Фэнтези, фантастика и мистика — давние гости в аниме, но всё чаще подобные истории существуют в эдаком вакууме. Это правило призван встряхнуть исекай, чьи сюжеты всегда рассказывают о «попаданцах» из нашей реальности в какую-то новую. До уровня «Пчелы-попаданца» здесь, на счастье, далеко, а хороших примеров наберётся не так мало. О них и расскажет Сергей Сергиенко в этом материале рубрики «Смотреть аниме».
Пятиминутка истории
Исекай (яп. 異世界) — поджанр, рассказывающий истории о «попаданцах» из нашего мира в какой-то другой. На японском слово означает буквально «странный мир» и в качестве названия поджанра устаканилось совсем недавно из-за частого использования в заглавиях произведений. До этого мангу и аниме о «попаданцах» относили к историям о «заключённых в других мирах».
Чаще всего герои попадают в околофэнтезийный мир, где от них непременно что-то требуется. Нередко — спасение места, где они очутились загадочным образом. Основных способов попасть в новую для себя реальность обычно два: либо более естественным образом (например, во сне или по приглашению какого-то существа), либо переродившись после смерти или серьёзной травмы в кого-то другого. При этом, кроме фэнтезийной среды, возможны и другие вариации вроде иного исторического периода, параллельного мира или видеоигры — подобные истории особенно популярны в последние годы.
Первым произведением в жанре исекай традиционно считается легенда об Урасиме Таро, датированная VIII веком. История рассказывает об японском рыбаке, который спас черепаху. Та оказалась дочерью повелителя морей, принявшей облик животного, и в качестве благодарности пригласила Таро в подводный дворец. Рыбак провёл там всего несколько дней, но, вернувшись на берег, обнаружил, что в реальности прошло более ста лет. История Таро стала основой одного из самых первых аниме в истории, «Урасима Таро»: вышедшее в 1918 году, ныне оно считается утерянным.
Конечно же, истории о «попаданцах» не являются эксклюзивными для Японии: в числе известных произведений, появившихся в конце XIX и начале XX века, можно вспомнить, например, «Алису в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Удивительного волшебника страны Оз» Лаймена Фрэнка Баума или «Питера Пэна» Джеймса Барри.
Первые шаги
Одним из первых произведений, которые можно было бы считать предвестником современного развития жанра, можно смело назвать сёдзё-мангу «Королевский герб» (Ouke no Monshou) за авторством Тиэко Хосокавы, которая выходит с 1976 года. История повествует об американке Кэрол Рид, изучающей археологию в Каире. Во время исследования гробницы молодого фараона на девушку и всю её команду насылается проклятие, которое переносит их на 3000 лет назад во времени. Богатые познания в истории Египта позволяют ей помогать «современникам» во время тяжелейших времён, за что её прозвали Дочерью Нила. Конечно же, по традиции сёдзё, Кэрол встречает Мемфиса, молодого фараона, чью могилу она изучала, и у них завязываются отношения.
Мемфис поначалу выступает жестоким и грубым (но прекрасным внешне) правителем, чей брак с сестрой Изидой кажется лишь вопросом времени. Но постепенно фараон понимает, что Кэрол нравится ему куда больше, и берёт её в жёны, чем вызывает гнев сестры. Необычная внешность Кэрол, а также её способность предсказывать будущее являются постоянным источником всё новых бед на пути героини. Манга, к слову, выходит и по сей день.
Если же говорить об аниме о «попаданцах», то первым, несомненно, можно считать «Святого воина Данбайна» Ёсиуки Томино, премьера которого состоялась в 1983 году. Главный герой, мотогонщик Сё Дзама, случайно попадает в мир Бустон. Он изрядно отличается от нашего: в нём существуют мифические существа вроде драконов, фей и единорогов. Оказавшись в новом мире, он берётся за управление боевым роботом «Данбайном», курирует же его местный правитель Дрейка Люфта.
Довольно быстро Сё узнаёт, что вообще-то здесь его быть не должно: в Бустон попадают только души после смерти, а вот живых людей переносить сюда против правил, и именно Люфт виноват в его попадании в новый мир. Встретив же девушку по имени Марвел Фрозен, Сё узнаёт, что Люфт преследует совсем не благие цели, и принимает решение вступить в ряды сопротивления злодею, мечтающему о захвате мира.
