20 июля в неожиданном противостоянии мировой прокат сотрясли два главных релиза этого лета (года?): «Барби» Греты Гервиг и «Оппенгеймер» Кристофера Нолана. О последнем мы поговорим отдельно. А пока что хочется уделить особое внимание феномену «Барби» — проекта с потрясающей промокампанией и намерением изменить наше представление о самой известной кукле в мире. В честь выхода фильма вспоминаем ещё семь картин об оживших игрушках: от культового слэшера про куклу-убийцу Чаки до малоизвестной драмы с Энтони Хопкинсом.
«Детские игры» (1988)
В центре сюжета — юный мальчик Энди, который заподозрил свою куклу в серии загадочных убийств. Выясняется, что игрушка одержима духом серийного маньяка и жаждет не просто новой крови, но и нового пристанища в виде человеческого тела. Взрослые не верят ребёнку, вынуждая его попытаться остановить Чаки собственными силами.
Суровая вариация «Истории игрушек» для детей конца 80-х, которая в этом году празднует своё 35-летие. Но, вопреки своему почётному возрасту, история Чаки до сих пор не утратила актуальности. Франшиза насчитывает семь фильмов, один ремейк и один самостоятельный сериал, вышедший на экраны в 2021 году.
«Солдатики» (1998)
Своеобразная адаптация «Терминатора» с возрастным рейтингом для тех, кто помладше. Властная корпорация «Глоботек» внедряет в серию игрушечных солдатиков сверхмощные микропроцессоры, не просто оживившие своих носителей, но и подарившие им возможность к самообучению. Так на полки детских магазинов поступают злые игрушечные люди в форме, запрограммированные воевать с мирными и ничего не подозревающими гражданскими. Устав от террора солдатиков, герои решают дать им отпор.
В картине снялась ещё совсем юная Кирстен Данст, до этого уже набившая руку на противостоянии со странными существами в «Джуманджи». Интересно, что многие зрители в легкомысленных «Солдатиках» находят отсылки к серьёзной литературе: «Полю боя» Стивена Кинга и «Маленькой революции» Филипа К. Дика.
«Третий лишний» (2012)
Комедия Сета МакФарлейна напоминает, что ожившие игрушки не обязательно должны быть опасными, а приносимый ими в нашу жизнь хаос — таким уж разрушительным.
В центре истории — Джон Беннет, который ещё в далёком детстве выдумал себе верного друга Теда. Поскольку своё желание он загадал под падающей звездой, оно обрело неожиданное воплощение — его любимый плюшевый мишка буквально ожил и стал неизменным спутником героя на протяжении многих лет. Даже в 35 Джон всё ещё неразлучен с Тедом, который вырос настоящей оторвой. Это странное соседство игрушки и человека оборачивается для последнего настоящим испытанием. Особенно когда на горизонте появляется Лори, с которой Джон намерен построить романтические отношения.
«Кристофер Робин» (2018)
Совершенно другой медведь из детства возникает в жизни повзрослевшего героя «Винни-Пуха» Кристофера Робина, чья жизнь теперь скучна, а серые будни лишены даже намёка на былую магию. Однажды он вновь встречается с плюшевым Винни. Тот приглашает старого друга в Чудесный лес, чтобы вместе отыскать других волшебных зверей. Но уставший от рутины Кристофер Робин теперь равнодушен к любым приключениям. Тогда Винни решает вернуть ему былой вкус к жизни и напомнить о том счастливом ребёнке, которым когда-то он был.
Фильм пришёлся по душе не только юной аудитории, но и взрослым. Картина была номинирована на «Оскар» в категории «Лучшие визуальные эффекты». А сама она при бюджете в $75 млн окупилась в мировом прокате в 2,5 раза.
«Магия» (1978)
Чарльз «Весельчак» Уитерс — неудавшийся иллюзионист, но успешный чревовещатель. Его главный напарник по сцене — сквернословящая кукла Фэтс, устами которой он может сообщать зрителям всё, что стесняется произнести в обычной жизни. За шаг до большого и долгожданного успеха Чарльз неожиданно сбегает в город детства, где возобновляет общение со своей первой любовью — Пегги, страдающей теперь в несчастном браке. Герои-одиночки сближаются, и Пегги начинает подозревать неладное: привычно тихий Чарльз, беря в руки куклу, кардинально меняется, и кажется, что это не просто игрушка, а оболочка для его второго, более страшного и опасного «я».
Энтони Хопкинс за эту работу был номинирован на «Золотой глобус», но уступил Джону Траволте, чей «Бриолин» больше пришёлся по душе Ассоциации иностранной прессы, раздающей призы. Снял картину Ричард Аттенборо, который впоследствии предпочитал переносить на экраны судьбы реальных людей, да ещё каких! На его счету «Ганди», «Чаплин» и более ранний «Уинстон», основанный на биографии Черчилля.
«Проклятие Аннабель» (2014)
Незатихающая хоррор-франшиза, насчитывающая уже три полнометражных фильма, которая сама по себе является спин-оффом серии фильмов «Заклятие». Главный герой Джон преподносит своей любимой жене Мие необычный антикварный подарок — старинную фарфоровую куклу. Презент вручён в честь скорого рождения первенца пары.
Но радость от подарка длится недолго — однажды ночью на супругов нападают члены оккультной группы, уверенные в проклятии куклы. Теперь в доме будущих родителей начинают происходить паранормальные явления, а сами они подозревают, что игрушка стала физическим воплощением дьявола.
«Энималс» (2012)
Испанский «Донни Дарко» про юношу Пола, который неразлучен со своим плюшевым медведем Дерхуфом. Вместе они играют в музыкальной группе, коротают дни и готовятся окончить школу. Близкие не понимают Пола и считают его плюшевого друга вредной фантазией. Поддавшись их уговорам избавиться от вымышленного друга, Пол остаётся один и с трудом справляется со всеми прелестями переходного возраста.
«Энималс» — кинороман взросления, в котором странная дружба человека и куклы отражает наше внутреннее желание остаться в беззаботном детстве как можно дольше. Насладиться временем, когда конфеты слаще, мир вокруг безопасней и ничего по-настоящему страшного с тобой ещё не произошло.