Тыквенный Спас или макабрический Хэллоуин? Кому что ближе, но едва ли можно придумать более подходящий момент, чтобы провести вечер в компании ужасающей, леденящей кровь, изобретательной — а то и весёлой истории, которая пощекочет нервы и обеспечит прилив адреналина. КИНОТВ рекомендует несколько фильмов ужасов, которые пугали, смешили и впечатляли кинокритиков. Что именно они смотрят на Хэллоуин и вам советуют, читайте в нашем гиде.
«Живая мертвечина», реж. Питер Джексон, 1992
Соня Бессонова
Киножурналистка, авторка текстов и редакторка соцсетей Arthouse
Вся ранняя фильмография Питера Джексона — готовый вариант на Хэллоуин, в том смысле, что жуть какая страшная и весёлая одновременно. Больше всего отчего-то нравится «Живая мертвечина»: всё-таки не в каждом фильме над зомби могут надругаться жёстче, чем они над людьми. По морде получает и неживой младенец — за плохое поведение.
Новозеландец пытается утащить с дикого острова экзотическое животное, но последовательно лишается кисти, плеча, головы. Животное (предельно отталкивающий гибрид крысы и обезьяны) окольными путями добирается до цивилизации и поселяется в зоопарке, сотрудники ласково кличут его «куском дерьма». Там-то оно и нападает на пожилую даму, передавая ей смертельный вирус. Симптомы не заставляют себя долго ждать, и вот уже бездыханная женщина отвинчивает голову подвернувшейся бедняжке. Глубоко привязанный сын становится сиделкой для старушки и её жертв, которых он подсаживает на транквилизаторы.
«Хэллоуин», реж. Джон Карпентер, 1978
Максим Ершов
Автор тг-канала «Я видел свечение экрана»
Не так давно с большим удовольствием пересмотрел «Хэллоуин» и порадовался, что в моих глазах, возможно, фильм стал только лучше. Карпентер смог обратить скромный бюджет в собственное преимущество. Крови и остросюжетных сцен в фильме априори быть не могло, сегодня картину легко могли бы назвать слоубёрнером. Маньяк Майкл Майерс под простенькую тревожную мелодию то из кустов, то из окна наблюдает за будущей жертвой. А ещё убийца в любой момент может появиться где-то в самом углу кадра. Минимальными средствами Карпентер заставляет волноваться и ожидать беды в любую секунду. Мастерскую режиссуру видно моментально.
«Варвар», реж. Зак Креггер, 2022
Елена Зархина
Киножурналист, автор тг-канала Age of Cinema
«Варвар» дебютанта Креггера ещё до старта съёмок напоминал кошмар: сценарист и режиссёр обивал пороги киностудий, неустанно собирая от них отказы. И очень зря — когда Креггеру всё же удалось снять свой фильм, тот мгновенно стал хитом. Сюжет такой: дождливой ночью Тесс (Джорджина Кэмпбелл) прибывает в снятый на Airbnb дом в Детройте, куда она приехала по работе. Но дверь открывает изнутри незнакомец Кит (Билл Скарсгард). Оказывается, он тоже снял недвижимость на эти даты и въехал чуть раньше. Дозвониться до хозяина дома (Джастин Лонг) не удаётся, на улицах незнакомого города ночь и ливень. Невольные сожители решают дождаться утра (переночевав в разных спальнях), а на следующий день разобраться в ситуации. Но следующий день, такой солнечный и тёплый, несёт в себе леденящий ужас. В подвале дома Тесс случайно находит тайную комнату, напоминающую пыточную. А ещё ниже — потайные ходы. Искать помощи не у кого, и девушка, подобно Алисе, спускается всё глубже в эту «кроличью нору», не сулящую ничего хорошего.