«Святой воин Данбайн» во многом напоминает скорее реалистичные меха-истории, что и неудивительно: именно Томино несёт ответственность за «Мобильного воина Гандама», благодаря которому и появился общественный интерес к реалистичному меха в противовес ранее укоренившимся супер-меха. При этом в оригинальном романе никаких роботов не было вовсе: земные инженеры в новом для себя мире отвечали за более привычную технику, а меха в историю добавили по просьбе спонсоров, в числе которых была и Bandai — фирма-производитель игрушек.
Кризис экономики и его последствия
Если в 1980-х исекай был скорее штучным явлением, то уже в следующем десятилетии интерес аудитории многократно вырос. Что в целом не удивительно: эскапистские в своей основе истории пришлись на «потерянное десятилетие», период экономического застоя в Японии 1990-х. Не вдаваясь в подробности, стоит отметить, что экономика страны изрядно пострадала из-за финансового пузыря 1986–1991 годов, когда резко подскочили цены на недвижимость. Действия Министерства финансов по стабилизации ситуации привели к росту безработицы и полной остановке экономического роста в стране, так что сюжеты о «попаданцах» стали всё чаще встречаться не только в аниме и манге, но и других медиа — от книг до видеоигр. Да и сама идея, что обычный человек, попадая в новый мир, может стать героем, здорово накладывалась на японскую ментальность, где принято работать до седьмого пота и хранить верность своей компании.
Интересно, что большая часть исекай-историй, выходивших в 1990-х, относится к сёдзё. Одним из таких примеров можно считать «Таинственную игру» Юу Ватасэ. Здесь в центре внимания две девушки, Миака Юки и Юи Хонго, они крепко дружат, несмотря на множество различий. В другой мир, похожий на древний Китай, подруги попадают после знакомства с книгой «Вселенная четырёх богов», которая якобы исполняет все желания того, кто еёпрочтёт. Новая реальность встречает их отнюдь не с распростёртыми объятиями: не успев оправиться от потрясения, девушки оказываются в лапах бандитов. Вскоре их спасает таинственный юноша: делает он это не по доброте душевной, а из корыстных целей, поэтому, узнав, что у девушек за душой ни копейки, он тут же отправляется восвояси. Что вовсе не мешает Миаке и Юи влюбиться в спасителя.
По легенде, попадающие из других миров девушки должны становиться жрицами богов, и так уж случается, что подруги оказываются по разные стороны баррикад: Юи начинает служить огненной птице Судзаку, а Миака — водному дракону Сэйрю, заклятым врагам. Местная фантастика, к слову, не выдуманная: за основу своего мира Юу Ватасэ взяла древнекитайскую мифологию. Экранизация не заставила себя долго ждать: уже в 1995 году стартовало одноимённое шоу, а в последующие годы было выпущено ещё четыре OVA-сериала (этим термином обозначают аниме-шоу, выходящие на видеоносителях).
Плавный поворот
Исекай — жанр не особо претендующий на какие-либо революционные изменения, но одно произведение стоит выделить отдельно. Речь об «Инуясе» Румико Такахаси — первом популярном сёнэне о «попаданцах». Что интересно, ситуация здесь противоположна таковой у сёдзё: ранняя манга для девочек создавалась с оглядкой на сёнэн, а вот «Инуяся» во многом опирается на традиционные для сёдзё тропы.
Ученица средней школы Кагомэ Хигураси узнаёт от брата, что в колодец упал их домашний кот. Семья девочки живёт при храме, поэтому событие не кажется ей чем-то сверхъестественным. Как на зло, когда Кагомэ добирается до предполагаемого места заточения кота, её хватает демон-сороконожка и утаскивает в колодец, требуя при этом Камень Четырёх Душ. Насилу отбившись от жуткого существа, девочка выбирается уже в новый мир, точнее — в далёкое прошлое. Словно этого мало, зайдя в храм, она узнаёт, что является реинкарнацией служительницы храма и действительно обладает Камнем Четырёх Душ, который сокрыт в её теле. Изначальная же носительница камня, Кикё, была смертельно ранена в бою с полудемоном Инуясей, юношей с собачьими ушами, которого Кагомэ первым увидела в новом для себя мире. Конечно же, судьба сведёт девушку и полудемона, с чего и начнутся их долгие приключения в Японии эпохи Сэнгоку.
