Смотреть аниме: спокон — быстрее, выше, сильнее!

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

Невероятная воля к победе, командный дух и бесконечные тренировки: всё это — неотъемлемая часть почти любого вида спорта. На этот раз именно о нём и поговорим, точнее, о спорте в аниме. Сергей Сергиенко рассказывает об очередном жанре, который способен вдохновить на победы и рекорды. 

Основы



Спокон (яп. スポ根) — поджанр, специализирующийся на историях о спорте. Название — сокращение от スポーツ («спорт») и 根性 («сила воли»). Переводить на русский спокон как «спортивное аниме» будет несколько некорректно: значение оригинального названия поджанра — скорее «аниме со спортивным духом».

Главное, что стоит отметить сразу: далеко не всё аниме про спорт — спокон: если сюжет сосредоточен, например, на отношениях героев друг с другом или же создатели переборщили с фан-сервисом, то традиционно подобные аниме стараются относить уже к другим жанрам. Причина кроется в иероглифе 根, который можно перевести как «одержимость»: в споконе первостепенны соревновательный дух и стремление к победе.

Правила игры

Говоря о споконе, стоит обозначить ключевые моменты, чаще всего по ним можно отличить спокон от аниме, в котором просто присутствует спорт. Совершенно не обязательно, что в спокон-аниме найдутся все нижеперечисленные пункты, но точно будет хотя бы несколько из них.

Стремление к высоким целям: нередко в начале историй главные герои спокона не особо заинтересованы в выбранном виде соревнований, но со временем входят во вкус. Ставки постоянно растут: в конечном счёте игрок или команда стремятся, например, выиграть какой-то действительно важный турнир — вплоть до чемпионата мира в выбранной дисциплине.

Тяжёлые тренировки: на своём пути к совершенству герои вновь и вновь упорно тренируются, и чем выше поставленная цель, тем сложнее будет нагрузка. Причём речь может идти не только о физических упражнениях: важны вещи вроде режима питания, правильного отдыха до и после соревнований и эмоционального настроя.

Вместе с тренировками растут и навыки: этот пункт напрямую вытекает из двух предыдущих. Саморазвитие — один из столпов спортивного мастерства, поэтому герои спокона регулярно изучают новые техники и получают различные навыки, которые могут пригодиться в будущих соревнованиях. Нередко откровения могут приходить прямо посреди матчей и менять положение вещей: катастрофа оборачивается победой.

Крепкая дружба и не менее серьёзное соперничество: как и в любом сёнене, о чём уже говорилось в предыдущем тексте, важное место занимает дружба. Особенно хорошо это чувствуется в историях о командном спорте: игроки постоянно поддерживают друг друга и живут как одно целое. Если плачет один — плачут все, если кто-то засмеялся — смех подхватит вся команда. С другой стороны, соперничество — то, что даёт героям стимул. При этом речь не идёт о ненависти — скорее о честной борьбе с уважением противника.

Противник кажется непобедимым: и снова продолжение предыдущего пункта. Редко какой противник в споконе — лёгкое препятствие: героям приходится снова и снова сталкиваться со стеной. Нередко оппонент выглядит до того грозно, что просто выйти на поединок — уже большое достижение. Тем не менее именно преодоление подобных страхов — ключевой момент в любой спокон-истории.

Готовность пойти на любые риски: нередко герои спокона готовы биться до смерти или тяжёлых травм, не останавливаясь ни перед чем. Таким образом показано их мужество и одержимость спортом, а большие амбиции — обязательный компонент этого жанра.

Победы и поражения оказывают огромное влияние: да, герои спокона чаще всего побеждают в соревнованиях, что вовсе не означает, что это даётся им легко. Тяжело заработанная победа всегда сильно влияет на сюжет — на этом фоне громкое поражение зачастую выглядит совсем чудовищно и способно буквально переломить хребет персонажей.

Все любят то, что делают: герои спокона тренируются до кровавого пота, сутками ничего не едят и готовы до смерти бороться за своё дело. Тем не менее все они искренне любят свой вид спорта и готовы потратить на него всю жизнь без остатка. И чем лучше им удаётся добиваться успеха, тем сильнее они будут любить своё дело.

