Смотреть аниме: сёдзё — любовь и прочие неприятности

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Сергей Сергиенко продолжает рассказывать про аниме! Романтика, сестринство, однополая любовь и немного фантастики — всё это (и даже больше) относится к сёдзё. Как и в случае с сёнэном, подобный подход позволяет создавать произведения во множестве жанров, причём некоторые отдельные примеры могут очень удивить — как, например, довольно известное аниме «Ковбой Бибоп», чей первоисточник выходил именно в сёдзё-журнале.

Фото: КИНОТВ

Простое доброе прошлое

Само слово сёдзё (яп. 少女) переводится как «девочка», что и выдаёт целевую демографическую группу жанра — девочек-подростков в возрасте от 12 до 18 лет. Как и сёнэн, сёдзё уходит корнями в далёкое прошлое: первые журналы для девочек в Японии начали выходить ещё в начале XX века. Среди самых ранних примеров можно вспомнить Shojo Kai (1903), Shojo Sekai (1906) и Shojo no Tomo (1908). И, как и в случае с журналами для мальчиков, мангу в них начали печатать не сразу. Самые первые примеры относятся к 1910-м — в это время в журналах появляются короткие одностраничные истории, всё чаще юмористического характера, и с тех пор подобные стрипы хорошо закрепились в изданиях для девочек.

В 1938-м наиболее популярной мангой была «Куруми-чан»: сегодня лёгкие истории о весёлой доброй девочке за авторством Мацумото Кацудзи, чьё имя означает «грецкий орех», считаются одним из первых примеров эстетики кавай. Перу Мацумото принадлежит и манга «Загадочный клевер», шестнадцатистраничная история, в которой впервые появилась героиня-сорванец, способная утереть нос многим мальчишкам. История о девочке, защищающей бедняков от жадных богатеев, знаменита ещё и нестандартной раскадровкой: Мацумото использовал нетипичные для своего времени ракурсы вроде вида с высоты птичьего полёта, а также различный размер панелей, которые нестандартно располагал на странице.

Фото: манга «Куруми-чан»/журнал Shōjo no tomo, 1940

Тем не менее во время Второй мировой войны популярность манги тихо сошла на нет: в обществе её окрестили «легкомысленной», хотя на первых порах та же Куруми-чан даже появлялась на открытках для японских военных. Возрождение произошло уже во время оккупации Японии: сюжеты пока всё так же ограничивались юмористическими одностраничными стрипами.

Первая революция

И вновь право революционера принадлежит «богу манги» Осаму Тэдзуке. Создатель «Астробоя» неспроста получил своё прозвище: именно он привнёс в мангу для подростков драматизм в противовес привычному юмору. Пробой пера в сёдзё для него стала «Принцесса-рыцарь», история о принцессе Сапфир, которая вынуждена притворяться юношей, чтобы унаследовать трон, — в противном случае он достанется злому графу Дюралюмину. Своим появлением «Принцесса-рыцарь» обязана редактору Тэдзуки, который придумал историю, способную захватить женскую аудиторию так же, как сюжеты мангаки, рассчитанные на мальчиков.

«Принцесса-рыцарь» позже получила и аниме-адаптацию, которая стала первым цветным мультипликационным сериалом в истории. Но не первым сёдзё-аниме — эти лавры принадлежат «Ведьме Салли», снятой по манге Мицутэро Ёкоямы. История о девочке-волшебнице предвосхитила жанр махо-сёдзё, который буквально переводится как «девочка-волшебница», а среди удивительных фактов о нём стоит упомянуть, что ключевую анимацию нескольких серий шоу делал молодой и никому неизвестный Хаяо Миядзаки.

Новое время

Интересный факт о сёдзё — долгое время истории для девочек создавались исключительно мужчинами. Таковы все упомянутые выше работы, да к тому же нередко сёдзё считалось эдакой первой ступенькой на пути к сёнэну — «настоящей» манге. Женщинам дорога в мангу и тем более аниме долгое время оставалась закрытой. Возможно, поэтому истории для девочек отличались от историй для мальчиков в основном только полом центрального персонажа.

Первой женщиной-мангакой считается Матико Сатонака: в 1964 году, будучи ещё школьницей старших классов, она дебютировала с короткой историей «Портрет Пии» и на своём примере показала, что девушкам есть место в, казалось бы, мужской индустрии. С тех пор Сатонака создала более 500 законченных историй и сумела завоевать немало престижных наград.

Фото: Матико Сатонака/マンガアニメ3.0

Сатонака стала той самой искрой, из-за которой вспыхивает настоящий пожар. Всё в тех же 1960-х произошла революция: Ёситако Ниситани, одна из первых мангак-женщин в истории, отметив растущий возраст читающих девочек, начала создавать сюжеты, ориентированные уже не на препубертатных детей, а на подростков. Так в сёдзё впервые появились истории про любовь.

