщина отвинчивает голову подвернувшейся бедняжке. Глубоко привязанный сын становится сиделкой для старушки и её жертв, которых он подсаживает на транквилизаторы.


«Хэллоуин», реж. Джон Карпентер, 1978

«Хэллоуин», кадр: Compass International Pictures

Максим Ершов

Автор тг-канала «Я видел свечение экрана»

Не так давно с большим удовольствием пересмотрел «Хэллоуин» и порадовался, что в моих глазах, возможно, фильм стал только лучше. Карпентер смог обратить скромный бюджет в собственное преимущество. Крови и остросюжетных сцен в фильме априори быть не могло, сегодня картину легко могли бы назвать слоубёрнером. Маньяк Майкл Майерс под простенькую тревожную мелодию то из кустов, то из окна наблюдает за будущей жертвой. А ещё убийца в любой момент может появиться где-то в самом углу кадра. Минимальными средствами Карпентер заставляет волноваться и ожидать беды в любую секунду. Мастерскую режиссуру видно моментально.


«Варвар», реж. Зак Креггер, 2022

«Варвар», кадр: 20th Century Studios

Елена Зархина

Киножурналист, автор тг-канала Age of Cinema

«Варвар» дебютанта Креггера ещё до старта съёмок напоминал кошмар: сценарист и режиссёр обивал пороги киностудий, неустанно собирая от них отказы. И очень зря — когда Креггеру всё же удалось снять свой фильм, тот мгновенно стал хитом. Сюжет такой: дождливой ночью Тесс (Джорджина Кэмпбелл) прибывает в снятый на Airbnb дом в Детройте, куда она приехала по работе. Но дверь открывает изнутри незнакомец Кит (Билл Скарсгард). Оказывается, он тоже снял недвижимость на эти даты и въехал чуть раньше. Дозвониться до хозяина дома (Джастин Лонг) не удаётся, на улицах незнакомого города ночь и ливень. Невольные сожители решают дождаться утра (переночевав в разных спальнях), а на следующий день разобраться в ситуации. Но следующий день, такой солнечный и тёплый, несёт в себе леденящий ужас. В подвале дома Тесс случайно находит тайную комнату, напоминающую пыточную. А ещё ниже — потайные ходы. Искать помощи не у кого, и девушка, подобно Алисе, спускается всё глубже в эту «кроличью нору», не сулящую ничего хорошего.

«Варвар», прикидывающийся рядовым инди-хоррором, довольно быстро даёт зрителю понять, что не только будет пугать, но и приглашает на серьёзный разговор. Креггер задаёт сложные и неуютные вопросы о насилии, о том, как мы реагируем на угрозу и как устройство этого дома отчасти напоминает наш внешний мир. Хотя многие по-настоящему жуткие сцены режиссёр разбавляет внезапным и обезоруживающим юмором — настолько неожиданным и точным, что, разжав кулаки, начинаешь истерично смеяться, как от лихой комедии. Это очень крепкое и по-дебютантски смелое кино, в котором слоёв так же много, как и подземных ходов в доме героев. А Креггер после выхода ленты абсолютно заслуженно оказался нарасхват.


«Лиза Франкенштейн», реж. Зельда Вильямс, 2024

«Лиза Франкенштейн», кадр: Focus Features

Алиса Таёжная

Кинокритик, ведущая курсов Films with Alisa

Триумфальное возвращение на большой экран сценаристки Диабло Коуди, которая после «Джуно», «Тела Дженнифер» и «Талли» обидно снизила обороты. Безумно скучала по такому сочетанию чёрного юмора, любви к людям и стиля. «Лиза» — одновременно готик-ромком, признание в любви 80-м (и культовому фильму Heathers в частности), портрет девочки-подростка с тимбёртоновскими особенностями и восстание обаятельного мертвеца. У любви нет пределов, когда она юная и свежая — и подпитана страстью к отличной поэзии, музыке и потустороннему. Для меня это отличный фильм-компаньон к любимому мной теперь продолжению «Битлджуса» и просто история нетипичной, странной и увлекательной любви, которая на многие годы пропала с экранов. а теперь, кажется, к моему большому счастью, возвращается.


