Омерзительная десятка: лучшие криминальные комедии

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Залечь на дно в Брюгге», реж. Мартин МакДона, 2008

20 июля в российский прокат выходит криминальная комедия Элиаса Белькеддара «Король улиц» — крышесносная история о гангстере Омаре по прозвищу Клубничка, приговорённом к двадцати годам лишения свободы во Франции и вместе с подельником Роже сбежавшем в Алжир, на родину своего отца. Два бандита быстро осваиваются в новой стране, наслаждаются жизнью и периодически нарушают закон. Однако всё меняется, когда Омар встречает прекрасную Самию и юных головорезов, к которым сильно привязывается. Они заставят его переосмыслить прошлое, но сможет ли бывалый гангстер встать на путь исправления?

«Король улиц», показанный на Каннском кинофестивале 2023 года вне конкурса и номинированный на «Золотую камеру» за режиссёрский дебют, впечатлил критиков своей совершенно неожиданной для бандитского кино нежной любовной линией и жизнеутверждающей историей о крепкой мужской дружбе. В преддверии премьеры одного из самых атмосферных гангстерских фильмов вспоминаем лучшие криминальные комедии, вошедшие в историю кино.

«Большой Лебовски», реж. Джоэл Коэн, Итан Коэн, 1998

Кадр из фильма «Большой Лебовски», реж. Джоэл Коэн, Итан Коэн, 1998

Джеффри «Чувак» Лебовски (Джефф Бриджес) наслаждается жизнью и считает себя абсолютно счастливым: он проводит свои дни в компании выпивки и друзей. Однако вскоре душевному покою героя приходит конец. Бандиты пытаются стрясти с Джеффри деньги, спутав Лебовски с миллионером-однофамильцем. С этого момента Чувак оказывается втянут в странную и довольно опасную аферу.

Криминальную комедию «Большой Лебовски» братьев Коэн, вышедшую в 1998 году, критики встретили скептически, сочтя её нелепой и бессмысленной. Фильм не выстрелил в прокате, но спустя некоторое время стал настоящим культурным феноменом. Зрители, посмотревшие «Большого Лебовски» на видеокассетах и позднее на DVD, были в восторге от главного героя — Чувака, разгуливающего в поношенном халате с коктейлем «Белый русский» в руке, обожающего боулинг и советующего не переживать из-за всякого г***а. Пацифистски настроенный персонаж настолько выделялся среди брутальных и жестоких мужиков из боевиков конца 1990-х и начала 2000-х, что собрал внушительную армию поклонников, именующих себя achievers, и породил целое религиозное течение «дудеизм», основанное на философии Джеффри Лебовски. Кстати, у миролюбивого Чувака есть реальный прототип. На образ главного героя братьев Коэн вдохновил кинопродюсер и политический активист Джефф Дауд, выступавший против войны во Вьетнаме и числящийся среди основателей «Сандэнса». «Большой Лебовски», в котором испорченный ковёр, задававший стиль всей комнате, кажется проблемой посерьёзнее, чем тёрки с бандитами, — первое культовое кино эпохи Интернета, в честь которого в США каждый год проводят фанатский Lebowski Fest.


«Залечь на дно в Брюгге», реж. Мартин МакДона, 2008

Кадр из фильма «Залечь на дно в Брюгге», реж. Мартин МакДона, 2008

Наёмные убийцы Рэй (Колин Фаррелл) и Кен (Брендан Глисон) серьёзно облажались во время важной миссии в Лондоне. Их разгневанный шеф Гарри (Рэйф Файнс) посылает киллеров отсидеться в Брюгге, пока всё не устаканится. Кен очень рад долгожданному отпуску и изучает достопримечательности бельгийского городка. Рэй совершенно не разделяет эмоций напарника и пытается скоротать время в «чёртовом Брюгге», ввязываясь в драки с туристами и заигрывая с местной девушкой. Киллеры даже не подозревают, что новое задание шефа станет для них настоящим испытанием.