Выход на поле

Интересно, что, в отличие от большинства подобных историй, спокон начался не с манги. Исторически первым считается именно аниме Ясудзи Мураты «Животные Олимпийские игры» 1928 года. Сюжет незамысловат: животные, в числе которых обезьяна, слон, медведь и жираф, сражаются друг с другом в различных дисциплинах. Конечно, «Животные Олимпийские игры» не очень хорошо сочетаются с современным пониманием спокона и куда сильнее сосредоточены на юморе, но соревновательный элемент всё же присутствует. За основу были взяты летние Олимпийские игры 1928 года в Амстердаме. Двумя годами позже тот же автор снял мультфильм о бейсбольном турнире между зайцами и тануки, «Наша игра в бейсбол», и на долгое время задал стандарты изображения спорта в японской анимации.

Огромное влияние на жанр оказала американская оккупация: традиционные для Японии виды спорта вроде кендо, дзюдо и карате попали под запрет в школах в рамках подавления агрессивности населения, но уже в 1950 году генерал Дуглас МакАртур снял все ограничения. Вместе с этим начала расти популярность спортивной манги, через которую в том числе продвигали отдельные виды спорта вроде бейсбола, бокса, сёги и плавания, часть из которых как раз привезли американцы.

Исторически первой спокон-мангой считается «Игагуруи-кун» за авторством мангаки Эичи Фукуи, которая рассказывала историю Игагуруи — юноши со взрывным характером, который решил посвятить жизнь дзюдо. «Игагуруи-кун» изначально выходил с 1952 по 1954 год и стал первым шагом на пути растущей популярности спорта в манге.

Первые чемпионы

Окончательно популярность спокона закрепилась в 1964 году после того, как в Токио прошли летние Олимпийские игры. На волне интереса к спорту в Японии начало выходить всё больше манги, связанной со спортом. Стоит отметить, что в тот год золото досталось японской женской сборной по волейболу, что расширило демографию: к традиционным историям для мальчиков-подростков добавились сюжеты, ориентированные и на девушек. На этом фоне стали появляться и новые виды спорта в манге: например, в 1968 году начала выходить манга «Лучшая подача» о женском волейболе, которая пользовалась большой популярностью в своё время.


Свой путь начал и «Спиди-гонщик», знакомый многим российским зрителям по аниме-адаптации 1967 года. Манга начала выходить в 1966-м и рассказывала о Го Мифунэ (в американской локализации, разошедшейся по всему миру, его переименовали в Спиди-гонщика), юноше, мечтающем о карьере профессионального гонщика. Его верный товарищ — автомобиль Mach 5, сконструированный отцом Мифунэ. Уникальный транспорт обладает рядом не менее уникальных функций, помогающих юноше выйти из любой непростой ситуации.

В 1967-м выходит манга о бейсболе «Звезда “гигантов”», написанная Икки Кидзиварой и проиллюстрированная Нобору Кавасаки. Это история о реально существующей команде «Гиганты Ёмиури», только все игроки в манге были выдуманными. В центре внимания — Хоси Юма, молодой питчер, чей отец некогда был профессиональным игроком в бейсбол. Хоси-старший получил на войне тяжёлое ранение, из-за чего ушёл в отставку и крепко запил, но, увидев интерес сына к спорту, занялся его тренировками. В итоге парень попадает в «Гигантов Ёмиури», где обретает широкую известность благодаря уникальной подаче. Манга быстро была адаптирована для ТВ: в 1968-м начал выходить одноимённый сериал, продержавшийся до 1971-го и насчитывающий 182 серии.


Стоит вспомнить и о «Завтрашнем Джо» — манге за авторством Тэцуи Тибы и Асао Такамори. История рассказывала о непростом пути Джо Ябуки — беспризорника, который в колонии для подростков открывает в себе любовь к боксу. Выйдя на свободу, он продолжает оттачивать свои навыки и в итоге становится чемпионом в легчайшем весе. «Завтрашний Джо» оказал огромное влияние на жанр спокон и японскую культуру в целом: многие авторы манги и аниме не скрывают свою любовь к истории Джо Ябуки. Аниме-адаптация начала выходить в 1970-м и с тех пор была неоднократно перезапущена. В 2018 году, например, в честь 50-летия оригинала вышла футуристическая версия сюжета под названием «Мегалобокс».

