История создания известной всем косухи — это воплощение пресловутой «американской мечты». Считается, что первым косуху придумал Ирвинг Шотт, сын русских иммигрантов, в начале XX века поселившихся в Нью-Йорке. Дина Ключарёва рассказывает об «униформе» бунтарей и том, как этот элемент одежды обыгрывается в кино!
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/b00/b00a2b12437fdd5a5e5e4132faef0992.jpg.webp?1655694124454578)
Братья Ирвинг и Джек Шотты основали свою фамильную мастерскую Schott на Манхеттене в 1913 году. Поначалу Шотты шили кожаные плащи-дождевики и продавали их как коммивояжёры. Прорыв случился, когда в 1925 году Ирвинг впервые скроил и сшил кожаную куртку на молнии: до Первой мировой войны застёжки-молнии редко использовались для верхней одежды, поскольку были дорогими для производства, но, когда лёгкая промышленность подстроилась под обслуживание военных нужд, они вошли в обиход. Пару лет Шотт совершенствовал свою легендарную модель, и в 1928 году свет увидела та самая классическая косуха — кожаная куртка на молнии от бедра до плеча с несколькими функциональными карманами и ремнём вдоль нижнего края — какой мы знаем её и по сей день. Ирвинг решил назвать её Perfecto, в честь своих любимых кубинских сигар, прагматично сочтя, что под красивым экзотическим брендом такая вещь будет продаваться лучше, чем под его собственной еврейской фамилией. Первые Perfecto стоили 5,5 долларов и продавались через каталоги Harley-Davidson, где их рекламировали как идеальную экипировку для мотоциклистов: куртку на молнии можно было расстегнуть одной рукой, а из карманов на молниях и кнопках ничего не вываливалось даже при агрессивной езде.
На заре своей популярности косухи в основном были натурального коричневого цвета, а чёрный вошёл в моду только в 1950-е, после того как в чёрной Perfecto в фильме «Дикарь» 1953 года появился Марлон Брандо. Его Джонни Стреблер, лидер банды мотоциклистов, наводящей ужас на жителей маленького городка, носит классическую чёрную косуху и лихо заломленную фуражку — этот образ опасного и притягательного крутого парня настолько крепко отпечатался в мировой культуре, что ему продолжают вторить и в XXI веке. Популярность косух только укрепила безвременная гибель Джеймса Дина, разбившегося насмерть в 1955 году. Актёр, за которым закрепился ярлык «бунтаря без причины» (после выхода одноимённого фильма с ним в главной роли), редко появлялся на людях без любимой Perfecto. Косуха быстро стала символом бунтующих юнцов, и в конце 1950-х учебные заведения в США стали массово запрещать своим ученикам появляться в кожаных куртках на своих территориях — за несоблюдение этого правила можно было вылететь из школы. Разумеется, это только подлило масла в огонь, и косухи окончательно обрели свой культовый статус.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/3fa/3fab21823f7ca9cbdd51ed64d10a86fe.jpg.webp?16556941291133014)
Сегодня косуха уже не определяет принадлежность своего обладателя к какой-то субкультуре. Но её классический силуэт, не устаревший за целый век, по-прежнему придаёт персонажам кино, которые её носят, флёр соблазнительной опасности, отстранённости и бунтарского героизма. А иногда даже и злодейства — такова, например, Мэй Дей, героиня Грейс Джонс из фильма 1985 года «Вид на убийство». Экстремалка с безудержной тягой к преступлениям, она помогает главному антагонисту агента 007 — злодею Максу Зорину, задумавшему уничтожить Силиконовую долину.
Не что иное, как классическую куртку Perfecto, носит и легендарный Терминатор. Впервые в своей чёрной косухе робот-убийца в исполнении Арнольда Шварценеггера появился в 1984 году в первом фильме цикла и носил её во всех последующих частях «Терминатора».
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/60e/60e4ff9e5eea9822992abe1b476f804b.jpg.webp?1655694140317906)
Запоминающийся образ с косухой демонстрирует ещё одна отрицательная героиня — Айви (чья роль досталась юной Дрю Берримор) из фильма «Ядовитый плющ» 1992 года. Напористая сирота, она набивается в подруги к богатой однокласснице, надеясь вскоре занять место её мачехи и завладеть всем состоянием семьи.
Невозможно представить без косухи и Безумного Макса (его сыграл Мэл Гибсон) из одноимённой антиутопии Джорджа Миллера 1979 года, который мстит за смерть близких банде байкеров, рассекающих пустыню на своих мощных железных конях.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/b87/b87333d6a15072cc36744fba83e2ab23.jpg.webp?165569414518362)
Ещё один яркий образ с косухой, но уже из советского кино — это Лера, она же Авария, дочь мента, из одноимённого фильма 1989 года Михаила Туманишвили. Металлистка Авария — трудный подросток, и любимая «кожанка» только подчёркивает бунтарский характер героини.
Косуха — неизменный атрибут образа не только одиноких мстителей и борцов против системы, но и плохих (но глубоко внутри, разумеется, хороших) парней в мелодрамах. Два ярких примера — Уэйд Уокер в исполнении Джонни Деппа из фильма «Плакса» 1990 года и танцор Джонни (пожалуй, главная роль в карьере Патрика Суэйзи) из «Грязных танцев» (1989).
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/fb5/fb50c86a2795bb6a97c755380482854d.jpg.webp?1655694146129144)
Список нигилистов и нигилисток в косухах будет неполным без имени Лисбет Саландер, хакерши из «Девушки с татуировкой дракона», которая помогает именитому журналисту распутывать дело об исчезновении племянницы состоятельного бизнесмена. Косуху носили обе актрисы, сыгравшие роль Лисбет, — и Нуми Рапас в шведской экранизации романа Ларссона 2009 года, и Руни Мара в американской — 2011 года.