Судьба «режиссёрки»: Дарья Жук и Ксения Ратушная о феминитивах

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Каждый раз, когда в публикациях телеграм-канала КИНОТВ попадается феминитив (и неважно, «режиссёрка», «авторка» или словарная «сценаристка»), в комментариях к этому посту открывается портал в ад. Чтобы снизить градус напряжения у читателей, мы попробуем поставить финальную точку в теме феминитивов. Дарья Тарасова спросила, как относятся к использованию этих терминов режиссёрка Дарья Жук («Хрусталь») и режиссёр Ксения Ратушная («Аутло»).

Для начала минутка истории. Гендерные исследования, в рамках которых в том числе изучается вопрос феминитивов, — довольно молодая область гуманитарного знания. В мире они берут начало в последних десятилетиях ХХ века, в России — в самом его конце. Главная претензия, которую высказывают феминитивам российские читатели и зрители, — несоблюдение социолингвистической традиции: слова с суффиксами -ка, -есса и -иня не нужны, поскольку являются избыточной надстройкой над языком и уродуют его.

«Феминитивы для меня — это ёмкий и эффективный способ сразу убить всех зайцев, — замечает режиссёрка Дарья Жук. — Во-первых, в разговоре ими легче определить одним словом женщину-режиссёра, которая наверняка прошла более сложный путь, чтобы попасть в профессию, и мне лично она более интересна. Во-вторых, для того, чтобы ёмко уточнить, что у нас есть проблема экономического неравенства». По подсчётам Института экономики РАН, в среднем в России женщины получали в 2019 году на 27% меньше мужчин. Наконец, по мнению Жук, использование феминитивов помогает сгладить предвзятое отношение в производственном процессе к женщинам: «Язык очень быстро меняет сознание, почему его не задействовать для осознания новой желаемой реальности?»

Режиссёр Ксения Ратушная эту точку зрения не разделяет: «Я предпочитаю, когда меня называют режиссёром, а не режиссёркой. В первую очередь это связано с тем, что я не вижу смысла менять устоявшиеся определения человека, который занимается режиссурой. Также я совершенно не вижу смысла акцентировать внимание на поле человека, который занимается какой-то профессиональной деятельностью». Важным для режиссёра аргументом является и то, с кем из профессионалов индустрии она хочет ставить себя в один ряд: в противовес длинному списку мужчин-режиссёров Ратушная может назвать всего три имени режиссёров-женщин, с которыми ей хотелось бы себя соотносить: Мэри Хэррон с её «Американским психопатом», Лилиану Кавани с «Ночным портье» и Киру Муратову. Впрочем, она добавляет, это связано в первую очередь с количеством мужчин-режиссёров относительно количества женщин-режиссёров, также по причине неравенства. Ответом на это может стать утверждение Жук: «Именно потому, что “режиссёр” звучит и для меня часто значительнее и круче, чем “режиссёрка”, я приучаю себя использовать последнее».

Использовать или не использовать феминитивы в профессиональной киносреде? Каждый отвечает для себя на этот вопрос сам. Единственное, о чём стоит помнить, — это явление не навязывается извне журналистами и кинематографистами, применять их не страшно, но и злоупотреблять ими в случаях, когда сами режиссёрки этого не хотят, не стоит. Приживётся ли эта норма в будущем? Покажет только время — и, вероятно, сами режиссёрки.


Читайте также
Постскриптум к «Оскару»-2021: Ефим Гугнин о том, какой получилась премия в этом году 
А в интернете только и говорят, что о премии «Оскар». Титулованная МакДорманд, обделённый Нолан, победы маленьких фильмов и большие надежды. Ефим Гугнин расск...
В ожидании «Песочного человека»: Marvel и DC теперь воюют и на малом экране, но дальше что? 
Следом за мини-сериалом «Ванда/Вижн» завершился шестисерийный «Сокол и Зимний Солдат» — оба сериала являются частью амбициозной миссии по ...
6 чудо-женщин израильского кинематографа
В российский прокат выйдет израильская лента «Ася» Рути Прибар. Удивительная картина про непростые отношения дочери и матери, вынужденных...
Кровожадный романтик и документалист-мошенник: Питер Джексон вне «Властелина колец»
В повторный прокат выходит монументальный «Властелин колец». По этому поводу специально для КИНОТВ Ефим Гугнин препарирует творчество Питера Джексона вне эпоп...
Годзилла против Конга: один не может жить, пока жив другой (или может) 
25 марта в России состоялась премьера «Годзиллы против Конга» — долгожданного кроссовера MonsterVerse. В последний раз два культовых монстра встречались в одн...
Прогноз победителей «Оскара-2021» от Никиты Лаврецкого
В 2019 году Никита Лаврецкий занял первое место в конкурсе портала «Кинопоиск» по предсказанию победителей премии «Оскар», а в 2020-м...
Также рекомендуем
На жизнь Стэнли Кубрика, как и на его фильмы, будто наброшена мантия-невидимка, скрывающая от зрител...
Кажется нет жанра, претерпевшего в 2010-х больше изменений, чем комедия. Причины на пов...
Сюжет, напомним, повествует о молодых годах будущих выдающихся теннесисток Винус и Серены Уильямс.
С 4 февраля в кинопрокате получится застать драму Ангелины Никоновой «Кто-нибудь видел мою девчонку?». Карти...
На жизнь Стэнли Кубрика, как и на его фильмы, будто наброшена мантия-невидимка, скрывающая от зрител...
Кажется нет жанра, претерпевшего в 2010-х больше изменений, чем комедия. Причины на пов...
Сюжет, напомним, повествует о молодых годах будущих выдающихся теннесисток Винус и Серены Уильямс.
С 4 февраля в кинопрокате получится застать драму Ангелины Никоновой «Кто-нибудь видел мою девчонку?». Карти...

Последние новости

Премьера документального фильма Gipsy состоится на Beat Film Festival
Дебютная режиссёрская работа Айсель Назарли.
Медведь украсил постер третьего сезона одноимённого сериала
Джереми Аллен Уайт вернётся со своей командой этим летом.
Каннские дневники: секс, золото и амбиции
Паоло Соррентино, (анти)сказка о «Красотке» и Марчелло, да не тот.
00:00