«Варвар», прикидывающийся рядовым инди-хоррором, довольно быстро даёт зрителю понять, что не только будет пугать, но и приглашает на серьёзный разговор. Креггер задаёт сложные и неуютные вопросы о насилии, о том, как мы реагируем на угрозу и как устройство этого дома отчасти напоминает наш внешний мир. Хотя многие по-настоящему жуткие сцены режиссёр разбавляет внезапным и обезоруживающим юмором — настолько неожиданным и точным, что, разжав кулаки, начинаешь истерично смеяться, как от лихой комедии. Это очень крепкое и по-дебютантски смелое кино, в котором слоёв так же много, как и подземных ходов в доме героев. А Креггер после выхода ленты абсолютно заслуженно оказался нарасхват.
«Лиза Франкенштейн», реж. Зельда Вильямс, 2024
Алиса Таёжная
Кинокритик, ведущая курсов Films with Alisa
Триумфальное возвращение на большой экран сценаристки Диабло Коуди, которая после «Джуно», «Тела Дженнифер» и «Талли» обидно снизила обороты. Безумно скучала по такому сочетанию чёрного юмора, любви к людям и стиля. «Лиза» — одновременно готик-ромком, признание в любви 80-м (и культовому фильму Heathers в частности), портрет девочки-подростка с тимбёртоновскими особенностями и восстание обаятельного мертвеца. У любви нет пределов, когда она юная и свежая — и подпитана страстью к отличной поэзии, музыке и потустороннему. Для меня это отличный фильм-компаньон к любимому мной теперь продолжению «Битлджуса» и просто история нетипичной, странной и увлекательной любви, которая на многие годы пропала с экранов. а теперь, кажется, к моему большому счастью, возвращается.
«Девять», реж. Шэйн Экер, 2009
Никита Демченко
Автор «Кинопоиска» и тг-канала «Седьмое искусство»
Незаслуженно забытое постапокалиптическое фэнтези о выживании остатков человечности в мире, где победили машины, питающиеся душами. «Девять» снят Шэйном Экером и спродюсирован двумя ветеранами: Тимуром Бекмамбетовым и Тимом Бёртоном. От первого картина унаследовала стремительность действий и экшен, а от второго — серый, готический, хэллоуинский, если угодно, антураж. Макабром и крипотой тут пропитано всё: от урбанистических пейзажей до тех самых агрессивных роботов. Так что предупредим: мрачная красота «Девяти» может оказаться чересчур инфернальной для детей (проверено 15 лет назад).
«Исцеление», реж. Киёси Куросава, 1997
Сергей Чацкий
Автор КИНОТВ и сайта «КГ-Портал»
Восток — дело тонкое. И нам с вами зачастую не особо-то понятное. Люди Азии едят по-другому, иначе выстраивают свои идеалы красоты, по-особенному контент потребляют и пугают друг друга бабайками иными, нежели мы с вами. Азиатский хоррор, в частности, хоррор японский — штука своеобразная, начавшаяся с древних страшилок о призраках (так называемый кайдан) и с годами плотно обросшая психологизмом. Японский ужас — это ужас не громкий и резкий, а тихий и меланхоличный. Видеоигры про изучение глубин персонального ада в туманном городе Сайлент Хилл, одновременно эстетичная и повергающая в дрожь манга Дзюндзи Ито, а также киношные «Звонки», «Проклятия» и малобюджетные мокьюментари-хорроры от Кодзи Сираиси — Стране восходящего солнца определённо есть чем нас, гайдзинов, напугать.
