В чужом теле: в прокате победивший в Каннах «Титан» Дюкурно

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Титан» / Kazak Productions
Кадр из фильма «Титан» / Kazak Productions

Ксения Ильина рассказывает про победителя Каннского кинофестиваля. «Титан» Жюлии Дюкурно — фильм, который хочется хоть раз увидеть, а после либо забыть, либо пересматривать снова и снова. Выбор за вами.

Малышка Алекса едет с папой в авто. Девочка раздражена, и папа ей под стать. Тем, что он не обращает на её выходки никакого внимания, отец злит малышку ещё больше. Прелестное дитя колотит в его переднее кресло ногами — выверенными ударами, сильно и резко, топ-топ, ты сейчас получишь сполна. Папа выходит из себя и пытается образумить девочку, на свой страх и риск убирая руки с руля. В результате после аварии Алекса получает титановую пластину в череп — а вот для папы эта автокатастрофа проходит совершенно бесследно.

Через 20 лет Алекса (Агата Руссель) не стала добрее, и папа и мама раздражают её ничуть не меньше. Жестокий взгляд, странные татуировки, минимум одежды — Алекса работает стриптизёршей, танцует на автошоу. Фанаты досаждают душным вниманием, и одному из них за углом Алекса проткнёт острой заколкой мозг, вставив её конец прямо в ухо. Однако это поведение сексуальной бунтарки покажется детскими сказками по сравнению с тем, какой Алекса станет после того… как ей сделает ребёнка автомобиль. Игры с окружающими станут по-настоящему жестокими, и горе тем, кого Алекса встретит на своём пути. Одним из таких людей станет одинокий пожарный (Венсан Линдон), которому Алекса набьётся в сыновья, раз он так не вовремя потерял своего единственного ребёнка.

«Титан» француженки Жюлии Дюкурно не стыдится зрелищности, не стыдится растиражированных приёмов фильмов категории B, в основе которых всегда лежало желание обладать экранными потом и кровью. Чего вообще может стыдиться фильм, отправная точка которого — это совокупление жестокой женщины и машины? В этом его сила, в этом его ахиллесова пята, которую Дюкурно каждым последующим кадром превращает в мощный двигатель сюжета. Алекса — самая настоящая убийца, хладнокровная и беспощадная. Но, не щадя других, она не щадит в первую очередь себя.

Кадр из фильма «Титан» / Kazak Productions
Кадр из фильма «Титан» / Kazak Productions

Кадр из фильма «Титан» / Kazak Productions
Кадр из фильма «Титан» / Kazak Productions

Дюкурно, уже начиная со своего бодрого дебюта «Сырое» про студентку-каннибалку, с телом и телесностью на короткой ноге. В «Титане» она снова с первых кадров берёт предельно близкую дистанцию с телом героини, заворожённо следя за его метаморфозами, и уверенно держит планку, не понижая градус до финала. Глаз камеры прагматичен: вот Алекса извивается в танце, ест хлопья, разбивает нос о раковину убогого туалета на заправке, пытается выскрести из своего тела нежеланное механическое чадо, кровоточа машинным маслом. В «Сыром» королева современного боди-хоррора и победительница последнего Каннского кинофестиваля Дюкурно настраивала громкость, примерялась к своим силам, исследовала границы собственных вкуса и безвкусицы. Поняв, что чем громче, тем зубодробительнее эффект и никто тебе не указ, постановщица ушла в отрыв. Последнее, что её заботит, — это общепринятые эстетические критерии. Символы в «Титане» жирные, кричащие, рубятся с плеча: если Огонь — то гореть будет всё подряд, если Агрессия, то первоочерёдно — направленная на самых близких, на собственные оболочку и нутро. Если Блудный Сын — то никак не меньше, чем Иисус. Это фильм-шок, фильм-пощёчина высоколобому фестивальному кино, сняв шелуху с поверхности которого парадоксальным образом обнаружишь кино о нежности, которой никогда не знала Алекса.

Кадр из фильма «Титан» / Kazak Productions
Кадр из фильма «Титан» / Kazak Productions

Телесных метаморфоз в картине несметное число — фильм вообще содержит поистине зашкаливающее количество сцен, которые физически больно смотреть. А вслед за телом героини претерпевает метаморформозы и её гендерная идентичность. В фильме «Клятвенная девственница» итальянки Лоры Биспури героиня Альбы Рорвахер неожиданно понимает, что она женщина, а не мужчина, хотя всю сознательную жизнь семья растила её как парня. Действие «Девственницы» происходит в далёкой деревне албанских гор — по старинной традиции, если в семье нет старшего сына, его роль начинает исполнять старшая дочь. Дюкурно своим фильмом обнуляет этот древний сюжет и идёт дальше. Сначала её Алекса становится Адрианом, заполняя пустоту в жизни чужого несчастного отца, который потерял сына. Но никакой подлинной гендерной роли у Алексы нет и быть не может. Гендер в этом фильме — это не что иное, как любовь, которой Алекса никогда не знала. Тогда и совершенно естественной становится возможность забеременеть от машины, а после обратиться в Иисуса — ведь в мире нечеловеческого границы маскулинного, феминного и перехода между ними больше не имеют ни малейшего смысла.


Читайте также
Картина «Веном 2»: словить Карнаж
В российском прокате продолжение картины «Веном». Симбио...
«Случайность и догадка»: игры судеб в трёх этюдах
В российский прокат выходит один из лучших и тихих фильм...
Сапоги и цепи правоты: в прокате «Иван Денисович» Глеба Панфилова
Новая картина 87-летнего советского и российского режисс...
«Холодный расчёт»: Пол Шредер снова играет в имитацию
23 сентября в российский прокат выходит фильм Пола Шреде...
Фильм «Дюна»: конфликт формы и содержания
Сергей Сергиенко рассказывает о «Дюне» Дени Вильнёва — д...
Также рекомендуем
Уже вовсю можно посмотреть новую экранизацию Джейн Остин, романы которой переносят на большие и малые экраны чуть ли не...
Вероника Хлебникова рассказывает о картине про то, что всё ещё благими намерениями дорога вымощена лишь в одном направле...
В прокате картина Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона. Имена режиссёров давно известны любителям неординарных и мало...
Режиссёр Джон Ли Хэнкок возвращается к детективам. После истории о Бонни и Клайде постановщи...
Уже вовсю можно посмотреть новую экранизацию Джейн Остин, романы которой переносят на большие и малые экраны чуть ли не...
Вероника Хлебникова рассказывает о картине про то, что всё ещё благими намерениями дорога вымощена лишь в одном направле...
В прокате картина Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона. Имена режиссёров давно известны любителям неординарных и мало...
Режиссёр Джон Ли Хэнкок возвращается к детективам. После истории о Бонни и Клайде постановщи...

Последние новости

«Гарфилд» стал хитом на Netflix
После достойного проката у ленты отличные показатели на стриминг-сервисе.
Главные герои «Подобный дракону: Якудза» на новом постере
Телевизионная адаптация серии видеоигр выйдет на Prime Video.
Себастиан Стэн встал на защиту Marvel
Актёр считает, что киновселенная не заслуживает той критики, что на неё обрушилась.
«Битлджус Битлджус» занял первую строчку в мировом прокате
Третью неделю подряд у ленты Тима Бёртона нет конкурентов.
«Трансформеры: Начало» слабо стартовали в мировом прокате
Ленте нужно будет показать неслабую выдержку, чтобы отбить собственный бюджет.
«Субстанция» и не только: 5 современных боди-хорроров
Тщеславие, пубертат и бескрайний ужас в глазах смотрящего.
00:00