Ниситани представила мангу «Мэри Лу» — первую в истории мангу о любви современных подростков, которая породило целый тренд. Во многом здесь и началось подлинное разделение сёнэна и сёдзё на более чётко очерченные жанры. А с 1969-го в индустрию стало приходить всё больше женщин.

Сотрясание основ

В 1970-х случилась очередная революция жанра. Хагио Мото, Юмико Осима и Кейко Такэмия в числе других девушек-мангак вошли в так называемый «Союз 24 года»: все они родились в районе 1949-го, 24 года эпохи Сёва, что и стало основой для названия. «Союз» оказал огромное влияние на индустрию: женщины не стеснялись экспериментировать с жанрами и формами, что изрядно изменило облик сёдзё-манги.

Фото: обложка манги «Им было 11»

Мото, к примеру, создала «Их было 11» — научно-фантастическую мангу, заходящую на территорию детектива: десять студентов космического кадетского корпуса отправляются на финальный экзамен, в рамках которого они должны выживать на заброшенной космической станции. Но по прибытии их неожиданно оказывается одиннадцать: в числе кадетов явно скрывается недоброжелатель. Словно этого мало, станция медленно движется к звезде, вокруг которой вращается, смерть кажется неминуемой, а растущая температура провоцирует слабость команды.

Перу Осимы принадлежит «Звезда из Страны хлопка», история о котёнке Чиби-неко, которую подбирает юноша и оставляет у себя жить, несмотря на аллергию матери. Чиби-неко, кстати, изображена как маленькая девочка с хвостом и кошачьими ушами, но люди воспринимают её как обычного котёнка. Это связано с тем, что Чиби-неко считает себя человеком (а для истории героиня интересна тем, что это один из первых примеров «кошкодевочек» в японской культуре). Она влюбляется в своего спасителя, уверенная, что, когда вырастет, сможет стать ему парой. Бродячий кот Рафаэль разбивает мечты, рассказывая правду о жизни котов, но и даёт надежду, рассказывая о Стране хлопка — загадочном месте, где сбываются любые мечты. Чиби-неко отправляется с Рафаэлем на поиски мистической страны.

Возможно, самой большой бунтаркой стала третья упомянутая девушка, Кейко Такэмия. Она написала «Поэму ветра и деревьев» — одну из первых историй в поджанре сёнэн-ай, «юношеская любовь». В России жанр куда больше известен как яой. История рассказывает о сложных отношениях двух студентов, Сержа Батуля и Жильбера Кокто, которые живут в интернате.

Фото: манга «Поэма ветра и деревьев»/Shogakukan

«Поэма ветра и деревьев» считается классикой, но до выпуска Такэмии потребовалось девять лет, чтобы убедить издателя наконец опубликовать произведение, — мангака принципиально не шла на смягчение сексуальных сцен и сложных тем вроде гомофобии, педофилии и употребления наркотиков.

Стоит вспомнить и «Розу Версаля» Риёко Икэды — известной мангаки, считающейся одной из основоположниц современной эстетики сёдзё. Сюжет рассказывал об Оскар — дочери известного французского лорда, названной мужским именем, потому что мужчина не дождался наследника. Девушка воспитывалась как мальчик с самого рождения и получила отличное военное образование, что и открыло ей двери в королевскую гвардию Версальского замка. История при этом рассказывает о событиях, происходящих незадолго до Великой французской революции: Оскар видит несправедливость современного ей мира и в конечном счёте оказывается на стороне революционеров.

В числе ярких историй 1970-х стоит упомянуть и «Бей Эйс!» — спортивную мангу о теннисистке Хироми Оки, которая испытывает трудности на пути к профессиональной карьере. По многим чертам «Бей Эйс!» можно было бы отнести к спокону, о котором мы говорили в прошлый раз, но в дело вмешивается романтика: в какой-то момент Хироми влюбляется в теннисиста. И всё же любовь к спорту побеждает: после слов тренера о том, что отношения лишь помешают девушке на пути к славе, та отказывается от романтики в пользу спорта.

Революция наоборот

1970-е стали переломным десятилетием для женщин в Японии в целом и для сёдзё как жанра в частности. Роль женщины в обществе менялась: их избирают в парламент, замечают в спорте и не только, а многие издания начинают открыто искать именно женщин-мангак, что совсем недавно казалось чем-то из разряда фантастики. Уже к середине 1970-х почти все сёдзё-истории создавались женщинами.

Гиф-анимация: «Паталлиро!»/Toei Animation

Тем не менее мужчины не пропали из журналов для девочек бесследно: стоит вспомнить, например, Минео Майя, автора «Паталлиро!». Манга (и одноимённое аниме) рассказывает историю мальчика Паталлиро, который неожиданно для себя в десятилетнем возрасте становится правителем страны Малинера. Агент МИ-6 Джек Банкоран — слуга и телохранитель мальчика, который вынужден защищать Паталлиро от многочисленных недоброжелателей. Один из которых, киллер Мараих, влюбляется в Джека. Экранизация, выходившая с 1982 по 1983 год, знаменита тем, что стала первой в истории, показавшей на телевидении Японии мужскую любовь. Что примечательно, история при этом, несмотря на серьёзную, казалось бы, завязку, скорее юмористическая: герои то и дело сталкиваются с пришельцами, роботами и монстрами. В какой-то момент становится ясно, что все безумства — плод фантазии Паталлиро.

