Смотреть аниме: махо-сёдзё — волшебство на ладони

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Волшебство, друзья и опасные враги — девочки-волшебницы сталкиваются с этим ежедневно. По крайней мере, если верить аниме в жанре махо-сёдзё, о котором пойдёт речь в этом материале. Хватайте волшебную призму или что там у вас под рукой — мы начинаем!

Ключевые идеи

Махо-сёдзё (яп. 魔法少女) — сочетание слов «волшебный» и «девочка». Дословно переводится как девочка-волшебница, и уже название чётко даёт понять, чего ждать от жанра: приключений подростков и волшебства. Как таковой жанр держится на понятных и простых вещах, главная из которых — мечта быть кем-то другим.

У махо-сёдзё есть несколько ключевых черт, встречающихся практически в каждом подобном шоу: в центре внимания девочка-героиня, непременно добрая и чистая сердцем. Ей помогает милый маскот (персонаж-талисман), чаще всего какое-либо животное. Магическое перевоплощение героев всегда сопровождается особенной анимационной заставкой. Злодеев обычно угадываешь с первого взгляда, а атаки героев непременно проговариваются вслух. И, конечно, всегда в наличии магия, ломающая законы физики тем или иным способом, будь то полёты, путешествия во снах или во времени. Наконец, каждая история обычно носит назидательный характер: большая часть махо-сёдзё рассчитана на детей, поэтому элемент воспитания особенно важен.

Впрочем, есть и свои исключения. Но обо всём по порядку.

Доисторическое волшебство

В ходе обсуждения сёдзё была затронута «Принцесса-рыцарь» Осаму Тэдзуки. Сегодня манга 1953 года зачастую считается эдаким прототипом махо-сёдзё: формально героиня не волшебница в буквальном смысле этого слова, но во многом воплощает архетип «волшебной девушки-воина», который спустя годы будет популяризирован благодаря «Красавице-воину Сейлор Мун».

Впрочем, по праву пальму первенства можно вручить «Секрету Акко-тян» Фудзио Акацуки. Манга, вышедшая в 1962 году, рассказывала о девочке Ацуке, которая очень любила зеркала. Когда разбивается её любимое карманное зеркальце, подаренное матерью, она решает его закопать, вместо того чтобы выбрасывать. За это во сне Ацуку благодарит дух и награждает особыми силами, позволяющими ей превращаться во что угодно по собственному желанию. «Секрет Акко-тян» заложил два ключевых тропа махо-сёдзё: Ацука — обычная девочка, которая получает способности за свои хорошие дела, а после вынуждена разделять повседневную и волшебную жизни.

Аниме по мотивам «Акко-тян» вышло только в 1969 году, а уже с 1966-го начал выходить другой сериал, «Ведьма Салли» — первое сёдзё-аниме в истории. Создатель шоу Мицутэру Ёкояма, отметившийся в том числе и как автор сёнэн-манги «Железный человек №28», представил зрителям историю принцессы волшебного мира Астории, которая оказалась на Земле и решила ненадолго остаться в непривычном мире. Салли, конечно, приходится держать свои магические способности в секрете.

Фото: кадры из аниме «Ведьма Салли»

«Ведьма Салли», как и «Секрет Акко-тян», установила несколько важных правил. Вновь возникает необходимость хранить волшебство в тайне, о нём нельзя никому рассказывать. Что не так просто с учётом необходимости каждый раз произносить заклинания и использовать зачарованные предметы. Кроме того, у волшебницы непременно есть подруги, причём чаще всего одна из них очень женственная, а вторая скорее напоминает мальчишку. И, наконец, у героини есть фамильяр — чаще всего какое-либо животное. Сегодня оба шоу считаются не только классикой, но и основой для всех последующих экспериментов в жанре. Кстати, интересный факт: в аниме-адаптации «Акко-тян» впервые появилось карманное зеркальце в качестве устройства для перевоплощения — предмет, который будет всплывать в махо-сёдзё с завидной регулярностью.

Магия клонирования

В 1970-х главным поставщиком махо-сёдзё была студия Toei Animation: именно они выпустили «Ведьму Салли» и «Секрет Акко-тян» и не собирались останавливаться на достигнутом успехе. Уже в 1970 году выходит первая серия «Волшебницы Мако» — вольной интерпретации «Русалочки» Андерсена. Завязка похожа на оригинал: Мако, дочь Морского короля, однажды спасает юношу и влюбляется в него, после чего решает попасть на сушу и стать человеком. Для этого она заключает сделку с морской ведьмой — голос, правда, она не теряет, но лишается возможности вернуться в море. Да и концовка не столь трагичная, как в классической сказке.

