В российский прокат вышел нашумевший боди-хоррор «Субстанция» с Деми Мур и Маргарет Куолли. Кинокритик Юлия Салихова рассказывает, чем впечатляет это неуютное кино о погоне за молодостью, и вспоминает другие заметные фильмы последних лет в жанре телесного ужаса.
«Субстанция», реж. Корали Фаржа, 2024
Вышедшая в тираж голливудская звезда Элизабет Спаркл (Деми Мур) тяжело переживает увольнение с поста телеведущей утреннего фитнес-шоу. Её мерзкий босс Харви (Деннис Куэйд) считает, что время некогда популярной актрисы давно прошло, и намерен найти стареющей знаменитости молодую замену. Отчаявшаяся Элизабет решается на инъекцию экспериментального препарата, благодаря которому можно получить «лучшую версию себя». Так появляется юная красавица Сью (Маргарет Куолли), которая покоряет продюсеров и получает работу в эфире. Однако последствия волшебного преображения окажутся печальными, а за совершенство придётся заплатить высокую цену.
Феминистский боди-хоррор «Субстанция» гарантированно шокирует даже самых ярых фанатов жанра. Физические метаморфозы здесь поистине мерзкие, а отдельные сцены поражают своей жестокостью — иными словами, зрелище не для слабонервных. Однако за ужасающей кровавой обёрткой скрывается мощный социальный комментарий. Французская постановщица Корали Фаржа использует язык телесности, чтобы выступить против навязанных обществом нереалистичных стандартов красоты и высмеять культ молодости. Фильм получил приз Каннского кинофестиваля за сценарий. А за роль увядающей кинозвезды Деми Мур пророчат первую номинацию на «Оскар».
«Титан», реж. Жюлия Дюкурно, 2020
В детстве Алексиа попала в аварию и с тех пор носит в голове титановую пластину. Годы спустя повзрослевшая героиня работает танцовщицей на автомобильных выставках и возбуждается (буквально!) от тачек. После полового акта с «кадиллаком» (не спрашивайте) она узнаёт, что беременна. Гормональный взрыв провоцирует волну беспричинной агрессии: девушка устраивает кровавую резню в доме подруги, после чего пускается в бега. Чтобы скрыться от властей, Алексиа кардинально меняет имидж и выдаёт себя за пропавшего много лет назад парня.
В пересказе сюжет «Титана» звучит дико и выглядит соответственно. Кроме безумной постельной сцены между девушкой и машиной, в фильме достаточно шокирующих эпизодов: в числе прочего героиня хладнокровно убивает людей спицей и ломает нос об раковину. Однако в истории много и трогательных моментов. Французская постановщица Жюлия Дюкурно размышляет о кризисе идентичности, конфликте поколений, любви и отчуждении. Провокационный боди-хоррор получил главный приз в Каннах — редкость для жанрового кино. Ценителям телесных ужасов также следует обратить внимание на дебютную работу француженки «Сырое» о девушках-каннибалах.
«Преступления будущего», реж. Дэвид Кроненберг, 2022
В будущем люди перестали чувствовать боль, а хирургические операции стали новым видом искусства. Один из основоположников нового арт-направления Сол Тенсер (Вигго Мортенсен) много лет выращивает внутри себя неизвестные науке органы и устраивает из их извлечения творческие перформансы. Развлекать публику ему помогает талантливая ассистентка Каприс (Леа Сейду). Внимание художника-перформера отчаянно стремится привлечь сотрудница государственного реестра органов Тимлин (Кристен Стюарт).
Футуристический боди-хоррор «Преступления будущего» ознаменовал возвращение короля телесного ужаса Дэвида Кроненберга к истокам творчества. Создатель жанровых хитов вроде «Мухи» и «Видеодрома» не изменяет себе: кроме разнообразных метаморфоз человеческого тела, в кадре представлены причудливые устройства биологического происхождения. Кстати, в следующем году на больших экранах можно будет увидеть новую работу режиссёра-визионера в жанре «Саван».
«В чужой шкуре», реж. Брэндон Кроненберг, 2020
Наёмная убийца Тася Вос (Андреа Райзборо) работает на секретное агентство, создавшее технологию по проникновению в чужой разум. С помощью мозговых имплантатов киллерша внедряется в сознание других людей, чтобы вершить убийство чужими руками. В ходе одного из таких заданий она теряет связь с реальностью и застревает в теле жертвы (Кристофер Эбботт).
Брэндон Кроненберг идёт по стопам отца — короля боди-хоррора Дэвида Кроненберга. В своей второй полнометражной работе потомственный фильммейкер развивает отцовские идеи, но при этом находит собственный голос. «В чужой шкуре» исследует страх человека перед технологиями будущего через глубины сознания. Другие работы постановщика в пугающем жанре: «Антивирус» (2012) и «Бескрайний бассейн» (2023).
«Скрежет», реж. Ханна Бергхольм, 2022
12-летняя гимнастка Тинья (Сиири Солалинна) пытается угодить требовательной матери (София Хейккиля), мечтающей сделать из дочери звезду спорта. Отчуждённая девочка находит утешение в заботе об осиротевшем птичьем яйце, которое приносит домой из леса. Шарообразная оболочка быстро разрастается до невероятных размеров, и вскоре из скорлупы вылупляется монстр. Постепенно жуткий птенец становится всё больше похож на злого двойника своей хозяйки и начинает мстить обидчикам девочки.
Скандинавский ужастик «Скрежет» рассказывает классическую историю взросления в обёртке боди-хоррора. На языке пугающей телесности здесь разворачивается психологическая драма о дисфункциональной семье, в которой деспотичная мать пытается реализовать свои непомерные амбиции через несчастную дочь. Один из самых любопытных фильмов с фестиваля независимого кино «Сандэнс» 2022 года.