Далёкие близкие: фильмы о семьях, у которых не всё в порядке

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«История двух сестёр», промо: Cineclick Asia

В российский прокат пришёл знаковый корейский фильм нулевых психологический хоррор «История двух сестёр», делающий упор не на резкие джампскейры и страшных монстров, а на многогранный сюжет и изысканное визуальное исполнение. Ну а мы, готовя вас к «Сёстрам», попутно вытаскиваем из памяти ещё несколько классных кинокартин, которые препарируют семейную жизнь с самых разных и самых неожиданных сторон. В программе вас ждут любовь, смерть, роботы и не только.

«Родня», реж. Никита Михалков, 1981

Юрий Богатырёв в фильме «Родня», кадр: «Мосфильм»

Никита Михалков советского образца не спешит исключать из своей режиссёрской манеры нежность, проявляйся она хоть в бравом истерне, хоть в экранизации Чехова или в историческом полотне о судьбе богемы под тенью солдатского сапога. То уютный флешбэк пролезет в повествование в разгар перестрелки, то звуковик внезапно решит дать персонажам и зрителям помолчать и вкусить тихую красоту момента, то холодный чёрно-белый экран в момент сердечного признания резко обретёт цвет. В «Родне» от подобных технических штришков и тактильных мелочей, оттеняющих суровый контекст времени от порывов чувств самых простых людей, постановщик не отказывается — «Родня» из них буквально состоит. Оттого ещё полнее раскрывается и без того милая и меткая картина о материнской любви и «трудностях перевода», возникающих, когда голос старого поколения пытаются расшифровать и изложить на языке нового времени их отпрыски.

Никита Михалков советского образца не спешит исключать из своей режиссёрской манеры нежность, проявляйся она хоть в бравом истерне, хоть в экранизации Чехова или в историческом полотне о судьбе богемы под тенью солдатского сапога. То уютный флешбэк пролезет в повествование в разгар перестрелки, то звуковик внезапно решит дать персонажам и зрителям помолчать и вкусить тихую красоту момента, то холодный чёрно-белый экран в момент сердечного признания резко обретёт цвет. В «Родне» от подобных технических штришков и тактильных мелочей, оттеняющих суровый контекст времени от порывов чувств самых простых людей, постановщик не отказывается — «Родня» из них буквально состоит. Оттого ещё полнее раскрывается и без того милая и меткая картина о материнской любви и «трудностях перевода», возникающих, когда голос старого поколения пытаются расшифровать и изложить на языке нового времени их отпрыски.

Также рекомендуем к просмотру:

  • «Токийская повесть», реж. Ясудзиро Одзу, 1953
  • «Монолог», реж. Илья Авербах, 1972
  • «Это всего лишь конец света», реж. Ксавье Долан, 2016

«Война супругов Роуз», реж. Дэнни ДеВито, 1989

«Война супругов Роуз», промо: 20th Century Fox

Один из первых и при всей его первоклассности многими позабытый режиссёрский проект знаменитого актёра Дэнни ДеВито под именем «Война супругов Роуз». Оригинальное название The War of the Roses намекает на феодальную междоусобицу в Англии XV века, что вошла в историю как Война Алой и Белой розы. Поверьте, между грызнёй закованных в латы аристократов и бракоразводным процессом гораздо больше общего, чем нам кажется. В любви, как и на войне, все средства хороши. Однако то, что мы подразумеваем под словом «любовь», после почти двадцати лет семейной жизни либо эволюционирует в крепкое «сотрудничество», либо оборачивается свирепой «ненавистью». Третьего не дано. «Война супругов Роуз» рассматривает вариант с «ненавистью», которая выливается сначала в тягучий, во многом даже нудный обмен жёлчью между супругами в исполнении Майкла Дугласа и Кэтлин Тёрнер, а позже перерастает в мясорубку.

Кровавой бани, как в заправском слэшере, в фильме вы не увидите, однако и об инфантильности стоит забыть — здешний юмор чёрен и вязок, подобно смолам, что оседают в лёгких заядлого курильщика. «Война супругов Роуз» отравляет зрителя скованным и вялотекущим действием лишь затем, чтобы в один прекрасный момент резко ошарашить жёсткой и бескомпромиссной развязкой — такого обычно не ожидаешь от поначалу бесхитростной хроники семейной жизни, начавшейся за здравие и закончившейся приездом копов. Прибавьте к этому раскатистые актёрские перформансы (кроме упомянутых Дугласа и Тёрнер, тут отличился и сам ДеВито, сыгравший роль харизматичного рассказчика), и получите отличное кино о зыбкости материи семейного благополучия.

