Каждому по потребностям: гид по фильмографии Пона Джун-хо

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Пон Джун-хо, Getty Images

В молодости он состоял в южнокорейской левой рабочей партии и совмещал университетские занятия с митингами, где с толпой таких же, как он сам, студентов скандировал лозунги за свободу всех ото всех. И неиллюзорно огребал от полицейских, что приходили усмирять бунтующие улицы, — и даже провёл пару месяцев в заключении за нарушение общественного порядка.

Тем не менее слезоточивый газ из его ноздрей уже давно выветрился, а Шестая республика, за демократический приход которой герой нашей статьи когда-то выступал вместе с кучей неравнодушных сограждан, до сих пор стоит и не колышется. Несостоявшийся социолог, кинематографист-самоучка, что в 1990-е, что сейчас ведущий довольно скромный быт, сын людей с достатком «выше среднего» и внук опального писателя, который в середине прошлого века сбежал из Кореи Южной в Корею Северную.

По Джун-хо почти всю жизнь провёл в условиях нестабильности и созревал как автор, которому никогда и ни на что не будет всё равно. Которому не хочется тешиться иллюзиями и надевать на себя и на свою аудиторию розовые очки. Во-первых, они не налезут на обычные окуляры, которые режиссёр носит из-за проблем со зрением. Во-вторых, как оказалось, социальная геометрия государства, что лежит на глобусе ниже 38-й параллели, такая же шероховатая, как и за пределами Корейского полуострова.

По Джун-хо, IMDB

И об этих проблемах нельзя молчать, считает Джун-хо. Равно как и необходимо обогащать голову зрителя, явившегося в кинотеатр смотреть твоё кино. Потому постановщик избрал путь неисправимого плюралиста. Его фильмы, что снятые для проката на родине, что экспортированные за рубеж, представляют собой картины мультижанровые и мультитональные — даже пессимистичный тру-крайм вмиг может обернуться чёрной комедией, а из обрывков монтажных фраз внезапно потекут высказывания на темы неравенства, несвободы и нежелания со всем этим мириться.

Пон Джун-хо — режиссёр воспитан в равной степени и азиатскими киноделами (от Куросавы до тайваньских мастеров и пионеров корейской «новой волны»), и асами Золотого, Нового и иже с ним Голливудов (их фильмы приходилось добывать окольными путями, перехватывая телесигнал американских военных баз). В своих работах он напирает на сочленение математического, театрального подхода к созданию композиции сцены и безмятежного созерцания. Он указывает на изъяны бытия, но не торопится резать волдырь скальпелем без анестезии. Его фильмы весьма и весьма разговорчивы, хотя самая мякотка работ Джун-хо — живое окружение, являющееся равноправным участником актёрского ансамбля и полноценным рассказчиком наряду с самим режиссёром.


«Лающие собаки никогда не кусают» (2000)

«Лающие собаки никогда не кусают», Magnolia Pictures

Дебютный полный метр Пон Джун-хо с забавным названием задаёт сетап одновременно комический и удручающий. Жители многоэтажки-муравейника (много таких было понастроено в Сеуле в преддверии Олимпийских игр 1988-го) пытаются отстаивать свои покой и личное пространство, словно не догадываясь о тщетности своей борьбы. И тишина на этаже, и возможность выращивать хрен на крыше ЖК — это хорошие вещи, за которые не стыдно сражаться. Вот только сути дела эти мелочи не изменят: персонажи, пускай и встретят хеппи-энд, так и останутся заложниками высотки, чьи потуги к классовой борьбе столь же пусты, как одиночный пикет за расширение собственного safe space в тесном тюремном бараке. Большой дом — плацдарм для отработки социальных манёвров, отмостка которого разделяет внешний мир и его миниатюрную модель. Срез общества, что делится на два лагеря: отчаянно жалующиеся и нехотя принимающие жалобы. Собаки, с громкого лая которых и стартует весь этот сюжет, — подобие макгаффина, служащего катализатором сценарного движения, начинающегося с одной ноты, однако впоследствии расползающегося в сторону иных нарративных берегов. «Лающие собаки никогда не кусают» — прочно выкованный дебют. В том плане, что он не просто заложил основу кинематографического стиля Джун-хо, до съёмок своей первой ленты баловавшегося ироничными короткометражками и написанием сценариев для своих более удачливых коллег-постановщиков. «Лающие собаки никогда не кусают» забетонировал фильмоформулу Джун-хо, своеобразную план-схему, с оглядкой на которую кореец будет строить свои произведения в будущем.