Фото: кадры из аниме «Волшебница Мако»

Следующим шоу для Toei стала «Малышка Сатуроби» — аниме по одноимённой манге Сётаро Исиномори. В центре внимания здесь девочка Эттян, которая выглядит обычным ребёнком. На деле же она — потомок легендарного ниндзя Сатуроби Сасукэ, одного из Десяти смельчаков Санады, которая и сама владеет многими приёмами ниндзя. Благодаря им (а также телепатическим и гипнотическим способностям) девочка ведёт борьбу с несправедливостью и пытается найти своё место в мире.

В 1972-м свет увидела «Ведьма Чаппи» — шоу, крайне похожее на «Ведьму Салли» не только своим названием. Как и знаменитая предшественница, Чаппи прибыла в мир людей из волшебных земель, завела дружбу с двумя девочками и стала стараться помогать ближним. У шоу, впрочем, есть один важный момент: Чаппи использует волшебную палочку, чего до неё не делала ни одна ведьма (или волшебница) в аниме.

Андроиды и другие волшебники

Но самым важным среди шоу Toei в 1970-х, несомненно, можно считать «Кудесницу Мег» 1974 года. Всё по классике: молодая ведьма Мег отправляется из своего магического королевства на Землю, чтобы узнать как можно больше о человеческих отношениях. Дело в том, что Мег — будущая правительница Мира ведьм, поэтому ей нужно научиться контролировать свои эмоции: без этого хорошим правителем не стать. Мег приходится не только познать множество эмоций в диапазоне от счастья до отчаяния и самопожертвования, но и сразиться со множеством опасностей, самая страшная из которых — тёмная часть человеческой натуры.

«Кудесница Мег» сегодня считается ключевым сериалом в истории жанра махо-сёдзё. Это было прорывное для своего времени шоу, не боящееся заходить на территорию, непривычную для детских сериалов. В числе тем, к примеру, числятся домашнее насилие и употребление наркотиков, а герои были смертны, что оказывало влияние на Мег. Словно этого мало, в шоу присутствовал эротизм: то и дело Мег появлялась на экране в полураздетой или пользовалась собственной сексуальностью для достижения целей.

Эротизм перекочевал в шоу из другого сериала Toei, «Милашка Хани». Оригинальную мангу в 1973 году создал Го Нагаи, отец жанра меха. Формально Хани нельзя назвать девочкой-волшебницей: она андроид, но сама об этом долгое время не подозревает. Всё дело в том, что её «отец», немолодой учёный, запрограммировал её таким образом, чтобы Хани не догадывалась о своём искусственном происхождении. Всё меняется, когда её «отца» убивает организация «Коготь пантеры»: в этот день она узнаёт, что, произнеся фразу «Хани-флэш!», способна превращаться в боевого робота, который не только отличается внешне от её привычной формы, но и обладает рядом уникальных навыков, помогающих в сражениях. После этого Хани решает бороться с «Когтем пантеры» и мстить за погибшего родителя.

В отличие от большинства историй махо-сёдзё, «Милашка Хани» создавалась как сёнэн, что нашло отражение в визуальном языке шоу. Сегодня «Хани» считается одним из ранних примеров фан-сервиса: героиня активно флиртует с мужчинами и не менее активно теряет одежду при трансформации. Произнеся свою волшебную фразу, она моментально становилась обнажённой, после чего могла получить любой необходимый ей внешний вид. При этом Хани цепляла зрителей не только внешним видом и провокативностью: все будущие девушки-воины в аниме будут опираться на её образ.

Раннее взросление

В 1980-х в махо-сёдзё пришёл новый интересный тренд. Рассмотреть его можно на примерах двух шоу, «Принцессы-волшебницы Минки Момо» и «Волшебного ангела Крими Мами».