«Залечь на дно в Брюгге» ирландского драматурга Мартина МакДоны — криминальная комедия на все времена, подарившая нам легендарный дуэт Колина Фаррелла и Брендана Глисона, между которыми вновь возникают разногласия в последнем фильме постановщика «Банши Инишерина», номинированном на «Оскар» в девяти категориях. Кино о двух наёмниках, не по своей воле застрявших в средневековом городке, многие полюбили за превосходную игру на контрастах, убойные диалоги и оригинальное переосмысление стандартного образа киллера. На полнометражный режиссёрский дебют МакДону вдохновила поездка в Брюгге, который показался ему восхитительным и в то же время ужасно тоскливым. Противоречивое отношение к бельгийскому городу, а заодно и к рождественской атмосфере нашло отражение в чёрной комедии 2008 года. Впрочем, «Залечь на дно в Брюгге» открыт для всевозможных интерпретаций. Кто-то находит в нём злобную сатиру на бандитское кино, а другие — святочную притчу об искуплении и возрождении души, ведь в фильме действительно происходит много чудес, которые в обычной жизни мы привыкли не замечать.


«Карты, деньги, два ствола», реж. Гай Ричи, 1998

Кадр из фильма «Карты, деньги, два ствола», реж. Гай Ричи, 1998

Четверо друзей Эдди, Мыло, Толстый Том и Бекон планировали заработать кучу денег, обставив в карты первоклассного шулера и бандита по прозвищу Гарри-Топор. Но они недооценили профессионализм преступника и задолжали ему 500 тысяч фунтов. У самонадеянных парней есть неделя, чтобы вернуть долг, иначе участь их будет печальной.

Гай Ричи — настоящий король пацанского кино, который, как оказалось, умеет снимать не только хлёсткие криминальные комедии и меткие боевики без тормозов, но и красивые сказки («Меч короля Артура» и «Аладдин») и серьёзные мужские истории («Переводчик»). «Карты, деньги, два ствола» — первый полнометражный фильм британского режиссёра, определивший его фирменный стиль. В обаятельной хулиганской комедии картёжник Эдди и его кореша, мечтающие поскорее сорвать большой куш, умеют вертеться и выкручиваться на ходу. Этими ценными качествами Ричи наделит и своих будущих героев, среди которых чаще всего мелькают гангстеры — от мелких сошек до авторитетов. Криминальная картина 1998 года с уморительными перлами персонажей, выданными за барной стойкой («Я заказывал коктейль, а не джунгли в стакане»), кровавыми расплатами, лихо переплетёнными между собой сюжетными линиями и динамичным монтажом сразу стала хитом, а сегодня уже является классикой. «Карты, деньги, два ствола», в котором Ричи ссылается на «Злые улицы» Скорсезе и «Итальянскую работу» Коллинсона, послужил для Джейсона Стэйтема пропуском в Голливуд. До съёмок у «британского Тарантино» актёр работал уличным продавцом и даже не предполагал, что в будущем станет звездой боевиков.


«Криминальное чтиво», реж. Квентин Тарантино, 1994

Кадр из фильма «Криминальное чтиво», реж. Квентин Тарантино, 1994

В фильме переплетаются несколько криминальных историй, так или иначе связанных с буднями двух бандитов из преступной группировки, Джулса Винфилда (Сэмюэл Л. Джексон) и Винсента Веги (Джон Траволта), а также с тёмными делишками их босса Марселласа Уоллеса.

О величии чёрной комедии Квентина Тарантино и её влиянии на мировой кинематограф можно говорить бесконечно долго. В 1994 году безбашенному и эксцентричному «Чтиву» с его ироничным ультранасилием и едкой сатирой на криминальную хронику бульварной прессы удалось хорошенько встряхнуть индустрию — такого свободного постмодернистского кино Голливуд давно не видел. Затейливую и остроумную картину Тарантино, удостоенную «Золотой пальмовой ветви» в Каннах и получившую «Оскар» за лучший сценарий, растащили на цитаты, а культовый танец Мии Уоллес и Винсента Веги до сих пор повторяют на тематических вечеринках. «Криминальное чтиво», в котором аллюзии на работы Хичкока, Годара, Феллини прекрасно уживаются с оммажами фильмам категории В и мультсериалу «Флинтстоуны», — продуманное до мелочей и в то же время удивительно легковесное кино, покорившее как синефилов, так и массового зрителя. Второе детище Тарантино некоторые режиссёры, снимающие крышесносные истории про бандитов, по сей день используют в качестве основного референса.


