Вскрытие покажет: «Преступления будущего» Дэвида Кроненберга

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Capella Film

Анастасия Сенченко препарирует новый фильм Дэвида Кроненберга про мир, в котором люди потеряли возможность (или дар) чувствовать боль.

Эволюция убивает. И искушённый в вопросах трансгрессий человеческого тела и разума Дэвид Кроненберг в новом фильме предлагает нам сдаться ей на милость. В своём первом за восемь лет творении он будто проводит ревизию собственного наследия, но на новом эволюционном витке.


Судите сами: в начале 1980-х металлический холодок пистолета, извлекаемого из внутренностей телепродюсера в «Видеодроме», ужасал почти на физиологическом уровне.


А спустя почти сорок лет Дюкурно стала триумфатором Канн, показав в своём «Титане», как тёплую человеческую плоть деформирует изнутри и истязает машинная сталь. Кроненберг, которому с Каннами традиционно не везло, возвращается на Лазурный берег, чтобы заявить, что сегодня старые приёмы — это уже не больно, а лишь повод поговорить о высоком. В «Преступлениях будущего» он с новой силой берётся кромсать человеческое и социальное тело, бурить в нём новые дыры и вживлять замки-молнии, но не чтобы напугать, а чтобы поговорить о творчестве и творце.

Capella Film

Название фильма может ввести в заблуждение — будущего в нём нет, по крайней мере, сам Кроненберг в него явно не верит. Вместо будущего зрителю предлагается совершить путешествие в некий альтернативный ретрофутуристический мир, где у каждого жителя планеты в кармане оказалась не камера, а скальпель, а у видных деятелей искусства — целые портативные камеры для аутопсии. Причиной такого повального увлечения членовредительством стал так называемый синдром ускоренной эволюции, в результате которого человечество в массе своей разучилось чувствовать боль. Главный герой Сол Тенсер (Вигго Мортенсен) — художник-перформансист, которому эволюция оставила немного боли и наградила ещё одним даром: внутри Сола постоянно вырастают новые органы, предназначение которых неизвестно.

Capella Film

В новом мире художник работает в тандеме с Каприс (Леа Сейду), которая на глазах у изумлённой публики препарирует его творения-новообразования, предварительно украсив их татуировками. Публика же по углам вожделенно режет себя и ближнего в поисках наслаждения, потому что «хирургия — это новый секс». Правительство тем временем пытается взять взбунтовавшуюся эволюцию под контроль, неустанно регистрируя и каталогизируя новые органы. В этом плане Сол — певец генеральной линии партии, оставляющий внутри своего тела только то, что положено. Но тело его с каждым днём всё отчаяннее стремится выйти за границы дозволенного. Услышать его художнику помогает встреча с Лэнгом (Скотт Спидман) — подпольщиком, который предлагает Солу публично препарировать своего сына, пищеварительная система которого эволюционировала настолько, что ребёнок научился есть и переваривать пластик.


Эволюция жанра оказалась беспощадна, зияющие в человеческом и социальном теле дыры уже не так страшны. И Кроненберг, очевидно, это понимает. А потому в этот раз он не пытается нагнать ужаса своим вторжением в беззащитное человеческое нутро — то, что раньше было пугающим и отталкивающим, в фильме про искусство он эстетизирует и делает скорее привлекательным.


Ирония в том, что когда Сол и Каприс предаются страстному членовредительству на портативном операционном столе, на ум приходит любовная сцена из «Людей Икс: Последняя битва», в которой на схожей больничной кушетке Росомаха и Джин Грей в порыве страсти оставляли друг на друге столь же стремительно заживающие раны. Или сцена из «Потрошителей», в которой Джуд Лоу так же бережно препарировал свою живую возлюбленную, чтобы удалить с её органов их кредитную историю. Привлекательным это уже сделали до него.

Capella Film

Кроненберг в этом фильме, конечно же, говорит о себе, использует свои кровожадные метафоры для описания творческого процесса. А ещё посмеивается над дельцами из мира современного искусства: искусственно пришитые уши в этой системе координат — явная пародия, созревающее вместе с болью внутри художника новое — творчество. Но в таком случае подпольщики, искусственно изменившие свою пищеварительную систему в духе времени, — настоящие художники-новаторы, обуздавшие время и изменившие человеческую природу. Доказательством этому и должен послужить ребёнок Сола — монстр в глазах его матери и новый человек для всех революционеров, поедателей пластика.


Скромно отказавшись от роли революционера, режиссёр оставляет своему альтер эго боль, сомнения и расхожие суждения о природе творчества. Потому революции от «Преступлений будущего» ждать не стоит, только освобождения.


Особенно обидно за лучших на сегодняшний день актрис Кристен Стюарт и Леа Сейду, которым здесь играть практически нечего (но и это «нечего» они играют превосходно!) — их героини боли лишены и весь фильм вынуждены играть вожделение по утраченной чувственности и искать контакт с телом, которое давно перестало подавать им сигналы.

Одним словом, «Преступления будущего» — невеликий фильм великого режиссёра, но и это само по себе немало. Давайте всё-таки, по примеру его израненного главного героя, будем скромнее и не станем забывать, что, во-первых, у Кроненберга особый талант быть несвоевременным, а потом оказываться вневременным. А во-вторых, что все его ретрофутуристические пророчества лишь поначалу казались устаревшими, а после сбывались.

Читайте также
«Нет» Джордана Пила: ковбои против пришельцев
Максим Ершов разбирается в сложно устроенной мозаике.
The Doors Оливера Стоуна: «Моррисон, время творить мифы!»
Деконструкция биографического фильма.
«Дом Дракона»: приквел «Игры престолов», в котором много званых, но мало избранных
Татьяна Алёшичева посмотрела два первых эпизода.
«Дитя тьмы: Первая жертва»: юности честное зерцало
Рассказываем про приквел фильма о взрослой женщине, выдававшей себя за ребёнка.
«Сказка» Александра Сокурова: XX век в аду
Иосиф Сталин, Адольф Гитлер, Бенито Муссолини и Уинстон Черчилль.
«Бойся темноты»: мрачные тайны французской деревни
Женщина с ребёнком бежит от абьюза в надежде на новую жизнь.
Также рекомендуем
6 октября в летнем кинотеатре Garage Screen состоится примечательная российская премьера. Картина «Пот» Магнус...
Главный киносмотр Европы открылся семейной драмой иранского режиссёра Асгара Фархади, двукратного обладателя «Оскара» и...
Самые интересные проекты смотра под лозунгом «Всё внимание на независимых авторов».
6 октября в летнем кинотеатре Garage Screen состоится примечательная российская премьера. Картина «Пот» Магнус...
Главный киносмотр Европы открылся семейной драмой иранского режиссёра Асгара Фархади, двукратного обладателя «Оскара» и...
Самые интересные проекты смотра под лозунгом «Всё внимание на независимых авторов».

Последние новости

Персонажи «Соника 3» на новых постерах
Соник, Наклз, Шэдоу и Тейлз и многие другие уместились на красочных промо.
Что смотреть в кино с 21 ноября: от «Конклава» до «Зятя»
КИНОТВ составил список главных новинок российского проката, на которые стоит обратить внимание на этой неделе.«Эра», реж. Вениамин ИлясовЗдесь, среди выжженно...
00:00