Одно из наиболее важных имён в японском киноужасе — Киёси Куросава. А одно из главных произведений в его карьере — «Исцеление». Любимый ужастик Пон Джун-хо и незыблемая классика направления j-horror, получившая широкое признание как на родине, так и за рубежом. Детектив о расследовании серии странных убийств, завязанных на оккультизме, превращающийся в психотропный триллер. В нём подрыв негласного соглашения о взаимопонимании между режиссёром и зрителем соседствует с социальным комментарием, что бьёт в нерв времени, когда в Японии свои страшные дела творили последователи секты «Аум синрикё», а эзотерический шум всё сильнее и сильнее заполнял глобальное инфополе. «Исцеление» изысканно снято, грамотно смонтировано и нацелено на то, чтобы вы, как и главный герой (в исполнении звезды недавних «Идеальных дней» Кодзи Якусё), начали сомневаться в реальности реального. И этот странный фильм с не самым большим бюджетом и разрывающим шаблоны двусмысленным финалом способен как одарить неожиданными откровениями, так и напугать до икоты — безо всяких демонических рыл, внезапно выпрыгивающих на зазевавшегося зрителя.
«Дом», реж. Нобухико Обаяси, 1977
Олег Ковалёв
Автор тг-канала Director’s Card
Бу! Испугалась? Не бойся, я друг. Заходи в гости к тётушке — и подружек пригласи! Мы с проклятым старым домом вовсе не собираемся сожрать вас заживо, одну за другой. Никаких отрубленных голов, кусающих за задницу, никаких роялей, перемалывающих кости, и точно никаких гардеробов, блюющих кровью, реками крови, морем крови, нет, нет и нет! В «Доме» безопасно, как в глупом детском мультике.
Ты же знаешь, подруга, ужастики затем и снимаются, чтобы мы могли перешагнуть через свои страхи, получив по пути приятную дозу адреналина. И порой, смотря страху в глаза, полезно залиться безумным смехом, свести волнение до абсурдных видений в ярких красках и оглушительных шумах. Так что не бойся, заходи в гости и посмотри, каким красивым, уморительным и трогательным может быть абсолютный хаос.
«Зловещие мертвецы 2», реж. Сэм Рэйми, 1987
Дарья Тарасова
Киножурналистка, автор издания «Искусство кино»
Для меня Хэллоуин — праздник хоть и страшный, но при этом всё-таки ещё и мило-комичный (спасибо опопкультуриванию тематики). Поэтому в этот день предпочитаю смотреть не чистые пугающие хорроры, но что-то с примесью комедии. Идеальный кандидат — вторые «Зловещие мертвецы». Дешёвый трэшовый ужастик Сэма Рэйми, где ополоумевший Брюс Кэмпбелл пытается выжить в заброшенной хижине в лесу, — что ещё нужно для счастья? Над сценой со смеющимся интерьером хихикаю каждый раз как в первый.
«Улица страха. Часть 2: 1978», Ли Джаньяк, 2021
Анастасия Веселова
Автор КИНОТВ и Okko
Как и детективы, фильмы ужасов носят не только развлекательную, но и душеспасительную функцию: после самой тёмной ночи обязательно наступит рассвет и всё будет хорошо. «Улица страха» — очаровательная диковинка, ностальгическая страшилка по хоррор-серии рассказов Р. Л. Стайна, эдакого Стивена Кинга для читателей помладше.
Сюжет трилогии «Улица страха» движется в обратном направлении, от 1994-го к 1666 году, когда средневековая община разделилась на два города: благополучный Саннивейл и несчастливый Шейдисайд, будто проклятый, судя по зашкаливающему уровню преступности. Местные силы зла (проклятие ведьмы Сары Фир) просыпаются в Шейдисайде не просто так, но чтобы сказку о маньяках сделать былью. Очнувшись, они устраивают действительно эффектную бойню в местном лагере для подростков.
Netflix берёт за основу экранизации не столько сам сюжет, сколько детский трепет: пугаться так приятно, лёжа под одеялом. Ещё приятнее вспоминать себя подростком в период бунта, взросления и предчувствия, что впереди может быть что угодно. «Улица страха», а особенно часть вторая, — это интенсивный олдфэшн-слэшер, в котором знают «Кэрри» ещё только книгой, верят в проклятия и объединяются ради противостояния злу. Конечно, выживут не все, но для чего ещё нужны страшилки, если не для создания атмосферы Хэллоуина.