Также рекомендуем к просмотру:

  • «Мужья и жёны», реж. Вуди Аллен, 1992
  • «Вечеринка», реж. Салли Поттер, 2017
  • «Оторви и выбрось», реж. Кирилл Соколов, 2021

«История двух сестёр», реж. Ким Джи-ун, 2003

«История двух сестёр», промо: Cineclick Asia

Культовый хоррор, в котором ужаса как такового — с гулькин нос. В кадре мелькнёт всего парочка скримеров, и в целом не так уж много сцен фильма выполнено в гнетуще-пугающей атмосфере. В случае с данным произведением корейской кинематографии опасаться стоит не бабайки, притаившегося в шкафу, под кроватью или в тёмном коридоре (пускай потусторонний гость тут номинально и присутствует), а тяжёлого психического ранения, которое запустили со словами «до свадьбы заживёт». Одно дело, когда в вашем семейном гнёздышке шалят духи мёртвых родственников, и совсем другое — осознание того, что весь мир вокруг иллюзорен, а тонкую вуаль, разделяющую реальность и галлюцинацию, нащупать более не представляется возможным.

Нулевые для азиатского кинематографа, для южнокорейского его ответвления в особенности, были временем, когда только ленивый не пытался поиграться с жанрами и канонами, всему миру выписанными на подкорку под диктовку Голливуда. «История двух сестёр» появилась в тот год, когда земляки Кима Джи-уна всем западным киношникам на зависть умело деконструировали старую добрую историю мести («Олдбой», реж. Пак Чхан-ук) и детектив про охоту на маньяка («Воспоминания об убийстве», реж. Пон Джун-хо). К слову, тогда же Ким Ки Дук выпустил медитативный опус «Весна, лето, осень, зима… и снова весна», однако это совсем другая история. А наша сегодняшняя история — история «Сестёр» — преобразила до неузнаваемости другой важный жанровый столп — кино о доме с привидениями. В ленте имеются и призраки, и узурпированная тёмными силами жилплощадь, однако привычную формулу освежили за счёт тончайшего психологизма, эстетского киноязыка и балансирующих между околесицей и гениальностью немногословных сценарных ходов. Фильмы этой породы не прощают невнимательности и поощряют воображение, ведь иначе зрителю с трудом удастся распутать клубок паранормальных (или не совсем?) загадок, в котором запутались герои, убитые горем и им же ослеплённые.

Также рекомендуем к просмотру:

  • «Тёмные воды», реж. Хидэо Наката, 2001
  • «Бабадук», реж. Дженнифер Кент, 2014
  • «Реинкарнация», реж. Ари Астер, 2018

«Водная жизнь», реж. Уэс Андерсон, 2004

«Водная жизнь», кадр: Buena Vista

Тут бы вполне подошли тоже андерсоновские «Семейка Тененбаум» или «Королевство полной луны», однако забавно пьющий и перманентно меланхоличный океанограф Стив Зиссу в исполнении неподражаемого Билла Мюррея в силу натуры авантюриста заплывает в «акваторию» семейных дрязг по обходному маршруту. Его корабль следуют через яркие цвета и инструментарий роуд-муви, через фирменный для режиссёра «Бесподобного мистера Фокса» и «Отеля “Гранд Будапешт”» визуальный стиль «кукольного домика» и сценарий с нотками «Моби Дика» и приветами к одиссеям Жак-Ива Кусто.

Когда у исследователя подводных глубин Стива Зиссу погибает верный товарищ, он клянётся отомстить существу, что отняло жизнь друга, — существующей в единичном экземпляре фантастической акуле, которую непросто найти и очень легко потерять. В путешествии протагониста сопровождает его семья, а точнее, несколько семей сразу: кровные родственники, отношения с которыми не заладились, далёкий близкий, который дал о себе знать спустя десятки лет радиомолчания, и, конечно же, коллеги по ремеслу, преданные слову и делу Зиссу. Таким вот разношёрстным составом — как это всегда бывает у Уэса Андерсона, включающим в себя людей диаметрально противоположных не только по характерам, но и по порокам, — рисуется ультрабойкая, суперискренняя, внешне диковинная и в какой-то степени даже исцеляющая взрослая сказка о принятии ближнего своего. Если и не вылечивающая глубокие душевные раны, то уж точно устраняющая хандру на пару с боязнью жить свою лучшую жизнь здесь и сейчас.