«Воспоминания об убийстве» (2003)

«Воспоминания об убийстве», CJ Entertainment

Провинциальные копы расследуют резко участившиеся насильственные смерти девушек в округе. На дворе 1980-е. В основе сценария реальная история о поисках неуловимого маньяка и тоже вполне реальный, тактильный и богатый на ненавязчивые детали исторический период, когда в Корее бурлили народные волнения, а правоохранители чем и как только не злоупотребляли. Детектив, комедия, политический комментарий, снова комедия и снова детектив, но в этот раз уже «ложный» — не предполагающий, что режиссёр ставит своей целью закрывать «глухарь» на пару со своими персонажами и своим зрителем. Ему куда важнее запечатлеть беспристрастную панораму эпохи через карикатурные портреты её очевидцев, а охота на серийного убийцу — дело десятое.


«Вторжение динозавра» (2006)

«Вторжение динозавра», Showbox Mediaplex

Прошлогоднего «Годзиллу: Минус один» смотрели? Если да, то так держать! Если нет, то после прочтения данной статьи обязательно зацените сие кино, а сейчас внимайте, почему оно примечательно. Это фильм-катастрофа про атаку знаменитого гигантского монстра на Японию в конце Второй мировой, вместо следования традициям экшенов про схватки кайдзю перенаправляющий вектор зрительского переживания в сторону самых обычных людей. Не «жесть, как же круто ящерица-переросток ломает небоскрёбы и давит танки», а «какой ужас здесь творится, не заслужила вся эта массовка такой участи». «Вторжение динозавра» действует в том же направлении: чудище второстепенно, а человека — выставить на передний план! Места здесь хватит всем: и семейной комедии, и разрушениям, и экологическому месседжу, и сатирическому аспекту, и критике гражданской позиции среднестатистического азиата, который расценивает запредельное влияние Запада не как интервенцию в умы и сердца, а как само собой разумеющееся благо.


«Мать» (2009)

«Мать», CJ Entertainment

Недалёкий сын попадает в лапы законников за очень плохое деяние — мамаша всеми силами старается его освободить. В «глазе» камеры отражается Корея уже зрелая и демократичная, однако проблем, что в рассудках её жителей за последние полвека накопились сполна, просто так не вытравишь. Ценности прошлых поколений превалируют над здравым смыслом; женщина не может сепарироваться от мужчины; сын зависим от матери; мать зависима от коллективной программы «остолбенения» сознания. Пон Джун-хо смешит и порой ударяется в форменный слэпстик только лишь для того, чтобы потом огорошить зрителя вопросом: «Чей проступок страшнее — представителя власти, который скверно выполняет свои обязанности, или родителя, воспитавшего не полноценного человека, а тепличное растение?»


«Сквозь снег» (2013)

«Сквозь снег», Plaion

Вновь миниатюрный макет социума, только люди меряются социальными статусами не в стенах вертикального многоквартирного дома, а на борту горизонтального поезда, что бесконечно колесит по Земле, павшей от последствий ледяного апокалипсиса. Режиссёр снимает американских актёров, разговаривающих на английском языке, в экранизации французского комикса. Впрочем, выход на международный рынок не смог деформировать почерк постановщика (прежде Джун-хо летал и в Канны, и в Сан-Себастьян, однако неискушённому потребителю из США имя корейца было что совой об пень, что пнём об сосну). Условные бедные живут одной мечтой — скинуть с трона условно богатых. Расслоение населения здесь заперто в вагоны — чем ближе к локомотиву, тем слаще твоя пилюля и выше роль в этом опасном, постепенно умирающем обществе. Простой герой из числа плебеев с боем прорывается из хвоста загнивающего состава к его чистенькой, откормленной голове, в итоге приходя к неутешительному выводу, который, возможно, омрачит мировоззрение не только выдуманного персонажа, но и очень даже настоящего зрителя.