Как и в сёдзё, здесь главной героиней формально выступает девушка, да и автор произведения — женщина, что остаётся редкостью для сёнэна.
Виртуальная реальность
В «нулевых» количество исекая почти сошло на нет. Со временной кончиной жанра ушли и девушки: предположительно, рынок оказался попросту перенасыщен сёдзё-исекаем. Требовалась какая-то встряска.
Так исекай окончательно перекочевал в сёнэн: в начале 2010-х свет увидели первые истории, причём многие из них пересекались с так называемыми «гаремами» — сюжетами, в которых у одного парня сразу несколько любовных интересов. Для гарема как жанра это было приятное сотрудничество: большинство историй ограничивалось школьным сеттингом, поэтому другие миры выглядели чем-то свежим.
К такому повороту привела популярность «Мастера Меча Онлайн» — сначала ранобэ, а позже манга, аниме, аудиодрама и несколько видеоигр. Рэки Кавахара придумал мир, в котором люди могут буквально с головой уйти в видеоигру. Что и случилось сразу с несколькими тысячами игроков, которые однажды обнаружили, что не могут покинуть киберпространство. В их числе оказался и Кадзуто Киригая — заядлый геймер, который поставил себе цель пройти игру и выбраться в реальность.
Если поначалу история и развивается скорее в своём фэнтезийном русле, то вскоре переходит в сторону романтики и гарема, не забывая, впрочем, и о сражениях со злодеями и попытках достичь финала игры. Формально «Мастера Меча Онлайн» — не первая история о заключённых в видеоигре: до него был, к примеру, .hack//SIGN, но именно «Мастерам» удалось добиться невероятной популярности и занять так кстати освободившуюся нишу.
Примечательно и то, что аниме сумело предвосхитить появление нового типа героев и ответить на запрос из реальности: если раньше протагонистами исекая всё чаще были крутые герои из обычных людей, то здесь на первое место выходят затворники, одиночки и отаку. Которые, впрочем, по непонятной причине становятся эдакими магнитами для девушек всех видов и рас.
Называть какие-то конкретные тайтлы здесь довольно бесполезно: в каждом сезоне за последние лет пять обязательно найдутся подобные шоу. Всё чаще их качество, увы, оставляет желать лучшего.
…А может быть, наоборот?
Заканчивая разговор об исекае, стоит упомянуть и так называемый обратный исекай — истории, в которых «попаданцы» из другого мира оказываются в нашем. Одним из ярких примеров последних лет можно считать «Дракона-горничную госпожи Кобаяси». Здесь Кобаяси, обычная офисная служащая, будучи в нетрезвом состоянии, спасает дракониху Тору из другого мира и, не совсем осознавая, что делает, предлагает ей жить у себя в качестве горничной. Тору же, благодарная за спасение, соглашается, а вслед за ней на Землю начинают попадать и другие драконы, ужиться которым в новом мире не всегда так уж просто, а попытки нередко приводят к различным смешным (и не очень) ситуациям.
Ещё одним примером из другого диапазона можно назвать «Импульс мира»: здесь иномирцев куда больше нескольких десятков. Однажды прямо в центре Микадо открываются врата в другой мир, откуда начинают выходит наверы, внешне неотличимые от людей, но во многом превосходящие землян. Для борьбы с ними создаётся Граница — особая организация, члены которой сумели захватить технологии наверов и обратить их в свою пользу. Так у людей появились триггеры — особая технология, позволяющая использовать внутренние ресурсы человека для атаки, обороны и множества других целей.
Спустя четыре года после открытия портала Граница огородила центр Микадо и стала регулярно набирать добровольцев, а сражения стали обыденностью. А в обычной школе встречаются Юми Куга, скрывающийся от Границы навер, и Осама Микумо, который утаивает свою принадлежность к Границе. Так начинается их неловкая дружба, в которой Куга пытается привыкнуть к незнакомой реальности с помощью поддержки Микумо.
Сегодня исекай занимает немалую часть выходящих шоу, и это вряд ли скоро изменится: даже низкокачественные истории находят своего зрителя, а «попаданцы» вряд ли легко сдадутся до появления нового громкого тренда. А мы в следующий раз отправимся дальше, изучать волшебство в компании девочек в их собственном жанре махо-сёдзё.