Фильм «Страна Саша»: береги будущее смолоду

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Страна Саша»
Кадр из фильма «Страна Саша»

Представленная на Берлинском кинофестивале подростковая драма «Страна Саша» выходит в прокат. О том, как дебютный полнометражный фильм Юлии Трофимовой говорит о мировосприятии зумеров, рассказывает кинокритик Тимур Алиев.

17-летний Саша (Марк Эйдельштейн) проводит много времени в своей комнате. За окном лето: школа позади, только что прошёл выпускной. В комнате разброд и шатание — от раскиданных вещей и запутанных наушников до рассыхающихся коробок и пыльного винилового проигрывателя. Здесь всё говорит о состоянии неопределённости в душе молодого человека. Он едва делает первые шаги во взрослой жизни, однако мама (Евгения Громова) по-прежнему относится к нему как к ребёнку (впрочем, быть может, это перманентное ощущение всех мам на планете — точно этот феномен до сих пор пока не изучен).

Кадр из фильма «Страна Саша»

Мальчик растёт в неполной семье. Отца он никогда не видел, тот ушёл, когда Саша был ещё маленьким. Комплексы молодого человека произрастают в том числе из этого — именно отца он винит в том, что отношения с девушками у него толком не складываются. Саша стесняется к ним подходить, знакомиться, да и в принципе общаться. Его другом (возможно, единственным) является парень из другой возрастной группы; Макс (Дмитрий Ендальцев) — бунтарь-холостяк из поколения 30-летних, которому от жизни по-прежнему нужно немного. Вероятно, подобное обоюдное мироощущение и свело этих двоих: Саша и Макс пропадают во дворе, играют в приставку, вместе рисуют граффити. Для Саши парень — замена отца, хотя проговорить это словами молодой человек не способен, мысль пока не добралась до сознания.


«Страна Саша» — полнометражный дебют Юлии Трофимовой, которая после нескольких короткометражных экспериментов, созданных во время учёбы в Нью-Йоркской академии киноискусства и в Московской школе кино, начала делать первые шаги в индустрии.


Её сериал «Инсталайф» был посвящён жизни женщин в большом городе, а полный метр, напротив, — миру подростков в провинции. Гештальты, которые тяготят в юности, порой остаются с нами на долгие взрослые годы. Трофимова в фильме решила наглядно показать, как можно быстро и (без)болезненно их закрыть.

Кадр из фильма «Страна Саша»
Кадр из фильма «Страна Саша»

В реальности мы часто не знаем, тем ли делом занимаемся, задавая себе этот вопрос в 30 или 50. Герой Эйдельштейна (актёр стал известен благодаря криминально-подростковому сериалу «Смычок») спрашивает своё отражение в ментальном зеркале в 17 лет. «Береги будущее смолоду», — такое ненавязчивое наставление оставляет зрителям режиссёр. Так, одним из центральных двигателей сюжета становятся поиск Отца, и, как нетрудно догадаться, встреча с ним, после которой никаких вопросов у парня не остаётся. «Ничего не спрашивай, и я не буду», — бросает Саша матери, вернувшись домой под аккомпанемент скандала.

С одной стороны, отсутствие диалога с родным (читай: единственным) человеком оставляет за собой шлейф из самых разных проблем — от банальной непонятости до перманентного чувства полнейшей оставленности, одиночества. С другой стороны, — и Трофимова это чётко разделяет — Саше просто хочется воздуха. В мире Александра Ханта персонажи проговаривали это прямолинейно: «Оставьте нас в покое», — но молодой человек в «Стране Саше» чуть более изобретателен. Плюс у него есть пространство в кадре — для тишины, для крика, для маневра.


Романтические отношения героя со случайной спутницей Женей (обаятельная Мария Мацель прибыла в безымянный приморской город из криминально-жаркого «ЮЗЗЗа») — отдельная песня для вариаций и трактовок.


Мир другого человека полностью переворачивает мысли Саши, в логический процесс принятия решений вторгаются молодость и гормоны. Две противоположности находят родственные струны друг друга, начиная общение со лжи, — молодым людям кажется, что круче казаться, чем быть настоящими. Удивительно точный паттерн коммуникации современного поколения, перекочевавший из реальности в художественный мир Юлии Трофимовой.

Кадр из фильма «Страна Саша»

Первая влюбленность — она навсегда? Как быть, если твой отец оказался тем ещё козлом? А если твой друг начинает встречаться с твоей мамой, это нормально? Эти, казалось бы, несерьёзные вопросы прямо или косвенно всплывают в жизни Саши. На некоторые из них приходится отвечать сразу, на другие — чуть подождав. Это взрослая жизнь, в которую главный герой врывается без предупреждения. Опасная и увлекательная одновременно. «Страна Саша» — тот редкий фильм, который наверняка приятно заденет и подростков, и детей. В конце концов, все мы были детками, но далеко не все по-настоящему повзрослели, как Саша.

Читайте также
Картина «Венецияфрения»: лицо поверх маски и смерть в Венеции
Как режиссёр снимает плесень с кинематографических штампов.
«Джейн глазами Шарлотты»: «это просто предлог, чтоб смотреть на тебя»
Шарлотта Генсбур через объектив камеры любуется Джейн Биркин.
Фильм «Главная роль»: сатирическая комедия о мире авторского кинематографа
Антонио Бандерас, Пенелопа Крус и Оскар Мартинес в комедии об изнанке мира кино.
«Межсезонье» Александра Ханта: «Ты ничего не изменишь, делай как все»
Кинокритик Тимур Алиев уверен, что фильм обречён стать новой русской классикой.
Фильм «Род мужской» Алекса Гарленда: важное кино для всех нас
Влад Шуравин о том, как фильм может отозваться в наших зрителях.
Фильм «В ритме ча-ча-ча»: плюсы и минусы зрительского хита «Сандэнса»
Юлия Салихова рассказывает об основных сюжетных линиях второго полнометражного прое...
Также рекомендуем
Влад Шуравин вышел с сеанса со здоровыми ушами, но со «сломанной головой».
С 20 февраля в российском прокате «Калашников». Байопик о легендарном конструкторе, создателе самого известного в мире а...
Влад Шуравин вышел с сеанса со здоровыми ушами, но со «сломанной головой».
С 20 февраля в российском прокате «Калашников». Байопик о легендарном конструкторе, создателе самого известного в мире а...

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
Тэрон Эджертон надеется на продолжение франшизы Kingsman
Ранее глава 20th Century Studios заявил, что планов на это нет.
Состоялся цифровой релиз драмы «Фримонт. Американская мечта»
С Джереми Алленом Уайтом в одной из главных ролей.
00:00