«Сирано» Райта: мюзикл, где длинный нос исчез, а слова важнее музыки

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Выбор женщины, как и её тело, — это только её дело», — в прокате «Сирано» Джо Райта. Ещё одна интерпретация пьесы про поэта, скрывающего свою любовь за статной внешностью другого, стыдясь «уродства». В версии Райта большой нос (проклятие Сирано) исчез, но теперь героя от его возлюбленной отделяет рост. Вероника Хлебникова рассказывает про то, как Сирано в очередной раз приводит даму в исступление лишь буквами.

В XVII веке пудреных париков и свекольных щёк двое романтиков с непокорными натуральными шевелюрами оказались созданы друг для друга. Сирано — изысканный поэт. Роксана — взыскательный читатель. Она свежа, как роза мая, но за избитое сравнение с цветком без сожаления гонит кавалера. Если бы не «уникальная наружность» Сирано, жить бы им в веселье, смакуя метафоры, как поцелуи.

У Джо Райта вместо шута с эпическим шнобелем, как мост до луны, — интеллектуал с ноготок, предтеча разочарованного французского литератора вроде Уэльбека. В главной роли — чудный Питер Динклейдж, и на сей раз любовному счастью Сирано препятствуют, как ему кажется, особенности анатомии. Любящий и серьёзный Сирано неотразим. Он знает цену и этому миру, и его обитателям, и себе самому — фрику на сцене больших аппетитов и мелких страстей. Рост карлика и гигантская гордыня не велят поэту признаться Роксане в любви, чтобы не быть отвергнутым. Зато в его шпаге по-прежнему «мурашки завелись», и Сирано ловко нанизывает на неё многочисленных врагов и дураков.

Кадр из фильма «Сирано»
Кадр из фильма «Сирано»

Однажды Сирано «одолжит» свой изощрённый ум статному Кристиану, в которого Роксана влюблена, не подозревая, что её избранник — косноязычный солдат и буквально не знает слов любви. Прячась за аватар подходящей длины в лице Кристиана, Сирано пишет от его имени письма Роксане, виртуозно воспламеняя в ней желание. Отныне он говорит о своей любви из виртуальной тени, из ночи. Сирано приводит даму в любовное исступление одними лишь буквами, предвосхищая времена, когда не вылезают не из постели, а из чата, и артистка Хейли Беннетт, будто подтверждая, что лучший секс у нас в голове, уже не поёт — извергается бурной экстатической арией: ей надо больше! Чистосердечно созданная Сирано иллюзия наполняет Роксану не только пылом, но острым ощущением реальности. Читая и слушая нежности спрятанного за Кристианом Сирано, она впервые чувствует себя настоящей: «С тобой я всё вижу ясно!» Возможно, наши времена одиночества в сети и скоропортящихся романов скудны любовью оттого, что косноязычны и предпочитают эрегированным рифмам прямолинейные дикпики.

Хотя в фильме нет откровенных эротических сцен, расставание с большим носом не равно отсутствию фаллоса. Райту любопытна мысль, что всякий человек — лишь маленький довесок плоти к своему воображению, в котором желание не выгорает, а обладание не пресыщает. 

Кадр из фильма «Сирано»
Кадр из фильма «Сирано»

В роли Кристиана, самозванца поневоле, чернокожий артист Келвин Харрисон сперва напоминает героя «Мандерлея», выдававшего себя за одного из благородцев гордого племени манси. Вольная или невольная ирония уместна в комедийном мюзикле, хотя в оригинальной пьесе Эдмона Ростана (перевод Щепкиной-Куперник) ассоциации Сирано с темнокожим человеком весьма незамысловаты и в фильм, разумеется, не вошли. Разыгрывая другого поклонника Роксаны, графа де Гиша, будто бы он только свалился с Луны, но не знает куда, Сирано умоляет графа в маске сказать ему, где он очутился: «Великий боже! Я вижу с ужасом по вашей чёрной коже, что в дикую страну, должно быть, я попал!.. Надеюсь, вы не каннибал?» К финалу именно Кристиан потребует сказать Роксане правду, к каким бы последствиям это ни вело. Ультрасовременных правд в фильме несколько, и высказаны они с предельной прямотой: ни цвет кожи, ни рост не имеют значения, и не только в любви, а выбор женщины, как и её тело, — это только её дело. Кстати, Сирано задолго до новых времён и усилий Джо Райта успел и сам побывать дамой, а Пьер Ришар в фильме «Прямо в стену» устраивал из пьесы Ростана афро-рэп-вечеринку.

Камера оператора Шеймаса МакГарви пластична, как тесто ещё одного персонажа — пирожника-стихоплёта, просеивающего муку сквозь гекзаметры и цезуры. Она взлетает над старинным фортом в форме эротичной замочной скважины, обласканной морем. Джо Райт с его постоянным соавтором, художницей Сарой Гринвуд, могли бы и не заботиться так об усладе глаз, о нежности красок и воздуха сицилийских локаций, в которые словно бы перекочевало описанное Ростаном гасконское «солнце в крови» Сирано де Бержерака. У Райта уже есть гениальный кастинг — великий миниатюрный Питер Динклейдж, которому подвластны лирика без пафоса, страдание без тоски и фронда — шутя. «Дышать всем воздухом, гордиться всей свободой», — читается в одном взгляде Динклейджа-Бержерака. Проклятье Вестероса и благословение «Игры престолов», в роли Сирано он — воплощённый секс-символ, пожалуй, единственный в сонме известных исполнителей роли, включая сэра Энтони Шера, Михаила Козакова, Жерара Депардьё, Стива Мартина и Джеймса МакЭвоя.