Фото: кадр из аниме «Волшебный ангел Крими Мами»
Фото: кадр из аниме «Волшебный ангел Крими Мами»

Минки Момо, чьё имя вынесено в название первого шоу, появилась в 1985-м. Как и многие предшественницы, она была принцессой волшебного королевства, которая отправляется на Землю. Ей предстояло убедить людей вновь верить в чудеса и мечты. Крими Мами же — псевдоним девочки Ю Морисавы, которая случайно получает магические способности, завладев волшебной палочкой.

Обеих героинь объединяет то, что в обычной жизни они девочки, но после перевоплощения в магическую форму взрослеют и становятся девушками. Момо и вовсе становится взрослой, когда ей это удобно, хотя в обычной жизни выглядит как двенадцатилетний ребёнок, а Морисава взрослеет на семь лет — с девяти до шестнадцати. Это здорово отражает извечное детское желание поскорее повзрослеть и при этом даёт возможность девочкам делать это безопасно и всего на время. Всё же резко стать взрослым — штука довольно страшная.

1980-е в Японии сильно повлияли на женщин: в эту декаду они сумели добиться влияния в политике и спорте, а также в других сферах деятельности. Нет ничего удивительного, что подобные изменения порождали новые истории, и махо-сёдзё подходило для этого как нельзя лучше: истории о волшебном перевоплощении позволяли с лёгкостью перескакивать яму между собой и идеальным образом, к которому хотелось стремиться.

Боевая магия

Фото: «Красавица-воин Сейлор Мун»

Взрыв популярности произошёл в 1990-х, и имя ему «Красавица-воин Сейлор Мун». Сериал не нуждается в представлении: это невероятные по своему влиянию сериал и сопутствующая продукция, известные по всему миру. Оригинальный сюжет органично сплетал воедино махо-сёдзё и токусацу, японские истории о супергероях: группа девочек, получивших особые силы, вынуждена сражаться за судьбу всего мира.

Секрет популярности раскрыть не так уж и просто, но все исследователи сходятся в одном: если предыдущие героини-волшебницы были близки к идеалу, то девочки в «Сейлор Мун» похожи на обычных людей. У них есть свои недостатки и слабые стороны, что не мешает им добиваться успеха. Человечность героинь помогает проще ассоциировать себя с ними: всё же неуклюжая и не самая умная Усаги как-то умудряется быть ещё и супергероиней — чем же она лучше остальных? Бонусом шла повседневная жизнь, в которой было место и крепкой дружбе девушек, походам в магазин, мимолётной романтике и другим вещам, которые буквально остаются вне времени, — каждое поколение с лёгкостью способно узнать себя в этих приключениях.

При этом на западе шоу стало чётко ассоциироваться с движением Girl Power, возникшим в рамках феминизма третьей волны: девушки здесь вместе побеждают злодеев, прекрасно обходясь без посторонней помощи. Формально, конечно, есть Такседомаск, но все помнят, насколько значимым он был героем.

Тёмные ритуалы

На волне популярности у «Сейлор Мун» появилось немало подражателей, самыми известными среди которых можно считать «Сакуру — ловца карт», «Рыцарей магии» и «Революционерку Утэну». В подобном темпе махо-сёдзё развивалось вплоть до 2010-х: каких-то крупных потрясений в жанре не было. Да, были шоу в духе «Хорошенькое лекарство» о двух волшебницах, попавших на Землю. В стандартную завязку вносила разнообразие постановка боевых сцен: за неё отвечал Дайсукэ Нисио, один из авторов «Драконьего жемчуга». За счёт этого аниме добилось значительной популярности и сегодня насчитывает восемнадцать сезонов.

А вот в 2011-м свет увидела «Девочка-волшебница Мадока Магика» — своего рода деконструкция жанра. Да, до этого были попытки сделать махо-сёдзё мрачнее: в вышеупомянутом шоу «Кудесница Мег» затрагивались непростые темы, а «Принцесса-волшебница Минки Момо» и вовсе заканчивалась смертью героини в автокатастрофе (правда, потом всё оказывалось сном). «Мадока Магика» в своём подходе шла ещё дальше.

Первые несколько эпизодов предстают почти стандартным махо-сёдзё: девочки получают способности и вынужденно сражаются со злом. Вскоре, впрочем, становится понятно, что новые силы — не дар, а проклятие: за способности нужно платить высокую цену, смертность среди волшебниц крайне высока, и даже достижение победы в битвах не гарантирует успех в долгой перспективе. Жизнь волшебниц здесь — не более, чем расходник, а девочки хрупки и бессильны в большинстве ситуаций. Даже несмотря на свои суперсилы.

