Сентиментальное путешествие по «Земле кочевников» Хлои Чжао

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В российский прокат выходит фильм «Земля кочевников» — победитель Венецианского кинофестиваля и сильный претендент на премию «Оскар». Андрей Карташов рассказывает про картину Хлои Чжао, в которой героиня Фрэнсис МакДорманд «снимается с якоря» и отправляется в вынужденное путешествие по Америке, коллекционируя по дороге встречи, истории и важные разговоры. 


«Земля кочевников» Хлои Чжао начинается с предуведомления: в 2011 году закрылся гипсовый завод, градообразующее предприятие Импайра, штат Невада, вследствие этого сам город был упразднён. Ферн прожила в нём много лет, а теперь покидает это место, отправляясь в неизвестность. Но не теряет оптимизма и добродушия — на потогонке склада Amazon перед Рождеством, на сборе урожая свёклы в Небраске, на чужой частной парковке: Ферн ждёт, что её попросят убрать свой фургон, но незнакомая женщина просто предлагает ей согреться. Ферн отказывается спать под крышей: фургон она считает своим домом. «Я не бездомная, просто у меня нет жилья», — объясняет она дочери знакомой.

Некоторые популярные в России мыслители противопоставляют континентальную, кочевую «евразийскую» цивилизацию прибрежной и оседлой «атлантической», но правда состоит в том, что именно в США в большей степени сохранилась присущая человеку охота к перемене мест. Как справедливо замечает одна из героинь, образ жизни Ферн вписан в американскую традицию. Сначала путешественники стремились к фронтиру, потом колонизация в общем завершилась, но на месте пионеров появились так называемые drifters — люди, путешествующие по стране в поисках случайных заработков. Культура индивидуализма не обещает богатства, но даёт свободу передвижения: у Ферн, как и других людей, встреченных ею на пути, «нет жилья», но есть автомобиль.

Но дело не только в традиции, ведь решение героини жить на колёсах — вынужденное. А то, что она не пытается осесть в другом месте, — это отказ, выход из логики структур, определяющих современную жизнь. Судя по тому, что мы знаем о Ферн, её вряд ли когда-то увлекали обещания капитализма, но она всё равно была ими обманута, когда жертвой экономической оптимизации стал целый городок, где она жила с мужем. Ферн ищет другой способ жить и находит его в сообществе «кочевников» с харизматичным лидером Биллом, ведущим популярного YouTube-блога. Картины лагеря кочевников, показанные в фильме, довольно-таки идиллические, напоминают о мысли философа Жиля Делёза, для которого «номадизм» был центральной метафорой в его описании современного человека. Делёз заметил, что в современном мире люди образуют малые сообщества — например, субкультуры — которые анархически противопоставляют себя большому миру, разрушая прочность действующего порядка. Такую модель — причём в её радикальном виде — выбирает для себя и Ферн.

Действие «Земли кочевников» отнесено к недавнему прошлому, когда была написана книга-первоисточник журналистки Джессики Брудер. Это 2011 год — время после очередного финансового коллапса, оставившего без средств многих американцев. Кризис был спровоцирован «пузырём» на ипотечном рынке, и это удивляет Ферн: «Зачем вы убеждаете людей покупать дома, которые они не могут себе позволить?» — спрашивает она у мужа сестры, успешного агента по недвижимости. Сколько человеку земли нужно? В фильме редко впрямую обсуждают политику и экономику: Чжао интересует именно человеческое измерение истории, и те вопросы, которыми задаётся она, — скорее такие, толстовские.


С этим и связаны многочисленные успехи «Земли кочевников» («Золотой лев» фестиваля в Венеции, «Золотой глобус» лучшей драме, и, скорее всего, к этим регалиям добавится «Оскар» за лучший фильм). О борьбе политиков в Вашингтоне говорят и пишут гораздо больше, чем о том, что происходит за кулисами этой гонки. Задним числом политологи объясняют эпоху Трампа именно очередным кризисом, после которого в больших городах провалился анархистский проект Occupy, а обитатели американской глубинки ощутили себя ненужными, забытыми, потерянными среди пустошей великих равнин. Жители побережий называют места, где разворачивается действие фильма, flyover states — «перелётными штатами», которые видишь только из иллюминатора самолёта, следующего с восточного берега на западный.

Фильм Чжао уходит от разговора об ответственности и никого толком не винит, но возвращает с борта самолёта на землю — к соли земли. Внимательность режиссёрки нельзя не оценить, как и её такт: большинство персонажей играют не нанятые в Голливуде люди с большими зарплатами, а подлинные американские кочевники. Это решение снимает с Чжао возможное обвинение в эксплуатации темы, ведь она даёт голос своим подлинным героям. Это же даёт ей индульгенцию к сентиментальности. Во всём сюжете фильма нет ни одного отрицательного или хотя бы просто неприятного персонажа; разве что риэлтор не вызывает желания с ним пообщаться. Когда подлинные люди рассказывают о том, как потеряли дом и стали бродяжничать, кажется не очень уместным пенять на душещипательную музыку за кадром. Но всё-таки надо отметить, что эти истории в таких настойчивых эмоциональных подсказках не нуждаются.

