«Материнский инстинкт»: упражнения в манипуляциях

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Материнский инстинкт», «Вольга»/NEON

С 28 марта в российском прокате триллер «Материнский инстинкт» с Энн Хэтэуэй и Джессикой Честейн. Кинокритик Валерия Косенко рассказывает, чем фильм отличается от франко-бельгийского предшественника, в чём его слабое место и почему картину точно не стоит пропускать в кинотеатрах.

Американский пригород 60-х благополучен, но не безмятежен. Две семьи живут по соседству, поддерживая между собой близкие и почти родственные отношения. Всё, что делит пространство двух домов, — живая изгородь. Хотя, впрочем, и она не помеха единению семей, особенно если тому способствует дружба детей примерно одного возраста. Макс и Тео неразлучны, как неразлучны их заботливые мамы — Селин (Энн Хэтэуэй) и Элис (Джессика Честейн). Обе счастливы в браке и материнстве, пока однажды трагедия, обрушившаяся на одну семью, не разрушит обе.

Селин безутешна: её единственный сын погиб в результате несчастного случая, по следам которого невозможно выявить виновного. Не выдерживая самобичевания, героиня Хэтэуэй направляет свой гнев на подругу, не сумевшую вовремя подоспеть на помощь Максу. Ощущая перемену в отношениях, Элис мучается чувством вины, пытается достучаться до подруги и одновременно испытывает смутную тревогу за сына.


Раздавленная горем Селин действительно внушает опасения, которые до последнего не теряют двусмысленности. Хочет убить сына лучшей подруги, отомстив за своего? Или просто находит утешение в обществе мальчика?


Кадр из фильма «Материнский инстинкт», «Вольга»/NEON

Портрет героини Хэтэуэй создаёт пластическими средствами: образ кукольной Жаклин Кеннеди сменяется напряжённой сутулостью и застывшей гримасой боли на лице. У Честейн другая задача: показать, какой путь проходит женщина от пуританской праведности до безумия. Обе актрисы сделали всё от себя зависящее, чтобы каждый образ получился гибким и убедительным.

Когда несколько лет назад в прокат выходил франко-бельгийский триллер «Материнский инстинкт», предшественник голливудского проекта, пресса часто писала о подражании режиссёра Оливье Массе-Депасса хичкоковской традиции. Очевидная близость культуре, вероятно, и подвигла на создание американского ремейка.

Перенести сюжет на новую почву также было доверено Массе-Депассу, однако режиссёр отказался по личным причинам. Продюсерами фильма выступили оскароносные исполнительницы двух главных ролей, отлично вписавшиеся в мировой тренд на участие актрис в нелёгком, но статусном деле продюсирования. Режиссёрскую задачу подхватил успешный оператор Бенуа Деломм (на его счету, к примеру, фильмы «Ван Гог: На пороге вечности», «Самый опасный человек» и «Вселенная Стивена Хокинга»). Его интерпретация истории, корнями уходящей в одноимённый роман Барбары Абель, почти не отходит от сюжета своего предшественника, но существенно отличается по стилю.

Кадр из фильма «Материнский инстинкт», «Вольга»/NEON
Кадр из фильма «Материнский инстинкт», «Вольга»/NEON

Деломм, хоть и пересел в режиссёрское кресло, работу с камерой никому другому доверить не смог. Его изображение ясное, воздушное и лоснящееся: чем дальше движется сюжет, тем сильнее слепит солнце, со временем выжигающее огромную чёрную дыру на месте открыточного фасада.


Никакие извилистые интерьеры загородного коттеджа со всеми его подвалами и винтообразными лестницами не страшны так, как отполированная идиллия розового сада. Лопнувшее жемчужное ожерелье против трупа на зелёной лужайке.


Помнится, в тех же декорациях было найдено ухо в «Синем бархате» (здесь вместо него детская игрушечная машинка). Как бы Деломм ни пытался моделировать комнаты светом и тенью — нуарный клаустрофобный саспенс из этого не выжать. Реальность за окном всегда будет страшнее, просто потому что не старается. Однако история всё сильнее теряется в скучных интерьерах, пока перспективное начало окончательно не проиграет глупому финалу.

Женщины здесь живут в ином измерении: никто, включая детей, не наделён даром интуиции, а порой и элементарной чуткости. Несмотря на схожесть французской и американской картин, европейская, как обычно, оказывается честнее и прямолинейнее. Здесь на волнительное сообщение мамы с папой о смерти лучшего друга мальчик Тео, дожёвывая свой завтрак, реагирует вопросом, можно ли ему поиграть в машинки. Ребёнок демонстрирует полную атрофию чувств — между прочим, абсолютно нормальную для его возраста, — которую американцы постеснялись переносить в проект. В голливудском варианте крепнущая связь между Селин и Тео набирает обороты как раз благодаря неравнодушию мальчика к трагедии. Исключительность женского чутья оказывается под вопросом, но не иррациональность.

Кадр из фильма «Материнский инстинкт», «Вольга»/NEON

Мистическая природа женщины, почти сверхъестественная, — обязательный атрибут любого классического нуара, однако даже там авторы редко сталкивали их между собой. Например, в «Тёмном зеркале» (1946) Сьодмака, в котором великая Оливия де Хэвилленд (Мелани из культовой голливудской экранизации «Унесённых ветром») сыграла сразу двух девушек-близняшек, одна из которых газлайтила и сводила с ума другую. У «Материнского инстинкта» был похожий запал: рассказать историю о любви и паранойе, о мести и подозрении, избегая грубой фактической определённости. В лучшем случае — удержать равновесие на тонком проводе, бьющем гаммой чувственных токов, как когда-то это сделал Пол Верховен, открыв формулу образцового триллера.

У Деломма этого не случилось, как не случилось у его предшественника Массе-Депасса. Однако ничего плохого и даже досадного в этом нет: фильм смотрится легко и ровно, без падений и отключек, угождая отличными актёрскими работами и складной режиссурой. «Материнский инстинкт» вряд ли в силах выдержать длинную дистанцию, но обеспечить сиюминутное удовольствие в кинотеатре — взволновав, испугав и даже местами позабавив — вполне.

Читайте также
Второй сезон Halo: настоящий героизм рождает сомнения
Разбираем продолжение нашумевшей адаптации культовой видеоигры.
«Дом у дороги» с Джейком Джилленхолом: костолом в здании
Качественный и добротно выполненный ремейк VHS-хита конца 1980-х.
«Задача трёх тел»: близкие контакты третьей степени
Полное погружение — и спойлеры.
«Внутри убийцы»: оскорбить природу в её созданиях
Исследуем детали детективной новинки Владимира Мирзоева.
«Нежный восток»: прыжок в неизвестность
Путешествие девушки-виденья по сюрреалистической Америке.
«Фрау»: смертный грех, одиннадцать букв, пятая — «о»
Проверяем «жили долго и счастливо» на прочность.
Также рекомендуем
На большие экраны выходит картина Роберта Земекиса «Ведьмы». Впервые роман Роальда Даля адаптировали для экра...
Проверяем по списку сериалы, которые могли пропустить
Когда лозунг «Живи моментом» — не прихоть, а необходимость.
Энн Хэтэуэй в ромкоме по фанфику, который не станет классикой.
На большие экраны выходит картина Роберта Земекиса «Ведьмы». Впервые роман Роальда Даля адаптировали для экра...
Проверяем по списку сериалы, которые могли пропустить
Когда лозунг «Живи моментом» — не прихоть, а необходимость.
Энн Хэтэуэй в ромкоме по фанфику, который не станет классикой.

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00