Стремление к победе

В 1980-х спокон испытал небольшой спад: куда большей популярностью начали пользоваться истории в жанрах научной фантастики и фэнтези. Тем не менее многие авторы продолжали развивать спортивную тематику, нередко затрагивая не самые популярные в Японии виды спорта. Так, в 1981 году начала выходить манга «Капитан Цубаса», она пусть и с перерывами, но дожила до сегодняшних дней. Это первая история о футболе, которую автор, Ёичи Такахаси, придумал, вдохновившись Чемпионатом мира по футболу 1978 года в Аргентине. Примечательно, что за футболом на тот момент следило всего 4% населения Японии, а профессиональные команды и вовсе появятся только через 12 лет после выхода манги.


Большая часть спортивной манги тем не менее начала заигрывать с другими поджанрами, добавляя в историю элементы романтики или, например, фэнтези. К 1990-м список видов соревновательной деятельности изрядно расширился: к чистому спорту добавились, например, рыбалка («Великий Мусаси») и йо-йо («Супер йо-йо»). В отдельных случаях манга могла сосредоточиться на более «мыслительных» играх вроде го («Хикару и го») или японских шахматах сёги («Сион но О»).

Исторически сложилось, что спокон не пользуется широкой популярностью за пределами Японии, но на родине остаётся одним из самых востребованных жанров. В большинстве случаев истории выходят в мейнстримных изданиях — в Weekly Shonen Magazine, к примеру, около трети опубликованных материалов — спортивные сюжеты. Нередко манга и аниме помогают в популяризации того или иного вида спорта: в 2017 году, например, японский канал NHK выпустил документальный фильм «Мы становимся сильнее благодаря манге», в котором известные атлеты рассказывали об эпизодах из жизни, когда спокон-истории вдохновляли их на борьбу, помогая справиться с трудностями в спортивной карьере. 

Как уже отмечалось выше, некоторые из спокон-сюжетов нацелены не на юношей, а на девушек. О них и поговорим в следующий раз: вместо поджанра вернёмся к демографической группе сёдзё и разберёмся с её особенностями.


Читайте также
История одного саундтрека: «Танцор диско»
Артём Макарский рассуждает о том, как западное восприятие может помешать просмотру.
Смотреть аниме: меха — приход боевых человекоподобных роботов
Сражения огромных роботов друг с другом или с не менее масштабными монстрами всегда привлекают внимание зрителей. Такие истории можно обозначить терми...
Картина в картине: «Джокер» и Эгон Шиле — кто скрывается под маской? 
Екатерина Кузнецова рассказывает, какую роль в фильме «Джокер» сыграл провокационны...
Смотреть аниме: сёнэн — истории про одарённых подростков, лидеров и дружбу 
КИНОТВ запускает серию материалов, посвящённых аниме. В этих статьях Сергей Сергиенко разберёт жанры, поджанры, героев, темы, мифологию японской анима...
История одного саундтрека: «Белорусский вокзал»
О том, как Альфред Шнитке отказался от создания музыки.
История одного саундтрека: «Вечное сияние чистого разума»
Как композитор Джон Брайон смог найти нужную атмосферу.
Также рекомендуем
Сергей Сергиенко рассказывает об одной из самых известных женщин индустрии аниме.
Разбираем особенности творчества маэстро японской анимации.
Сергей Сергиенко о создательнице аниме «Юри на льду».
Сергей Сергиенко рассказывает об одной из самых известных женщин индустрии аниме.
Разбираем особенности творчества маэстро японской анимации.
Сергей Сергиенко о создательнице аниме «Юри на льду».

Последние новости

«Разрушитель» с Сильвестром Сталлоне получил 4K версию
Классический боевик 90-х с Уэсли Снайпсом в одной из главных ролей.
00:00