На третьем фестивале «Новый сезон», служащем витриной будущих премьер всех отечественных стримингов, наконец показали «Фарму». Проект Premier готовился к релизу ещё весной, но после единичного показа отправился на полку. Поговаривали, что провокационный сюжет про коррумпированных чиновников в рядах тех, кто должен спасать жизни, а не торговать ими, разозлил кого-то «сверху». И сериал отправился на перемонтаж, чтобы сгладить самые острые углы. Но представленные на фестивале первые две серии говорят об обратном — обошлось без серьёзного хирургического монтажа. Елена Зархина рассказывает о сериале.
Антон (Марк Эйдельштейн, который теперь нарасхват) мечтает обо всём, что положено подростку: влюбиться, обрести субъектность в отрыве от родителей и стать успешным рэпером. Но сделать и первое, и второе, и третье ему мешает страшный диагноз — редкое генетическое заболевание — миодистрофия (прогрессирующее ослабление мышц, приводящее к летальному исходу). Пока активная мама Антона (Александра Сыдорук) обивает чиновничьи кабинеты и медкомиссии, а вялый папа (Владимир Селезнёв) сбегает от проблем на пасеку, в полукриминальных кругах суетится старший брат героя Миха (Никита Павленко — сердце и душа проекта, играет одну из своих лучших ролей). В компании друзей-авантюристов (Арам Вардеванян, Валентин Анциферов и Станислав Дёмин) он промышляет мелким мошенничеством. Но именно его рвение служит главным топливом для того, чтобы выбить у государства положенное Антону дорогущее лекарство стоимостью в миллионы долларов.
У государства эти деньги есть, а у главы Горздрава (демоническая здесь Светлана Степанковская) желания ими делиться нет. Чиновница промышляет тем же мошенничеством, что и Миша, только последствия её коррумпированных схем опасней, потому что на кону человеческие жизни. Устав от предложения пройти очередную медкомиссию, Миша срывается. Чиновница получает лицом о стол, видео с этим нападением разлетается по Сети, но внезапно оборачивается против самой героини. Руководство отправляет её в неоплачиваемый «отпуск», а она готовит план мести и ищет способ вернуться на насиженное место окольными коридорами власти.
В это время Миша с друзьями узнают от знакомой девочки Леры (София Самсонова), что в даркнете есть целое сообщество фарм-анархистов, которые взламывают сервера крупных корпораций с рецептами дорогостоящих лекарств и варят их сами ради спасения близких. Михаил и компания решаются на предложенную авантюру, попутно переходя дорогу местному бандиту (Сергей Гилёв) с бельмом на глазу и неуправляемым темпераментом. Он ведёт дела с наркокартелем из Южной Америки, чьи деньги ребята хотят украсть ради закупки дорогих ингредиентов будущего медикамента. Правда, и им переходят дорогу — наёмники в отставке, решившие скрасить свою пенсию несколькими миллионами.
Как видно по описанию, мир «Фармы» многолюден. А ещё есть новая возлюбленная Антона Ксюха (Дарья Руденок), бывшая возлюбленная Михи Ира (Ника Сафонова), чьи-то отцы, враги и далее по списку. И все они стремительным хороводом стягиваются вокруг главной орбиты проекта — героев-братьев. Только если Антон в первых сериях выглядит довольно пассивно (он только сочиняет рэп и иронично огрызается на старших), Миша кажется одновременно и ураганом, готовым снести всё на своём пути, и самой крепкой стеной, за которой хочется укрыться. Сам актёр Никита Павленко признавался, что в этой роли равнялся на архангела Михаила, которому часто обращены молитвы об исцелении. А ещё он считается защитником душ умерших на Страшном суде. То есть это буквально герой, который дарует спасение и не делит людей на плохих и хороших. В другом сериале Premier, «Мир! Дружба! Жвачка!», в котором, кстати, тоже снимался Павленко, был аналогичный персонаж, от силы и воли которого зависели судьбы окружающих. Это был афганец Алик (Юра Борисов) — ветеран с человеческим лицом. В «Фарме» за подобный мужской архетип отвечает Миша.