«Девять», реж. Шэйн Экер, 2009

«Девять», кадр: Focus Features

Никита Демченко

Автор «Кинопоиска» и тг-канала «Седьмое искусство»

Незаслуженно забытое постапокалиптическое фэнтези о выживании остатков человечности в мире, где победили машины, питающиеся душами. «Девять» снят Шэйном Экером и спродюсирован двумя ветеранами: Тимуром Бекмамбетовым и Тимом Бёртоном. От первого картина унаследовала стремительность действий и экшен, а от второго — серый, готический, хэллоуинский, если угодно, антураж. Макабром и крипотой тут пропитано всё: от урбанистических пейзажей до тех самых агрессивных роботов. Так что предупредим: мрачная красота «Девяти» может оказаться чересчур инфернальной для детей (проверено 15 лет назад).


«Исцеление», реж. Киёси Куросава, 1997

«Исцеление», кадр: Daiei Film

Сергей Чацкий

Автор КИНОТВ и сайта «КГ-Портал»

Восток — дело тонкое. И нам с вами зачастую не особо-то понятное. Люди Азии едят по-другому, иначе выстраивают свои идеалы красоты, по-особенному контент потребляют и пугают друг друга бабайками иными, нежели мы с вами. Азиатский хоррор, в частности, хоррор японский — штука своеобразная, начавшаяся с древних страшилок о призраках (так называемый кайдан) и с годами плотно обросшая психологизмом. Японский ужас — это ужас не громкий и резкий, а тихий и меланхоличный. Видеоигры про изучение глубин персонального ада в туманном городе Сайлент Хилл, одновременно эстетичная и повергающая в дрожь манга Дзюндзи Ито, а также киношные «Звонки», «Проклятия» и малобюджетные мокьюментари-хорроры от Кодзи Сираиси — Стране восходящего солнца определённо есть чем нас, гайдзинов, напугать.

Одно из наиболее важных имён в японском киноужасе — Киёси Куросава. А одно из главных произведений в его карьере — «Исцеление». Любимый ужастик Пон Джун-хо и незыблемая классика направления j-horror, получившая широкое признание как на родине, так и за рубежом. Детектив о расследовании серии странных убийств, завязанных на оккультизме, превращающийся в психотропный триллер. В нём подрыв негласного соглашения о взаимопонимании между режиссёром и зрителем соседствует с социальным комментарием, что бьёт в нерв времени, когда в Японии свои страшные дела творили последователи секты «Аум синрикё», а эзотерический шум всё сильнее и сильнее заполнял глобальное инфополе. «Исцеление» изысканно снято, грамотно смонтировано и нацелено на то, чтобы вы, как и главный герой (в исполнении звезды недавних «Идеальных дней» Кодзи Якусё), начали сомневаться в реальности реального. И этот странный фильм с не самым большим бюджетом и разрывающим шаблоны двусмысленным финалом способен как одарить неожиданными откровениями, так и напугать до икоты — безо всяких демонических рыл, внезапно выпрыгивающих на зазевавшегося зрителя.


«Дом», реж. Нобухико Обаяси, 1977

«Дом», кадр: Toho

Олег Ковалёв

Автор тг-канала Director’s Card

Бу! Испугалась? Не бойся, я друг. Заходи в гости к тётушке — и подружек пригласи! Мы с проклятым старым домом вовсе не собираемся сожрать вас заживо, одну за другой. Никаких отрубленных голов, кусающих за задницу, никаких роялей, перемалывающих кости, и точно никаких гардеробов, блюющих кровью, реками крови, морем крови, нет, нет и нет! В «Доме» безопасно, как в глупом детском мультике.

Ты же знаешь, подруга, ужастики затем и снимаются, чтобы мы могли перешагнуть через свои страхи, получив по пути приятную дозу адреналина. И порой, смотря страху в глаза, полезно залиться безумным смехом, свести волнение до абсурдных видений в ярких красках и оглушительных шумах. Так что не бойся, заходи в гости и посмотри, каким красивым, уморительным и трогательным может быть абсолютный хаос.