«Поцелуй навылет», реж. Шейн Блэк, 2005

Кадр из фильма «Поцелуй навылет», реж. Шейн Блэк, 2005

В канун Рождества начинающий грабитель Гарри Локхарт (Роберт Дауни — младший) вместе со своим напарником решает обчистить магазин игрушек. Однако у незадачливых воров ничего не получается — внезапно включается сигнализация, и героям срочно нужно уносить ноги. Гарри прячется от полиции на актёрских пробах, которые, к собственному удивлению, успешно проходит. Локхарт попадает прямиком в Голливуд, где к роли детектива его готовит опытный сыщик Перри (Вэл Килмер). Вскоре им предстоит расследовать реальное убийство.

«Поцелуй навылет» — режиссёрский дебют Шейна Блэка, снятый по мотивам книги Бретта Халлидея «Тела лежат там, где ты их нашёл». Кино фривольно размышляет об изнанке Голливуда и в то же время представляет из себя дерзкую карикатуру на неонуарный детектив. Эта острая на язык комедия не только безжалостно глумится над криминальным жанром, но и периодически делает реверансы в сторону фильмов Тарантино. «Поцелуй навылет», провалившийся в прокате, чуть позже всё же заслужил признание зрителей, благодаря оригинальному сочетанию крепкого бадди-муви, обаятельно-нелепой истории о превратностях актёрской судьбы, вышедшей из-под контроля детективной линии и праздничного боевика в духе «Крепкого орешка», только с большим количеством экранного насилия. Комедия Шейна Блэка, который позже снимет не менее пародийных и бойких «Славных парней», возводящих в абсолют эстетику 1970-х, приглянётся не только ценителям кино, посвящённого жанровой деконструкции (того же «Крика»), но и фанатам Роберта Дауни — младшего. В «Поцелуе навылет» его перевоплощения заслуживают отдельных оваций.


«Грязь», реж. Джон С. Бейрд, 2013

Кадр из фильма «Грязь», реж. Джон С. Бейрд, 2013

Продажный и испорченный коп Брюс Робертсон (Джеймс МакЭвой), работающий в сыскной полиции Эдинбурга, давно ждёт повышения и рассчитывает получить должность детектива-инспектора. Начальство просит его заняться расследованием убийства японского студента, чьё тело обнаружили в подземном переходе. В то же время на место детектива-инспектора покушаются не менее опытные коллеги Робертсона. Брюс решает избавиться от конкурентов, прибегнув к их дискредитации.

«Грязь», поставленная Джоном С. Бейрдом по роману Ирвина Уэлша, — экстремальная криминальная трагикомедия с возмутительно нетолерантным юмором. Однако вся сила фильма заключается в отвязной игре Джеймса МакЭвоя и обезоруживающем финальном твисте, вынимающем душу даже из самого строгого зрителя, успевшего вынести приговор Брюсу Робертсону, который до самого конца держится отвратительным садистом. «Грязь» — криминальное кино, лишённое гангстерских разборок и сосредоточенное на саморазрушении главного героя. Брюс, казалось бы, уже опустился на самое дно, но тут снизу постучали. Картина про морально разлагающегося копа, измывающегося над коллегами, свидетелями и всеми, кто встретится ему на пути, — зрелище не для слабонервных. По сравнению с «Грязью» культовая драма «На игле» Дэнни Бойла о приключениях наркозависимых шотландцев — совершенно безобидная история. У одних фильм Джона С. Бейрда вызывает восхищение своим двойным дном, у других — лютую ненависть, но он просто не может оставить равнодушным.


«Фарго», реж. Джоэл Коэн, Итан Коэн, 1996

Кадр из фильма «Фарго», реж. Джоэл Коэн, Итан Коэн, 1996

Непутёвый менеджер по продажам Джерри Ландегаард (Уильям Х. Мэйси) работает у собственного тестя и решает поправить своё финансовое положение, организовав похищение жены и потребовав у её отца выкуп. Чтобы удачно провернуть дело, герой обращается за помощью к двух преступникам и обещает отдать им половину суммы, которую должны заплатить за освобождение заложницы. Но всё идёт не так, как планировал менеджер, — бандиты теряют контроль и убивают невинных людей. И тут в игру вступает женщина-полицейский.