Да, Хлое Чжао на «Оскаре» зачтётся её безупречная этическая позиция, но режиссура здесь не всегда столь же сильна. Монологи собеседников Ферн в некоторые моменты напоминают стилистику документальных фильмов Netflix. Значительную часть хронометража занимают кадры, похожие на затянувшиеся перебивки между сценами: под тот же сентиментальный саундтрек МакДорманд ходит по прерии или по морскому берегу и молча смотрит в пространство (есть момент, где она рассматривает старые фотографии: и вовсе запрещённый приём). Увы, у Чжао нет других средств сообщить нам психологическое состояние героини, кроме таких банальных, и даже необычайное богатство мимики МакДорманд оказывается недостаточно информативным. Можно было рассказать о Ферн гораздо больше, подробней показав её в быту или в дороге (как ни странно, в «Земле кочевников» очень мало движения), или придумать ещё что-нибудь. Но Чжао завораживает фигура человека на фоне одинокого пейзажа — в голом пространстве свободы — «там, где бродит бизон», как поётся в старой американской песне.

Читайте также
«Патруль: По законам улиц»: уроки выживания в гетто
В российских онлайн-кинотеатрах Okko, ivi, MEGOGO, Мегафон ТВ и Wink появился остросюжетный датский боевик режиссёров Фредерика Луиса Хвии...
«Билли Айлиш: Слегка размытый мир»: документалка о внезапной славе, честной поп-музыке и любящей маме 
На Apple TV+, а также в лимитированный прокат выходит фильм «Билли Айлиш: Слегка размытый мир» — первая документалка о певице, побившей все возможные творческ...
«История семьи Блум»: сорока сороке рознь
В российский прокат выходит картина «История семьи Блум» — невыдуманный рассказ о том, как птенец сороки помогал нескольким людям пережить посл...
«Рыцари справедливости»: универсальный солдат и три мушкетёра
18 февраля в российский прокат вышла чумовая и по-коэновски глубокая комедия Андерса Томаса Йенсена «Рыцари справедливости». Максим Ершов рассказывает про фил...
Фильм «Мавританец»: виновен по умолчанию 
В российский прокат выходит лента «Мавританец» — картина Кевина Макдональда («Орёл девятого легиона», «Последний король Шотландии», «Касаясь пустоты») о реаль...
«Кларисса»: сериал, который дышит в затылок «Молчанию ягнят» 
На канале CBS (в России — на more.tv) выходит сериал «Кларисса», где агент Старлинг больше уже не ведёт занимательных и&nb...
Также рекомендуем
Сегодня немецкий режиссёр Вим Вендерс отмечает 75-летие, и в этот день хочется поговорить о наиболее изве...
18 февраля в российский прокат вышла чумовая и по-коэновски глубокая комедия Андерса Томаса Йенсена «Рыцари справедливос...
Продолжаем читать иностранных коллег. В этот раз снова материал-весточка из Венеции. Даша Видре перевела статью о польск...
На большие экраны выходит картина Роберта Земекиса «Ведьмы». Впервые роман Роальда Даля адаптировали для экра...
Сегодня немецкий режиссёр Вим Вендерс отмечает 75-летие, и в этот день хочется поговорить о наиболее изве...
18 февраля в российский прокат вышла чумовая и по-коэновски глубокая комедия Андерса Томаса Йенсена «Рыцари справедливос...
Продолжаем читать иностранных коллег. В этот раз снова материал-весточка из Венеции. Даша Видре перевела статью о польск...
На большие экраны выходит картина Роберта Земекиса «Ведьмы». Впервые роман Роальда Даля адаптировали для экра...

Последние новости

Эмили Блант хотела бы забыть некоторые поцелуи на съёмочной площадке
Не все актёры пришлись по вкусу звезде «Оппенгеймера».
«Годзилла и Конг: Новая империя» может стать самым кассовым фильмом MonsterVerse
Эпичному блокбастеру осталось лишь обойти «Остров черепа».
Завершились съёмки третьей части «Трона»
Режиссёр Хоаким Роннинг поделился новыми фото с площадки.
Продолжение аниме-сериала «Синяя тюрьма: Блю Лок» выйдет в 2024 году
Сиквел проекта находится в разработке уже несколько месяцев.
Юлия Пересильд поселится в доме с искусственным интеллектом
Съёмки фантастической драмы проходят в Таиланде.
00:00