«Рипли»: лжец по призванию, убийца по обстоятельствам

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Рипли», Netflix

На Netflix вышли все восемь эпизодов сериала Стивена Зеллиана «Рипли» — одного из самых ожидаемых проектов как минимум весны. Это новая и впервые многосерийная экранизация первого романа Патриции Хайсмит о приключениях обаятельного афериста и убийцы. Максим Ершов сравнивает Тома Рипли в исполнении Эндрю Скотта с предыдущими экранными версиями знаменитого персонажа и считает, что сериал Зеллиана сделан как монументальное кино — красивое и неспешное.

Нью-Йорк, 1955 год. Том Рипли (Эндрю Скотт) зарабатывает на скромную жизнь подделыванием документов, обналичиванием чеков с фальшивыми подписями и вымогательством. Обитает не очень молодой аферист в скромной комнатушке в коммуналке, вода в душе то и дело не течёт, на стенах и потолке плесень. Неудивительно, что Рипли охотно соглашается на неожиданно поступившее предложение владельца судостроительной компании Херберта Гринлифа (Кеннет Лонерган). Крупный бизнесмен с помощью частного детектива (Боким Вудбайн) навёл справки и решил, что Том является другом его сына Дики (Джонни Флинн). Отпрыск уже несколько лет живёт в Европе, а сейчас обосновался в прибрежном итальянском городке Атрани. Дики купается, пишет картины и проводит время с гёрлфренд Мардж (Дакота Фаннинг). Мистер Гринлиф оплачивает Рипли дорогу до Италии, все возможные расходы и даёт солидную сумму сверху, чтобы Том вернул приятеля домой. Мошенник и Дики, естественно, не были знакомы, но аферисту не составляет труда втереться в доверие к богатому простаку.

«Рипли», Netflix

Первый роман о захватывающих приключениях обаятельного мошенника и убийцы «Талантливый мистер Рипли» Патриция Хайсмит написала в 1961 году. Книгу быстро экранизировал Рене Клеман, но самой известной и канонической адаптацией остаётся версия 1999 года, получившая такое же название, что и литературный первоисточник. Фильм с Мэттом Дэймоном, Джудом Лоу и Гвинет Пэлтроу получил пять номинаций на «Оскар» и открыл для многих зрителей Тома Рипли. Всего Хайсмит написала за 36 лет пять романов об аферисте, но четвёртый и пятый никогда не экранизировались.

Стивен Зеллиан — обладатель «Оскара» за адаптированный сценарий «Списка Шиндлера» и режиссёр сериала «Однажды ночью» — признаётся, что не взялся бы за полный метр о Рипли, зато увидел в первом романе Хайсмит потенциал для сериальной экранизации. На главную роль автор позвал Эндрю Скотта, поскольку восхищается диапазоном актёра: от Мориарти в «Шерлоке» до священника в «Дряни». Оператором сериала выступил оскароносный Роберт Элсвит («Нефть», «Врождённый порок», «Стрингер» и «Магнолия»).

«Рипли», Netflix

Визуальный ряд в «Рипли» имеет принципиальное значение. Монохром моментально подчёркивает убогие жилищные условия главного героя в Нью-Йорке и сглаживает итальянские красоты. Если «Талантливый мистер Рипли» Энтони Мингеллы показывал открыточную Италию и будоражил буйством красок, то в многосерийном проекте Элсвита и Зеллиана больше занимает игра света и тени. Да и солнца в кадре никакого нет, с приездом Тома над Мардж, Дики и всем Атрани нависают тучи. Чёрно-белое изображение моментально отсылает к классическим нуарам. И в книге Хайсмит есть все необходимые элементы жанра: аферист, преступления, частный детектив и ложь. Роковых женщин разве что не хватает.

Если в книге Рипли 25, да и Дики примерно такого же возраста, то у Зеллиана мошенник выглядит уставшим и несколько помятым невзгодами. Том спокойно общается с представителем каморры и в одну секунду опознаёт аферу, которую проворачивают подвернувшая ногу «случайная» прохожая и оказавшийся удачно рядом таксист, чтобы отжать у юного Гринлифа немного денег. Рипли прекрасно знаком с криминальным миром и его порядками, это его профиль. Том привык проводить простаков, а вот его провести невозможно. Рипли поражается наивности Дики, который витает где-то в облаках и не знает жизни.