Трагикомическому криминальному триллеру «Фарго» братьев Коэн в своё время удалось разыграть зрителя, предложив тому безумную историю о преступлении, основанную на реальных событиях. Позже режиссёры признались, что намеренно ввели аудиторию в заблуждение, чтобы вызвать неподдельный интерес к фильму и желание досмотреть дикую и абсурдистскую чёрную комедию до конца. Несмотря на то что все события оказались вымышленными, кино братьев Коэн не потеряло в цене и всё ещё считается одним из лучших представителей жанра. Именно в «Фарго», виртуозно обращающемся с детективом, зародился каноничный типаж героини Фрэнсис МакДорманд — женщины, которая проходит через самые сложные испытания и совершает невозможное. Роль бесстрашной и хладнокровной полицейской Мардж Гандерсон, способной также быть чуткой и трогательной, специально для актрисы написал её муж, Джоэл Коэн. За бесподобную игру в «Фарго» МакДорманд получила свой первый «Оскар».


«Жмурки», реж. Алексей Балабанов, 2005

Середина 1990-х, Нижний Новгород. Двое бандитов Серёга (Алексей Панин) и Саймон (Дмитрий Дюжев) выполняют грязную работу, которую им поручает местный «крёстный отец» Сергей Михайлович (Никита Михалков). Вот только у головорезов-раздолбаев всё вечно идёт не по плану. Михалыч послал парней за химиком, делающим порошок, — они устроили кровавую бойню. Попросил выкупить партию запрещённых веществ — снова облом. Не успели Серёга с Саймоном исправить свои косяки, сразу же объявился «оборотень в погонах» Степан (Виктор Сухоруков), мечтающий серьёзно подставить их босса.

Российское криминальное кино тоже не обходится без жёсткого юмора. «Жмурки» — чёрная комедия Алексея Балабанова, в которой классическая для режиссёра история о потерянном молодом поколении 1990-х (непременно мужском) приобретает тарантиновский характер. Зубодробительное, иногда в прямом смысле, кино вроде бы не несёт в себе очевидный социальный комментарий, как тот же «Брат» или «Груз 200». Бесконечные перестрелки, в том числе из-за заветного чемодана героина, снятые прямо-таки с размахом культовых голливудских боевиков, карикатурные бандиты с несуразными чёлками, туго соображающие и ни на долю секунды не сдерживающие агрессию, реки фальшивой крови и море циничного юмора. Герои Дюжева и Панина — натуральные исчадия ада, а их босс в исполнении Михалкова, сверкающий золотыми зубами и облачённый в малиновый пиджак, — Сатана во плоти. И всё-таки «Жмурки» не только воплощают беспощадность лихих девяностых, но и обличают человеческое лицемерие: бандиты крестятся каждый раз, когда видят храм, а затем спокойно продолжают убивать. Финальная сцена, в которой бывшие гангстеры привыкают к новым обязанностям в своём думском кабинете под песню Жанны Агузаровой, и вовсе выносит неутешительный приговор будущему. Впрочем, все имена вымышлены, а любые совпадения случайны.


«Святые из Бундока», реж. Трой Даффи, 1999

Кадр из фильма «Святые из Бундока», реж. Трой Даффи, 1999

Братья Коннор (Шон Патрик Флэнери) и Мёрфи (Норман Ридус) — простые парни из Бостона, которые всегда много работали и ни у кого не вызывали подозрений. За один день они изменились до неузнаваемости. Братья возомнили себя посланниками Бога, наделёнными правом вершить кару небесную над грешниками. Коннор и Мёрфи, уверенные, что их предназначение — избавление мира от зла, решили начать с уничтожения бостонской мафии.

Культовую криминальную комедию Троя Даффи очень прохладно встретили критики, сочтя её очередной проходной поделкой в стиле Тарантино, чьей режиссёрской манере кинематографисты стали подражать после оглушительного успеха «Криминального чтива». «Святых из Бундока» было решено не выпускать в широкий прокат из-за печально известных событий, произошедших в одной из американских школ в 1999 году. До массового зрителя картина добралась уже на видеокассетах, заработав на их продаже 50 млн долларов. Широкую аудиторию фильм сразил наповал своим крышесносным и отнюдь не гуманным юмором, парадоксальным сочетанием глубокой набожности и бескрайнего ультранасилия и, конечно же, эффектными персонажами. Амбивалентный агент ФБР в исполнении Уиллема Дефо, балансирующий на грани добра и зла, невезучий бостонский мафиози Рокко, в котором ещё осталось что-то человеческое, и «святые братья» МакМанус, пугающие своим извращённым пониманием справедливости, явно позаимствованным у главного героя «Таксиста», превратили кино Даффи в ядовитый карнавал абсурда и помогли ему обрести культовый статус.