Также рекомендуем к просмотру:

  • «Маленькая мисс Счастье», реж. Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис, 2006
  • «Капитан Фантастик», реж. Мэтт Росс, 2016
  • «Прощание», реж. Лулу Ван, 2019

«Клык», реж. Йоргос Лантимос, 2009

«Клык», кадр: Feelgood Entertainment

Фильм, подаривший некогда никому не известному греческому театралу Лантимосу карьеру, а нам — намертво въедающиеся в мозг образы и нервные расстройства. Если вы когда-нибудь слышали о таком кинематографическом явлении, как греческая «странная волна», но не хотите ничего про неё подолгу читать, а думаете, что лучше «один раз увидеть», то «Клык» — определённо ваш выбор. И, вполне возможно, кто-то после просмотра даже захочет развидеть сие пособие по тому, как не надо воспитывать детей. Подчёркиваем: «воспитание» не равно «дрессировка», а «ребёнок» — не «собака».

В центре сюжета не самая бедная греческая семья, состоящая из мамы, папы и трёх детишек — великовозрастных бедолаг, с самого рождения полностью изолированных от внешнего мира и потому, приблизившись (а то и переступив) к совершеннолетию, в развитии не продвинувшихся дальше уровня начальной школы. Их вселенная ограничена домом в глуши и цветущим участком, обтянутым высоким забором, за которым якобы обитают беспощадные звери, в секунду способные убить каждого, кто не «взрослый» и у кого ещё не выпал первый клык. Родители считают, что дают своим детям идиллию и достаток, рукотворный рай, где потомки обретут спасение от жестокой и несправедливой действительности. Вот только цена этой безопасности — свобода. В этой домашней тюрьме потребление любого медиа, кроме семейной видеохроники, запрещено, для удовлетворения сексуальных потребностей сынка на дом вызывают «специалиста», а на каждое пришлое создание, даже на безобидную кошку, что случайно забежала на участок, нужно гавкать, стоя на четвереньках, — иначе ведь проглотит и не подавится. Фрустрирующее полотно, с операторской перспективы выверенное, фактурное и не в меру откровенное — оно не изучает проблему «детей-маугли» и не предлагает всем нам вместе подумать над тем, как подобного не допускать. «Клык» смиренно констатирует: всякая диктатура убивает в человеке человека. И всякая диктатура, в том числе и в разрезе отдельно взятой семьи, если так подумать, — произрастает от стремления сберечь то, что дорого. И люди, страдающие от этого позыва к извращённой любви, вполне себе существуют в нашем с вами мире. И большей их части, к сожалению, уже ничем не поможешь.

Также рекомендуем к просмотру:

  • «Долорес Клэйборн», реж. Тейлор Хэкфорд, 1995
  • «Торжество», реж. Томас Винтерберг, 1998
  • «Нелюбовь», реж. Андрей Звягинцев, 2017

«Коко-ди Коко-да», реж. Йоханнес Нюхольм, 2019

«Коко-ди Коко-да», промо: Dark Star Pictures

Скандинавская фантасмагория, замешивающая триллер о дисфункциональном семействе со временной петлёй в духе «Дня сурка». Фильм малобюджетный, однако изобретательный и сильно пережимающий зрителю нервы — под стать формату фестиваля «Сандэнс», где его впервые и презентовали широкой публике. Обиженным тот сеанс никто не покинул, а у нас появился повод поделиться с вами этим неординарным опытом, даже при простоте технических средств обеспечивающим лютый террор и совсем не глупый абсурд.

Датская пара теряет ребёнка из-за роковой случайности — и речь идёт не об аварии какой-нибудь или тяжёлой болезни, а об аллергии на моллюсков. Чета старается побороть утрату. Муж с женой, желая отвлечься, отправляются в небольшой поход с палаткой в лес и там попадают в раз за разом повторяющийся кровавый цирк, заведуют которым ожившие персонажи детского стишка. Из раза в раз умирая, — ещё больнее и мучительнее, чем в предыдущие попытки — сантиметр за сантиметром они приближаются к спасению. Вот только спасением здесь выступает не бегство от инфернальных бродячих артистов, а принятие случившейся трагедии и осознание того, что жизнь — это движение, и двигаться нужно дальше. Всё происходящее — метафора борьбы с внутренней болью, на что фильм охотно и жирно намекает. Ну а режиссёр этого дела Йоханнес Нюхольм — получается, один из самых дерзких и беспощадных психотерапевтов европейского кинематографа наряду с Ханеке и Триером. И методы его пускай и болезненные, зато действенные.