Ещё одним известным мангакой-мужчиной того времени считается Синдзи Вада, создатель манги «Девочка-полицейский Йо-йо». Главная героиня Саки Асамия, несмотря на своё не самое мирное настоящее в виде сукебан («девушка-босс», японская женская полукриминальная субкультура), стала детективом под прикрытием. От нового начальства Саки получает металлический йо-йо, который можно использовать и как бейджик, и как оружие в случае необходимости. Вчерашняя хулиганка начинает внедряться в различные школы и выявлять преступников, желательно до того, как они совершат свои злодеяния.

Луна в матроске и другие героини

Крупных революций после 1970-х уже не было: жанр стабильно развивался и дробился на множество пересекающихся поджанров с доминированием драмы, махо сёдзё и темы однополой любви (не только яоя, но и юри — историй о любви девушек). Исследователи тем не менее часто выделяют период в 1990-х, когда в сёдзё-манге и аниме всё чаще начали появляться темы самореализации. Неожиданное влияние на жанр оказала и война в Персидском заливе: на её фоне многие героини манги и аниме начали сражаться за будущее общества. В их числе, например, и легендарная «Сейлор Мун» за авторством Наоко Такеучи, одна из самых известных сёдзё-манг в мире.

Красавица-воин в матроске не нуждается в представлении: аниме-адаптацию на постсоветском пространстве застал, наверное, каждый, а в мире приключения девушек, спасающих Землю, открыли путь сёдзё за пределы Японии. «Сейлор Мун» в какой-то степени переизобрела поджанр махо-сёдзё: теперь девочки-волшебницы используют свои силы не для развлечения, а для борьбы со злом. Да ещё и действуют почти что по принципам супер сентая — поджанра о приключениях группы героев, которые вынуждены сражаться с различными «монстрами недели».

Что ещё важнее, «Сейлор Мун» за счёт хорошо проработанных героинь и общего тона часто ассоциируется с движением феминизма. История во многом сосредоточена на женской дружбе и сестринстве, а в числе поднимаемых тем фигурируют, например, критика культуры потребления. На волне популярности «Сейлор Мун» начали появляться и подражатели — от «Рыцарей магии» до «Юной революционерки Утэны». Ключевым во всех историях остаётся именно сестринство, которое нередко оказывается крепче любых других отношений.

Конечно, сёдзё — куда масштабнее, чем горстка разрозненных фактов, но пробелы придётся исправлять уже в рамках текстов о поджанрах. Начнём, пожалуй, с исекая — историй о «попаданцах», появившихся, как ни странно, именно в сёдзё-журналах.


Читайте также
Смотреть аниме: спокон — быстрее, выше, сильнее!
Невероятная воля к победе, командный дух и бесконечные тренировки: всё это — неотъемлемая часть почти любого вида спорта. На этот раз именно о нём и п...
История одного саундтрека: «Танцор диско»
Артём Макарский рассуждает о том, как западное восприятие может помешать просмотру.
Смотреть аниме: меха — приход боевых человекоподобных роботов
Сражения огромных роботов друг с другом или с не менее масштабными монстрами всегда привлекают внимание зрителей. Такие истории можно обозначить терми...
Картина в картине: «Джокер» и Эгон Шиле — кто скрывается под маской? 
Екатерина Кузнецова рассказывает, какую роль в фильме «Джокер» сыграл провокационны...
Смотреть аниме: сёнэн — истории про одарённых подростков, лидеров и дружбу 
КИНОТВ запускает серию материалов, посвящённых аниме. В этих статьях Сергей Сергиенко разберёт жанры, поджанры, героев, темы, мифологию японской анима...
История одного саундтрека: «Белорусский вокзал»
О том, как Альфред Шнитке отказался от создания музыки.
Также рекомендуем
Сергей Сергиенко об авторе, благодаря которому появилось аниме «Ковбой Бибоп».
Сергей Сергиенко выбрал десять самых интересных.
Чудесная работа, прокат которой тоже своего рода чудо
В наш суетный век иногда хочется просто остановиться и перевести дух, забыв на время о бесконечном соревновании со време...
Сергей Сергиенко об авторе, благодаря которому появилось аниме «Ковбой Бибоп».
Сергей Сергиенко выбрал десять самых интересных.
Чудесная работа, прокат которой тоже своего рода чудо
В наш суетный век иногда хочется просто остановиться и перевести дух, забыв на время о бесконечном соревновании со време...

Последние новости

Хаяо Миядзаки попал в список 100 влиятельнейших людей года по версии TIME
Вслед за почётной «Пальмовой ветвью» для студии Ghibli.
Шоураннер «Людей Икс '97» объяснил концовку пятой серии
Сценарист хотел добиться максимального шока.
00:00