«Однажды в Ирландии», реж. Джон Майкл МакДона, 2011

Кадр из фильма «Однажды в Ирландии», реж. Джон Майкл МакДона, 2011

У сержанта полиции Джерри Бойла (Брендан Глисон) из небольшого ирландского городка не самая безупречная репутация: он ведёт себя грубо и неуважительно по отношению к другим и не видит в этом проблемы. При этом агрессивного и нетолерантного копа нельзя назвать счастливым — после работы он заботится об умирающей матери и предаётся саморазрушению. Однажды в полицейский участок наведывается агент ФБР (Дон Чидл), планирующий раскрыть международную банду наркоторговцев. Себе в напарники он выбирает угрюмого Джерри Бойла, у которого нет иного выхода, как согласиться на сотрудничество. Злобный коп и ответственный агент даже не предполагают, во что выльется расследование опасного дела.

Криминальная комедия старшего брата режиссёра Мартина МакДоны, в 2011 году отмеченная на Берлинском кинофестивале, сейчас вызывает смешанные чувства и кажется совсем неполиткорректной. И всё-таки у Джона Майкла, которому не так ловко даются жанровые переходы, получилось снять забористое бадди-муви со своими абсурдными нюансами и поистине трагическими откровениями. «Однажды в Ирландии» не отличается зрелищностью. Старшего МакДону больше интересуют развитие человеческих отношений и внутренняя трансформация героев, а экшен даёт о себе знать только в кульминационные моменты, что объединяет их с братом творчество. Впрочем, не только это. Брендан Глисон давно стал негласным талисманом фильмов братьев МакДона. Так, после «Залечь на дно в Брюгге» актёр снялся в «Однажды в Ирландии», затем сыграл в «Голгофе» и снова повздорил с Колином Фарреллом в «Банши Инишерина».

Читайте также
Не только «Наследие» Романа Михайлова: Лучшие фильмы фестиваля «Горький fest»
В Нижнем Новгороде завершился VII фестиваль нового российского кино «Горький fest». Триумфатором смотра стала сновидческая драма Романа Михайлова «Наследие»,...
От «Библиотекаря» до «Пищеблока»: новые российские сериалы, снятые по книгам
Последние несколько лет в российских онлайн-кинотеатрах всё чаще выходят экранизации отечественной литературы. Современные бестселлеры и романы, прошедшие про...
5 новых фильмов про роботов
В российском прокате — сразу два фильма про роботов: канадский сай-фай-триллер «Больше, чем люди» и американский фантастический ромком «(Не)идеальные роботы»....
Сериалы июня-23: гид Татьяны Алёшичевой
В июне японцы детально и скучно разбирали аварию на Фукусиме, американские критики потопили новый сериал Сэма Левинсона, а британские не стали ругать Шейна Ме...
Гид к фестивалю Voices в Вологде
С 6 по 9 июля в Вологде проходит фестиваль молодого кино Voices. В сильную программу киносмотра вошли как премьеры именитых мастеров из Канн, так и работы пок...
Во власти стихии страха: 10 фильмов о спасателях и спасённых
Всего пару десятилетий назад фильм-катастрофа был монополистом грандиозного зрелища разрушений и спасения тысяч людей на экране. Со временем этот жанр подмени...
Также рекомендуем
Необычные роли в фильмографии актёра без боевиков и подрывов небоскрёбов
Диктаторы, джентльмены и инопланетные захватчики.
Алексей Васильев исследует возможный кастинг для экранизации захватывающего детектива.
Крепкая история о суровом периоде.
Необычные роли в фильмографии актёра без боевиков и подрывов небоскрёбов
Диктаторы, джентльмены и инопланетные захватчики.
Алексей Васильев исследует возможный кастинг для экранизации захватывающего детектива.
Крепкая история о суровом периоде.

Последние новости

Пёс Месси получит свой короткометражный сериал
Ставший популярным благодаря детективу «Анатомия падения».
Пацаны идут против системы в трейлере драмы «Приговор»
Участника 46-го Московского Международного кинофестиваля.
ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
00:00