Рекомендуем к просмотру:

  • «Час волка», реж. Ингмар Бергман, 1968
  • «Голова-ластик», реж. Дэвид Линч, 1977
  • «Вивариум», реж. Лоркан Финнеган, 2019

«После Янга», реж. Когонада, 2021

«После Янга», кадр: A24

Видеоэссеист устал делать контент про кино и начал кино снимать: Когонада, чем, впрочем, никого из своих подписчиков не удивил, ступил на извилистую дорожку режиссёрства — и устоял. «После Янга» — второй его проект после дебютного «Колумбуса», повествующего об оборванных связях и поисках себя. В той же плоскости режиссёр создаёт чертёж беззаботного будущего в следующей своей работе, прикручивая к механизму семейной драмы новый элемент — мысли о трансгуманизме.

Быт обитателей вселенной «После Янга» на бумаге киберпанковой мало чем отличается от нашего. За тем исключением, что они заводят дома не только кошечек и собачек, но и андроидов — идеальных компаньонов, достаточно умных и сильных, чтобы помогать в хозяйстве, но недостаточно «живых», чтобы считать их членами семьи. Или же это утверждение ошибочно? Поиском ответа на данный вопрос и занимается Когонада, воображая, что именно чувствовали бы члены самой обычной среднестатистической семьи будущего в момент, когда сломается их домашний робот. Будет ли это аморально, если мы сотрём ему память и обновим прошивку? Можно ли будет считать это деяние убийством? Или вычёркивание из уравнения жизни тех, кто из органических соединений не состоит, таковым с точки зрения морали не является? «После Янга» задаёт много вопросов. А также много о них рассуждает и через симпатичное медитативное действо, в котором зрителю приходится больше думать и созерцать, нежели поглощать и впитывать, вступает со смотрящим в дискуссию — ламповую и вне зависимости от принятой вами с наступлением финальных титров позиции полезную. Потому что так уж получилось, что все мы с каждым годом всё меньше задумываемся о том, не приближается ли наш вид к той точке исторического развития, когда в созданных нами машинах станет больше человеческого, чем, собственно, в самом человеке.

Рекомендуем к просмотру:

  • «Вечное сияние чистого разума», реж. Мишель Гондри, 2004
  • «Жена путешественника во времени», реж. Роберт Швентке, 2008
  • «К звёздам», реж. Джеймс Грэй, 2019

Читайте также
«Маяк-2024»: братская беда и счастливый случай
Все основные события двух заключительных дней фестиваля в Геленджике.
Смешно до смерти: 10 отличных комедийных детективов
Фильмы и сериалы с интригой и юмором.
«Субстанция» и не только: 5 современных боди-хорроров
Тщеславие, пубертат и бескрайний ужас в глазах смотрящего.
Также рекомендуем
Оля Касьянова подробно анализирует новый фильм Йоргоса Лантимоса, получившего награду за лучший сценарий на фестивале в...
Мария Ракитина рассказывает про главные составляющие творчества режиссёра.
Конкурсная программа отменённого Каннского кинофестиваля оставила после себя горькое послевкусие, и на первый...
Про «Оскары», работу с Йоргосом Лантимосом и тревожность как суперсилу.
Оля Касьянова подробно анализирует новый фильм Йоргоса Лантимоса, получившего награду за лучший сценарий на фестивале в...
Мария Ракитина рассказывает про главные составляющие творчества режиссёра.
Конкурсная программа отменённого Каннского кинофестиваля оставила после себя горькое послевкусие, и на первый...
Про «Оскары», работу с Йоргосом Лантимосом и тревожность как суперсилу.

Последние новости

Анна Кендрик рассказала о своём режиссёрском дебюте
В криминальной драме «Свидание с монстром».
Звезда «Добычи» сыграет во втором сезоне «Монарха»
Эмбер Мидфандер встретится с новым хищником.
Объявлена дата выхода сиквела комедии «Чумовая пятница»
Фильм доберётся до больших экранов 8 августа 2025 года.
00:00