«Рипли», Netflix

Как и в «Паразитах» Пон Джун-хо, Зеллиан на визуальном уровне показывает классовое неравенство. Вилла Дики находится на скале. Чтобы добраться до роскошного дома, Тому приходится карабкаться по кажущейся бесконечной лестнице. Однако нам попался исключительно упорный герой, который рвётся наверх, к сладкой жизни. Что там ступеньки и чемоданы в руках, можно решиться и на преступление. Также камера часто ловит Тома на всевозможных лестницах или дорогах в гору. На фоне итальянских древних красот герой кажется особенно мелким. Непохоже, что создатели питают любовь к центральному персонажу. Ещё одним свидетельством отношения авторов к Рипли являются сцены убийств. Каждый раз Том по несколько долгих минут убирает все последствия преступления, зачастую оставляя улики. Мошенник талантлив в разного рода обманных схемах, но в убийствах новичок.

«Рипли», Netflix

В «Талантливом мистере Рипли» персонаж Дэймона много улыбается и поначалу не кажется злодеем, способным огреть друга веслом. В сериальной версии ни у зрителей, ни у авторов нет никаких иллюзий в отношении Тома. Нью-Йорк был для мошенника мелким прудом, в котором он оттачивал мастерство подделывания документов, имитации чужих голосов и переодевания. В Европе — океане — Рипли удаётся развернуться на полную катушку, в Италии чувствуется свобода. Не очень понятно, откуда у зрителей может взяться симпатия к главному герою, хотя не стоит недооценивать магнетическую харизму Скотта.


В картине Мингеллы Том переодевался в Дики, и местами фильм был похож на комедию Шекспира, где все друг друга постоянно путают. В сериале Netflix Гринлиф и Рипли ни разу не похожи. И хотя аферист интересуется личностью Дики, примеряет его вещи и имитирует голос, это вовсе не такая психопатическая обсессия, какую мы недавно видели в «Солтбёрне» Эмиральд Феннел. Рипли хочет жить как Гринлиф, но не хочет быть им. Узнавание повадок богача нужно только для идеального преступления.

Сериал Зеллиана снят как большое авторское кино. При желании режиссёр мог легко смонтировать единый шестичасовой фильм, но подобные трюки сегодня позволены только Мартину Скорсезе и Ридли Скотту. «Рипли» почти весь состоит из длинных статичных планов, на которых герои медленно входят в кадр, а потом выходят. Зеллиан никуда не торопится и предлагает аудитории погрузиться в размеренную жизнь на итальянском побережье. Даже когда сцена вроде бы подошла к концу, камера задерживается на безлюдном пейзаже ещё на несколько секунд. На пользу ритму подобные ходы не идут.

«Рипли», Netflix

«Рипли» повторяет сюжет книги Хайсмит, конечно, добавляя мелкие детали, но читатели романа и любители кино, смотревшие предыдущие экранизации, ничуть не удивятся. Да, в сериале смещены акценты, но ничего принципиально нового о прошлом и мотивах главного героя мы не узнаём. Любители динамичных сериалов рискуют заскучать, зато поклонники вдумчивого медленного кино способны приятно удивиться. «Рипли» — штучный продукт, который едва ли обретёт культовый статус, поэтому и говорить о продолжении пока рано. Хоть у Зеллиана и компании в запасе ещё четыре романа.

Читайте также
«Предчувствие»: Леа Сейду и Джордж Маккей путешествуют по прошлым жизням во имя любви
По стопам сразу двух Дэвидов — Линча и Кроненберга.
«Материнский инстинкт»: упражнения в манипуляциях
Джессика Честейн и Энн Хэтэуэй в ретро-триллере о любви и паранойе.
Второй сезон Halo: настоящий героизм рождает сомнения
Разбираем продолжение нашумевшей адаптации культовой видеоигры.
«Дом у дороги» с Джейком Джилленхолом: костолом в здании
Качественный и добротно выполненный ремейк VHS-хита конца 1980-х.
«Задача трёх тел»: близкие контакты третьей степени
Полное погружение — и спойлеры.
Также рекомендуем
КИНОТВ Виктор Непша рассказывает о самых интересных материалах о кино из иностранной прессы. В этом вып...
С большой силой приходит большая ответственность.
КИНОТВ Виктор Непша рассказывает, что обсуждали в иностранной (кино)прессе. Конечно, говорили про «Игру...
Индустрия приходит в себя после застоя, связанного с пандемией: в марте начали появляться любопытные сери...
КИНОТВ Виктор Непша рассказывает о самых интересных материалах о кино из иностранной прессы. В этом вып...
С большой силой приходит большая ответственность.
КИНОТВ Виктор Непша рассказывает, что обсуждали в иностранной (кино)прессе. Конечно, говорили про «Игру...
Индустрия приходит в себя после застоя, связанного с пандемией: в марте начали появляться любопытные сери...

Последние новости

Петербуржский кинотеатр «Англетер» закроется на реновацию
Обновлённый зал откроет свои двери следующей весной.
00:00