Вслед за «Мадокой» начали появляться и другие примеры тёмного махо-сёдзё: в числе примечательных можно вспомнить, например, «Проект воспитания девочек-волшебниц», созданный Асари Эндо. По сюжету в мире появляется соцсеть, помогающая стать волшебницей в реальном мире. Каждой счастливице даются уникальные навыки за особые волшебные конфеты, которые можно получать,творя добрые дела. В какой-то момент, правда, волшебниц становится слишком много, и администрация сети решает пойти на смелый шаг: получившая меньше всего конфет в неделю девочка лишается своих сил. Лазейки в правилах приводят ко всеобщему помешательству, и вскоре девочки начинают стремиться не заработать как можно больше, а обойти соперниц любой ценой — даже если для этого их придётся убить. «Проект воспитания» объединяет милую эстетику и крайнюю жестокость, чем и запомнился зрителям.

Среди удачных примеров можно вспомнить и «Девочку-волшебницу особого назначения Асуку». Изначально мангу создали Макото Фуками и Сэйго Токия в 2015 году, а аниме по мотивам шоу вышло в 2018-м. Сюжет отличается от привычных тропов: на Землю вторглись пришельцы, и для борьбы с ними феи, ранее старавшиеся не показываться людям, решили подарить свои силы нескольким девушкам. Так появилась «легендарная магическая пятерка» — особо опасные волшебницы из разных стран, способные противостоять ордам противников. История начинается уже после победы над вторженцами: Асука Отори, одна из пятёрки, страдает от ПТСР и пытается вернуться к нормальной жизни, чему мешает новое вторжение. На этот раз, правда, девушка не готова спасать весь мир. Несмотря на многие жанровые клише, «Девочка-волшебница особого назначения Асука» выделяется на фоне других произведений проработкой психологических сторон этой истории.

Ещё одним более свежим примером тёмного махо-сёдзё можно считать «Приоритет чудо-яйца»: аниме стартовало в 2001 году и рассказывает историю нескольких девочек, спасающих души самоубийц от терзающих их кошмаров. Сериал во многом интересен списком затрагиваемых тем — от школьного буллинга до культуры насилия и одиночества в обществе. При этом «Приоритет чудо-яйца» движется в рамках максимально стандартных тропов — вплоть до женственной и мужественной подружек и магических предметов, необходимых для сражения с монстрами. И каждый знакомый элемент всё же подвергается сомнению.

Махо-сёдзё продолжает трансформироваться и сегодня, что хорошо видно на примере «Приоритета чудо-яйца». Что ждёт жанр в будущем, покажет время, а мы в следующий раз вновь отправимся покорять демографическую группу — на очереди сэйнен, истории для юношей старше 18.

Читайте также
Смотреть аниме: исекай — Страна чудес как пункт назначения
Фэнтези, фантастика и мистика — давние гости в аниме, но всё чаще подобные истории существуют в эдаком вакууме. Это правило призван встряхнуть исекай, чьи сюж...
История одного саундтрека: «Das Boot» Вольфганга Петерсена 
Артём Макарский рассказывает, чем примечательна музыка Клауса Дольдингера.
Смотреть аниме: сёдзё — любовь и прочие неприятности
Сергей Сергиенко продолжает рассказывать про аниме! Романтика, сестринство, однополая любовь и немного фантастики — всё это (и даже больше) относится...
Смотреть аниме: спокон — быстрее, выше, сильнее!
Невероятная воля к победе, командный дух и бесконечные тренировки: всё это — неотъемлемая часть почти любого вида спорта. На этот раз именно о нём и п...
История одного саундтрека: «Танцор диско»
Артём Макарский рассуждает о том, как западное восприятие может помешать просмотру.
Смотреть аниме: меха — приход боевых человекоподобных роботов
Сражения огромных роботов друг с другом или с не менее масштабными монстрами всегда привлекают внимание зрителей. Такие истории можно обозначить терми...
Также рекомендуем
Сергей Сергиенко о создательнице аниме «Юри на льду».
Сергей Сергиенко — об авторе, экранизировавшем мангу «Призрак в доспехах».
Сергей Сергиенко о создательнице аниме «Юри на льду».
Сергей Сергиенко — об авторе, экранизировавшем мангу «Призрак в доспехах».

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00