«Гладиатор» Ридли Скотта как эталон исторической драмы

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

1 мая 2000 года в Лос-Анджелесе (Калифорния) состоялась американская премьера исторической ленты «Гладиатор» Ридли Скотта — пожалуй, одного из наиболее известных фильмов мэтра наряду с «Чужим» и «Бегущим по лезвию». Наш кинокритик Тимур Алиев  рассказывает, почему спустя 20 лет после премьеры фильм о вере, мести и достоинстве не так уж много потерял в актуальности и масштабе.


Генерал, ставший рабом. Раб, ставший гладиатором. Гладиатор, бросивший вызов империи. Этот слоган из трёх предложений, по сути, пересказывающих сюжет ленты, отложился в памяти зрителей на долгие годы. Внушительные кассовые сборы, успех в наградном сезоне (одних только «Оскаров» команде фильма отгрузили пять штук) и широкая народная любовь к этому кинопроизведению стали следствием большого количества разнообразных факторов — от гениальной режиссуры Ридли Скотта и длительной работы над сценарием до шедевральных актёрских работ Рассела Кроу и Хоакина Феникса и гениальной музыкальной партии Ханса Циммера в довесок. Спустя почти год после премьеры релиз ленты на физических носителях (да, на дворе 2000-е, люди еще смотрят кино на дисках) стал самым продаваемым в истории кино.

Немногие в курсе, что финальный вариант сценария про талантливого полководца Максимуса, пострадавшего от политических интриг и ставшего рабом-гладиатором, претерпевал массу изменений на препродакшне и непосредственно во время съёмок. Сценарист Дэвид Францони, вдохновлённый романом Дэниела П. Мэнникса «Those About To Die» (название, к слову, хорошо рифмуется с гладиаторским приветствием «Идущие на смерть»), написал историю о сыне Марка Аврелия Коммоде, которого задушил раб-атлет Нарцисс, как и было на самом деле. Нарциссом чуть было не назвали и персонажа Рассела Кроу, но в новых драфтах сценария имя изменили.


Скотт и Кроу правили историю о генерале Максимусе от начала до самого конца. Не нравились диалоги Францони — позвали Джона Логана их переписывать. Казался топорным банальный путь мести главного героя — пригласили Уильяма Николсона, работавшего ранее над сценарием «Первого рыцаря» Джерри Цукера, менять характер Максимуса, делая его более человечным и вызывающим эмпатию. Рассел Кроу, заменивший отказавшегося сниматься в главной роли Мэла Гибсона (видимо, тот не хотел возвращаться к амплуа мстителя, у которого убили жену и ребёнка, прицепившемуся к актёру после франшизы «Безумный Макс»), совсем вышел из берегов, взявшись править сценарий прямо на съёмочной площадке.

Пресловутые «Сила и честь», а также приставка к его знаменитой фразе Коммоду в лицо «В этой или следующей жизни» — дело рук Кроу. Добавил актёр своему персонажу и разные оттенки тоски по родной земле. В разговоре с Марком Аврелием Максимус рассказывает Цезарю о доме, держа в голове собственное жилище в Австралии. Перед каждым боем генерал брал горсть земли и растирал в руках — так Максимус вспоминал почву на своей ферме, «чёрную, как волосы жены». «Гладиатор», конечно, многим обязан не только Расселу Кроу, но и кастинг-директору ленты Луису Диджиамо. Именно благодаря ему в роли Коммода мы увидели Хоакина Феникса, который через пять лет после знаковой роли в ленте «Умереть во имя» Гаса Ван Сента вновь изобразил на экране психически нестабильного и недолюбленного персонажа с букетом комплексов и детских травм. Его сумасшедший крик «Разве я не милосердный?» в лицо сестры Люциллы, роль которой исполнила Конни Нильсен, и спустя 20 лет пробирает до глубины души.


Говоря о фильме сегодня, нельзя не отметить вклад «Гладиатора» в возрождение целого поджанра исторического эпического кино. Не случись фильма Ридли Скотта — вероятно, такие ленты, как «Троя» Вольфганга Петерсена, «Король Артур» Антуана Фукуа, «300 спартанцев» Зака Снайдера, «Аламо» Джона Ли Хэнкока и «Александр» Оливера Стоуна были бы совсем другими. Джордж Лукас, начавший работу над картиной «Звёздные войны: Эпизод II — Атака клонов», создавая арену, на которой должны были разделаться с Энакином и Падме, вдохновлялся декорациями, созданными для «Гладиатора».