К слову, про архетипы, с женскими героинями в проекте, написанном исключительно мужчинами (даром что снят женщиной) с феминными персонажами всё предсказуемо не очень. Женщины в мире сериала — либо ворчащие матери, либо спящие с начальством бестолковые секретарши, либо очередная вариация manic pixie dream girl, либо злая чиновница, которую за первые два эпизода только ленивый не обидел физически. Она, конечно, омерзительна в своих поступках и отношением к людям с инвалидностью, но с насилием явно перебор. Единственным исключением пока служит самая юная Лера, подсказывающая героям, как справиться с безвыходной ситуацией. И если уж на то пошло, имя Валерия тоже имеет библейский подтекст и означает «быть сильным, здоровым».
«Фарма», которая разворачивается здесь и сейчас, подсвечивает разницу между теми, чьё время прошло, и теми, кому предстоит отвечать за строительство будущего.
Постановщица и сценаристка Мария Кравченко до «Фармы» разбиралась с оторванными от реальности супругами богачей в «Жене олигарха», исследовала социальный раскол в миниатюре в «Светлячке» и налаживала мосты между прошедшим и настоящим в «Гостях из прошлого».
«Если мы это сами можем сделать, почему тогда государство не варит лекарство? Должны же быть какие-то причины», — вопрошает Миша. «Да не особо у государства варить чё получается», — отвечает ему Лера. И все мы понимаем, что заварить оно может, но такую кашу, что потом не расхлебать. Говоря совсем прямо: суетная, сделанная на грани гротеска, но живая и наполненная заряженным воздухом «Фарма» — это, конечно, история про то, как молодые отчаянно хотят жить и не хотят отдавать право распоряжаться своими судьбами в руки закостенелых стариков, которым скоро в могилу.
Это речитативный гимн молодости — не только Антон читает рэп, но и чиновники стихийно время от времени сочиняют стихи на ходу (кивок в сторону реальных политиков-лириков) — и сочинение на тему того, как кто провёл не только лето, а главные годы своей жизни, когда сил ещё хватало на то, чтобы тягаться с житейской несправедливостью. Вероятно, именно это противостояние, воплощённое в столь разных поколениях героев, послужило камнем преткновения во время первого запуска сериала.
Изначально релиз готовился ещё весной — в Москве отгремела премьера, а после всё стихло. Доносились только кулуарные шёпоты о том, что могло стать источником проблем для авторов проекта. Главная версия: «Фарма» обличает чиновничью коррупцию, а потому шоу отправили на перемонтаж, чтобы избавиться от самых острых моментов. Но в показанных на «Новом сезоне» сериях всё это на месте. И то ли было ещё жестче, то ли рубили с плеча в последующих эпизодах, которые мы пока не видели.
Любые сравнения с «Во все тяжкие» кажутся в данном случае поверхностными — у «Фармы» другой химический состав.
Ближе ко второй серии начавший с очень бодрой ноты, но перенаселённый проект разбегается во все стороны сразу, от чего утомляет и буксует. До заветной варки медикамента никто так и не добрался.
Но вся внешняя суета, и провисания с женскими персонажами (пожалуйста, всегда зовите в авторские комнаты сценаристок, иначе вот что получается), и избыточность образа бандита в исполнении Сергея Гилёва, переходящего с русского мата на испанский во время разговоров с картелем, не лишают историю юношеского запала и отчаянной жажды прокричать вслух то, о чём десятилетиями принято молчать.
«Фарма» выбирает для этого язык поэзии (довольно слабой), но рифмует важные болевые точки и темы. Убедиться в этом и узнать о противопоказаниях без рецепта можно будет совсем скоро — на платформе шоу стартанёт уже 19 сентября.