«Зловещие мертвецы 2», реж. Сэм Рэйми, 1987

«Зловещие мертвецы 2», кадр: Rosebud Releasing Corporation

Дарья Тарасова

Киножурналистка, автор издания «Искусство кино»

Для меня Хэллоуин — праздник хоть и страшный, но при этом всё-таки ещё и мило-комичный (спасибо опопкультуриванию тематики). Поэтому в этот день предпочитаю смотреть не чистые пугающие хорроры, но что-то с примесью комедии. Идеальный кандидат — вторые «Зловещие мертвецы». Дешёвый трэшовый ужастик Сэма Рэйми, где ополоумевший Брюс Кэмпбелл пытается выжить в заброшенной хижине в лесу, — что ещё нужно для счастья? Над сценой со смеющимся интерьером хихикаю каждый раз как в первый.


«Улица страха. Часть 2: 1978», Ли Джаньяк, 2021

«Улица страха. Часть 2: 1978», кадр: Netflix

Анастасия Веселова

Автор КИНОТВ и Okko

Как и детективы, фильмы ужасов носят не только развлекательную, но и душеспасительную функцию: после самой тёмной ночи обязательно наступит рассвет и всё будет хорошо. «Улица страха» — очаровательная диковинка, ностальгическая страшилка по хоррор-серии рассказов Р. Л. Стайна, эдакого Стивена Кинга для читателей помладше.

Сюжет трилогии «Улица страха» движется в обратном направлении, от 1994-го к 1666 году, когда средневековая община разделилась на два города: благополучный Саннивейл и несчастливый Шейдисайд, будто проклятый, судя по зашкаливающему уровню преступности. Местные силы зла (проклятие ведьмы Сары Фир) просыпаются в Шейдисайде не просто так, но чтобы сказку о маньяках сделать былью. Очнувшись, они устраивают действительно эффектную бойню в местном лагере для подростков.

Netflix берёт за основу экранизации не столько сам сюжет, сколько детский трепет: пугаться так приятно, лёжа под одеялом. Ещё приятнее вспоминать себя подростком в период бунта, взросления и предчувствия, что впереди может быть что угодно. «Улица страха», а особенно часть вторая, — это интенсивный олдфэшн-слэшер, в котором знают «Кэрри» ещё только книгой, верят в проклятия и объединяются ради противостояния злу. Конечно, выживут не все, но для чего ещё нужны страшилки, если не для создания атмосферы Хэллоуина.

Читайте также
Свежая порция ужасов: 10 новых хорроров к Хэллоуину
Выбрали десять свежих хорроров, которые обязательно стоит увидеть всем ценителям жа...
Новая версия Робин Гуда, Энола Холмс и ещё три истории отважных девочек-подростков
Фэнтези, обновлённая история Джульетты и Ромео, детективные загадки и другие миры.
Уже аниме: отличная манга, которую экранизируют прямо сейчас
Японские творения, чьи экранизации нельзя пропускать.
«Маяк-2024»: братская беда и счастливый случай
Все основные события двух заключительных дней фестиваля в Геленджике.
Также рекомендуем
Рассказываем про первый сезон взрослой анимации «Антология русского хоррора».
«Властелин колец: Братство Кольца», реж. Питер Джексон, 2001/Warner Bros.Мы возвращаемся с нашим спецпроектом «Киновселе...
Тщеславие, пубертат и бескрайний ужас в глазах смотрящего.
Рассказываем про первый сезон взрослой анимации «Антология русского хоррора».
«Властелин колец: Братство Кольца», реж. Питер Джексон, 2001/Warner Bros.Мы возвращаемся с нашим спецпроектом «Киновселе...
Тщеславие, пубертат и бескрайний ужас в глазах смотрящего.

Последние новости

MUBI отменил кинофестиваль в Стамбуле из-за фильма с Дэниэлом Крэйгом
Стриминг назвал решение «ограничением свободы самовыражения».
Сериалы октября: гид Татьяны Алёшичевой
От «Все совпадения неслучайны» до «Франшизы».
00:00