Заварили кашу: как устроен химический состав сериала «Фарма» с Марком Эйдельштейном

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из сериала «Фарма», PREMIER

На третьем фестивале «Новый сезон», служащем витриной будущих премьер всех отечественных стримингов, наконец показали «Фарму». Проект Premier готовился к релизу ещё весной, но после единичного показа отправился на полку. Поговаривали, что провокационный сюжет про коррумпированных чиновников в рядах тех, кто должен спасать жизни, а не торговать ими, разозлил кого-то «сверху». И сериал отправился на перемонтаж, чтобы сгладить самые острые углы. Но представленные на фестивале первые две серии говорят об обратном — обошлось без серьёзного хирургического монтажа. Елена Зархина рассказывает о сериале.

Антон (Марк Эйдельштейн, который теперь нарасхват) мечтает обо всём, что положено подростку: влюбиться, обрести субъектность в отрыве от родителей и стать успешным рэпером. Но сделать и первое, и второе, и третье ему мешает страшный диагноз — редкое генетическое заболевание — миодистрофия (прогрессирующее ослабление мышц, приводящее к летальному исходу). Пока активная мама Антона (Александра Сыдорук) обивает чиновничьи кабинеты и медкомиссии, а вялый папа (Владимир Селезнёв) сбегает от проблем на пасеку, в полукриминальных кругах суетится старший брат героя Миха (Никита Павленко — сердце и душа проекта, играет одну из своих лучших ролей). В компании друзей-авантюристов (Арам Вардеванян, Валентин Анциферов и Станислав Дёмин) он промышляет мелким мошенничеством. Но именно его рвение служит главным топливом для того, чтобы выбить у государства положенное Антону дорогущее лекарство стоимостью в миллионы долларов.

У государства эти деньги есть, а у главы Горздрава (демоническая здесь Светлана Степанковская) желания ими делиться нет. Чиновница промышляет тем же мошенничеством, что и Миша, только последствия её коррумпированных схем опасней, потому что на кону человеческие жизни. Устав от предложения пройти очередную медкомиссию, Миша срывается. Чиновница получает лицом о стол, видео с этим нападением разлетается по Сети, но внезапно оборачивается против самой героини. Руководство отправляет её в неоплачиваемый «отпуск», а она готовит план мести и ищет способ вернуться на насиженное место окольными коридорами власти.

В это время Миша с друзьями узнают от знакомой девочки Леры (София Самсонова), что в даркнете есть целое сообщество фарм-анархистов, которые взламывают сервера крупных корпораций с рецептами дорогостоящих лекарств и варят их сами ради спасения близких. Михаил и компания решаются на предложенную авантюру, попутно переходя дорогу местному бандиту (Сергей Гилёв) с бельмом на глазу и неуправляемым темпераментом. Он ведёт дела с наркокартелем из Южной Америки, чьи деньги ребята хотят украсть ради закупки дорогих ингредиентов будущего медикамента. Правда, и им переходят дорогу — наёмники в отставке, решившие скрасить свою пенсию несколькими миллионами.

Кадр из сериала «Фарма», PREMIER
Кадр из сериала «Фарма», PREMIER

Как видно по описанию, мир «Фармы» многолюден. А ещё есть новая возлюбленная Антона Ксюха (Дарья Руденок), бывшая возлюбленная Михи Ира (Ника Сафонова), чьи-то отцы, враги и далее по списку. И все они стремительным хороводом стягиваются вокруг главной орбиты проекта — героев-братьев. Только если Антон в первых сериях выглядит довольно пассивно (он только сочиняет рэп и иронично огрызается на старших), Миша кажется одновременно и ураганом, готовым снести всё на своём пути, и самой крепкой стеной, за которой хочется укрыться. Сам актёр Никита Павленко признавался, что в этой роли равнялся на архангела Михаила, которому часто обращены молитвы об исцелении. А ещё он считается защитником душ умерших на Страшном суде. То есть это буквально герой, который дарует спасение и не делит людей на плохих и хороших. В другом сериале Premier, «Мир! Дружба! Жвачка!», в котором, кстати, тоже снимался Павленко, был аналогичный персонаж, от силы и воли которого зависели судьбы окружающих. Это был афганец Алик (Юра Борисов) — ветеран с человеческим лицом. В «Фарме» за подобный мужской архетип отвечает Миша.

К слову, про архетипы, с женскими героинями в проекте, написанном исключительно мужчинами (даром что снят женщиной) с феминными персонажами всё предсказуемо не очень. Женщины в мире сериала — либо ворчащие матери, либо спящие с начальством бестолковые секретарши, либо очередная вариация manic pixie dream girl, либо злая чиновница, которую за первые два эпизода только ленивый не обидел физически. Она, конечно, омерзительна в своих поступках и отношением к людям с инвалидностью, но с насилием явно перебор. Единственным исключением пока служит самая юная Лера, подсказывающая героям, как справиться с безвыходной ситуацией. И если уж на то пошло, имя Валерия тоже имеет библейский подтекст и означает «быть сильным, здоровым».