Кадр из фильма «Сирано»

В отсутствие носа — что поделать, перевод, как утверждают профи, — это искусство утрат, — Райт переводит на экран даже не пьесу Ростана, а музыкальный спектакль, поставленный в 2018 году Эрикой Шмидт для Динклейджа, её мужа, с музыкой Аарона и Брайса Десснеров из The National. Их баллады в диапазоне от тирад а-ля Леонард Коэн до перелицованного кантри — даже не самое меланхоличное, что есть в фильме.

Тема писем обретает у Райта новый смысл, когда солдаты Тридцатилетней войны, сидя на обледенелой скале, где и сгинут под испанскими пушками, пишут домой, допевая мальчишке-посыльному слова прощания. Этот эпизод на посеревшем экране напоминает обречённый Дюнкерк в «Искуплении», важном для Райта киноромане о невоплотившейся любви и войне. Горечь проникает всюду с пеплом сражений, и финальная сцена «Сирано» в монастыре под строительными лесами, залитыми светом, происходит с людьми, которых навсегда изменили потери, и, кажется, уже после жизни.

Измученный и больной Сирано в очках Пьера Безухова, обмотанный вязаным шарфом ветеран всех проигранных самому себе войн, как старая игрушка, медведь с оторванной лапой, приходит играть со своей хозяйкой в Зачарованном Месте. Французская классика неожиданно встречается с английской — той, где Кристофер Робин рассказал Пуху всё, что знал о Белом Свете, и посвистел его в рыцари. Бедняк Бержерак, сто лет спешивший к любимой, — самый сэр Винни-Пух де Медведь. «Ведь куда бы они ни пришли и что бы ни случилось с ними по дороге, — здесь, в Зачарованном Месте на вершине холма в Лесу, маленький мальчик будет всегда, всегда играть со своим медвежонком».

Читайте также
По ту сторону «Удовольствия»: в прокате фильм про порноиндустрию
Без лишнего драматизма и романтизации.
«Камон Камон» Майка Миллса: добрый дядя Хоакин
Одинокий радиоведущий в исполнении Хоакина Феникса присматривает за 9-летним племян...
«Кими»: техно-триллер Стивена Содерберга с Зои Кравиц в главной роли
О том, каким получился фильм о ковидно-цифровой эпохе
Фильм «Анчартед: На картах не значится»: в поисках утраченного Индианы
Ефим Гугнин рассказывает о долгожданной экранизации Uncharted с Томом Холландом в г...
Сериал «Пэм и Томми»: cекс, ложь и середина 90-х
На стриминге Hulu вышло три эпизода мини-сериала «Пэм и Томми» про одно из самых известных секс-видео в истории Голливуда. Тимур Алиев рассказывает, как слив...
«Параллельные матери» — мелодрама Педро Альмодовара, задавшая тон Венецианскому фестивалю
Примечание редактора: оригинальный текст был опубликован...
Также рекомендуем
На HBO Max вышел новый фильм Стивена Содерберга «Пусть говорят» — запутанная разговорная драма о непростом воссоединении...
Новый фильм Вуди Аллена «Фестиваль Рифкина» — о том, как кино проникло в наши грёзы и сны и&nb...
Компания Capella Film выпустила в российский прокат фильм Клода Лелуша «Мужчина и женщина: лучшие годы». Возвращение на...
Анастасия Сенченко рассказывает про фильм «Чудо-женщина: 1984», сравнивает картину Пэтти Дженкинс со сказочно...
На HBO Max вышел новый фильм Стивена Содерберга «Пусть говорят» — запутанная разговорная драма о непростом воссоединении...
Новый фильм Вуди Аллена «Фестиваль Рифкина» — о том, как кино проникло в наши грёзы и сны и&nb...
Компания Capella Film выпустила в российский прокат фильм Клода Лелуша «Мужчина и женщина: лучшие годы». Возвращение на...
Анастасия Сенченко рассказывает про фильм «Чудо-женщина: 1984», сравнивает картину Пэтти Дженкинс со сказочно...

Последние новости

Анонсирована третья часть слэшера «Винни-Пух: Кровь и мёд»
Режиссёр обещает больший бюджет для триквела.
Вышел трейлер «Видов доброты» Йоргоса Лантимоса
«Притча-триптих» выйдет за рубежом 21 июня.
Генри Кавилл спас Алекса Петтифера во время съёмок нового фильма Гая Ричи
Актёр чуть не утонул на площадке «Министерства неджентльменских дел».
Кристофер Нолан будет посвящён в рыцари
А его жена Эмма Томас получит титул дамы.
«Материнский инстинкт»: упражнения в манипуляциях
Джессика Честейн и Энн Хэтэуэй в ретро-триллере о любви и паранойе.
00:00