«Гладиатор», конечно, базировался не только на сценарии. Основу исторической оды составляли обращения к античной трагедии (очевидно, что вся концепция мести и последующей гибели героя взята оттуда). Не обошлось и без искажений исторической действительности. Приглашенные Ридли Скоттом историки в итоге не сошлись с мнением режиссёра и продюсеров: Скотт считал, что точное воспроизведение исторических фактов, например, в части гладиаторских боёв, будет риском для съёмочной группы, поэтому по соображениям безопасности от скрупулёзного воссоздания некоторых моментов было решено отказаться. В итоге один из консультантов ушёл из проекта, а другой попросил снять своё имя с титров.


Масштабные баталии с большим количеством массовки в совокупности с античными сюжетами — наследие жанра пеплум, который после «Гладиатора» вышел на новый виток популярности. У Ридли Скотта же есть отсылки и к «Спартаку» Стэнли Кубрика, и к «Бен Гуру» Уильяма Уайлера. На сам же «Гладиатор» в той или иной форме ссылались практически все крупные проекты, вышедшие в 2000-х и 2010-х. Голливуд, почуяв запах популярности, вновь обратился к историческому фэнтези о Древнем Риме с использованием компьютерных технологий и античных мифов. Не все из лент этой линейки, конечно, «выстрелили», но каждый кинематографист так или иначе поминал эпос Ридли Скотта то репликой, то стилистически похожим построением мизансцен — от «Последнего легиона» Дага Лефлера и «Орла Девятого легиона» Кевина Макдональда до «Битвы титанов» Луи Летерье и «Войны богов: Бессмертные» Тарсема Сингха. Спустя 14 лет и сам Скотт выпустил спорный фильм «Исход: Цари и боги», в котором обратился к собственному слогану 2000-х о «броске вызова империи», а на своего рода «пост» Рассела Кроу заступил Кристиан Бэйл.

Читайте также
Твой дом навсегда: «Вивариум» — идеальный триллер режима (само)изоляции
«Вивариум» Лоркана Финнегана может напугать до чёртиков тех, кто ещё не посадил дерево, до сих пор не построил дом, сына не воспитал....
История Beastie Boys: Спайк Джонс о бруклинском трио
Состоялась премьера документальной ленты оскароносного Спайка Джонса о группе Beastie Boys. Антон Фомочкин посмотрел фильм, и он ему вроде понравился, несмотр...
Лучшие рецензии всех времён: Эндрю Саррис ругает «Танцующую в темноте»
2 октября 2000 года в газете New York Observer выходит рецензия Эндрю Сарриса на новый фильм Ларса фон Триера. Жюри Каннского кинофестиваля рукоплескало карти...
Побег из общины: «Неортодоксальная» — сериальный хит Netflix
«Неортодоксальная» — сериал, который все либо уже посмотрели, либо всё ещё смотрят. Это история про смелую попытку девушки освободиться от оков родн...
«Эмма.»: фотография экранизации
Уже вовсю можно посмотреть новую экранизацию Джейн Остин, романы которой переносят на большие и малые экраны чуть ли не каждую пятилетку. В этот раз за адапта...
«Спутник»: русское «Живое» с зеками и антисоветчиной
На платформе more.tv 23 апреля состоится премьера нового фильма «Спутник» Егора Абраменко. Сайфай-триллер, выросший в полный метр из корот...
Также рекомендуем
Сегодня немецкий режиссёр Вим Вендерс отмечает 75-летие, и в этот день хочется поговорить о наиболее изве...
8 октября в российский прокат выходит дебютная режиссёрская работа актёра Дэйва Франко «Кто не спрятался»...
«Самый счастливый сезон» — романтическая комедия о  паре, которой по закону жанра придётся проверить сво...
Юлия Салихова объясняет, почему «Сыну» не удалось повторить успех дебюта драматурга.
Сегодня немецкий режиссёр Вим Вендерс отмечает 75-летие, и в этот день хочется поговорить о наиболее изве...
8 октября в российский прокат выходит дебютная режиссёрская работа актёра Дэйва Франко «Кто не спрятался»...
«Самый счастливый сезон» — романтическая комедия о  паре, которой по закону жанра придётся проверить сво...
Юлия Салихова объясняет, почему «Сыну» не удалось повторить успех дебюта драматурга.

Последние новости

Бен Стиллер до сих пор ошарашен провалом «Образцового самца 2»
Актёр рассказал об этом в подкасте Дэвида Духовны.
Осенью наступят «Сумерки богов» от Зака Снайдера
Режиссёр поделился первым кадром анимационного сериала.
Завершились съёмки сериала «Супермен и Лоис»
Финальный сезон станет последним проектом DC от CW.
00:00