«Фарма», которая разворачивается здесь и сейчас, подсвечивает разницу между теми, чьё время прошло, и теми, кому предстоит отвечать за строительство будущего.

Кадр из сериала «Фарма», PREMIER

Постановщица и сценаристка Мария Кравченко до «Фармы» разбиралась с оторванными от реальности супругами богачей в «Жене олигарха», исследовала социальный раскол в миниатюре в «Светлячке» и налаживала мосты между прошедшим и настоящим в «Гостях из прошлого». 

«Если мы это сами можем сделать, почему тогда государство не варит лекарство? Должны же быть какие-то причины», — вопрошает Миша. «Да не особо у государства варить чё получается», — отвечает ему Лера. И все мы понимаем, что заварить оно может, но такую кашу, что потом не расхлебать. Говоря совсем прямо: суетная, сделанная на грани гротеска, но живая и наполненная заряженным воздухом «Фарма» — это, конечно, история про то, как молодые отчаянно хотят жить и не хотят отдавать право распоряжаться своими судьбами в руки закостенелых стариков, которым скоро в могилу.

Это речитативный гимн молодости — не только Антон читает рэп, но и чиновники стихийно время от времени сочиняют стихи на ходу (кивок в сторону реальных политиков-лириков) — и сочинение на тему того, как кто провёл не только лето, а главные годы своей жизни, когда сил ещё хватало на то, чтобы тягаться с житейской несправедливостью. Вероятно, именно это противостояние, воплощённое в столь разных поколениях героев, послужило камнем преткновения во время первого запуска сериала.

Изначально релиз готовился ещё весной — в Москве отгремела премьера, а после всё стихло. Доносились только кулуарные шёпоты о том, что могло стать источником проблем для авторов проекта. Главная версия: «Фарма» обличает чиновничью коррупцию, а потому шоу отправили на перемонтаж, чтобы избавиться от самых острых моментов. Но в показанных на «Новом сезоне» сериях всё это на месте. И то ли было ещё жестче, то ли рубили с плеча в последующих эпизодах, которые мы пока не видели.


Любые сравнения с «Во все тяжкие» кажутся в данном случае поверхностными — у «Фармы» другой химический состав.

Кадр из сериала «Фарма», PREMIER

Ближе ко второй серии начавший с очень бодрой ноты, но перенаселённый проект разбегается во все стороны сразу, от чего утомляет и буксует. До заветной варки медикамента никто так и не добрался.

Но вся внешняя суета, и провисания с женскими персонажами (пожалуйста, всегда зовите в авторские комнаты сценаристок, иначе вот что получается), и избыточность образа бандита в исполнении Сергея Гилёва, переходящего с русского мата на испанский во время разговоров с картелем, не лишают историю юношеского запала и отчаянной жажды прокричать вслух то, о чём десятилетиями принято молчать.

«Фарма» выбирает для этого язык поэзии (довольно слабой), но рифмует важные болевые точки и темы. Убедиться в этом и узнать о противопоказаниях без рецепта можно будет совсем скоро — на платформе шоу стартанёт уже 19 сентября.

Читайте также
Отныне я сам судья и палач: удалась ли новая экранизация «Графа Монте-Кристо»
Новое прочтение трагедии героя в духе восхождения французского Бэтмена.
Детство в компании мёртвой собаки: как устроена драма «Чупакабра»
Концентрат звягинцевщины в истории взросления.
Триллер «Аутсорс» с Иваном Янковским: плата за смерть
Фаворит фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон».
«Золотой лев» за стенкой: как устроена победившая в Венеции драма «Комната по соседству»
Анатомия триумфа Педро Альмодовара, к которому есть вопросы.
Также рекомендуем
Подводим итоги главного отечественного фестиваля стримингов.
Бодрая супергероика от сценариста «Слова пацана» по мотивам повести Кира Булычёва.
Паоло Соррентино, (анти)сказка о «Красотке» и Марчелло, да не тот.
Подводим итоги главного отечественного фестиваля стримингов.
Бодрая супергероика от сценариста «Слова пацана» по мотивам повести Кира Булычёва.
Паоло Соррентино, (анти)сказка о «Красотке» и Марчелло, да не тот.

Последние новости

История призрака: как «Сидони в Японии» с Изабель Юппер превращает драму о горе в сеанс психотерапии
Объясняем, в чём заключается мягкая сила терапевтического кино Элиз Жирар.
00:00