«Окча» (2017)

«Окча», Netflix

В центре внимания опять не корейцы, а всё человечество вообще. Точнее, его непростые отношения с миром животных, одетые, как «Сквозь снег» и «Вторжение динозавра», в одёжку фантастического жанра. Фильм всем своим видом кричит о том, что он не имеет ничего общего с прошлыми картинами Джун-хо. Знайте, это лукавство. За непроглядной, казалось бы, завесой техносюра прячется хорошо знакомая любителям, как его однажды назвал сам Тарантино, «корейского Спилберга» каша из социальщины с щепотками roman à clef — не без комочков, зато сытно и в достаточной степени самобытно, чтобы нарекать данное блюдо изысканным деликатесом.


«Паразиты» (2019)

«Паразиты», CJ Entertainment

Ещё пять лет назад нам всем уши прожужжали вестями о «первом корейце, покорившем жюри Лазурного Берега», и о «первом неанглоязычном фильме, взявшем за грудки Американскую киноакадемию». «Золотая пальмовая ветвь» и пачка «Оскаров», во-первых, обеспечили Джун-хо огромную славу, от которой уже не отмыться, и, во-вторых, поспособствовали тому, что западная киноиндустрия и стриминговые гиганты стали охотнее поглядывать на корейский в частности и азиатский в целом кинематограф. А ещё «Паразиты» сделали общественно полезное свершение — экстраполировали беды современной Южной Кореи, страдающей от повальной безработицы и непреодолимого классового разрыва, на весь остальной мир, напоминая нам о том, что везде и всюду лишения становятся результатом мышления по типу «хорошо там, где нас нет». Нищая семья, живущая в подвале, как тараканы, обманом «присасывается» к материальным благам другой, обеспеченной семьи, что возвела своё благополучие на пару с роскошным домом на ухоженном холме. И сделала она это за счёт нищих семей, живущих в подвалах, как тараканы… Круговорот паразитов в природе неостановим, и на текущем этапе развития нашей цивилизации будто бы некому и незачем повернуть колесо раздора вспять — об этом Джун-хо сообщает и дуалистичными репликами, и дуалистичными персонажами, и дуалистичным визуальным рядом, что не горит желанием протягивать между противоположностями колючую проволоку. Ведь куда лучше будет дать каждой из сторон посмотреть на себя в зеркало, после чего позволить посверлить взглядом своих «оппонентов» — на лицо «не таких, как мы», но нутром «таких же, и, наверное, мы даже позлее будем».


«Микки 17» (2025)

«Микки 17», Warner Bros.

Ещё не вышел. Но мы его сильно ждём. И не только из-за Паттинсона! Там же обещают смесь сай-фая с социальным кино, в реках которых, как вы уже убедились, непотопляемый лайнер «Пон Джун-хо» плавает давно и с курса не сбиваясь. И на чём он, извиняйте за каламбур, не одну собаку съел — и лающую, и кусачую, и сочувствующую, и критикующую.

Читайте также
Сталкинг и Юлия Снигирь: триллер, сай-фай и экзистенциальная драма на «Новом сезоне — 2024»
Кивки в сторону «Гарри Поттера», танцевальная терапия и подростковая жестокость.
Борисов vs Воробьёв, Матвеев vs Матвеев: драмеди о мошенниках и братьях на «Новом сезоне — 2024»
Криптоаферы, детективы в духе «Белого лотоса» и «Друзей Оушена».
Эхо Венецианского кинофестиваля: Дэниел Крейг, новый Такеши Китано и пара слов в защиту «Джокера»
Даём второй шанс «Безумию на двоих» и вспоминаем ещё несколько ярких премьер смотра...
В повторном прокате драма «Белая лента»: рыскаешь во тьме — находишь свет
Как фильм Михаэля Ханеке пробуждает в человеке человеческое.
Холодный север, криминальная провинция: триллеры и сатира на фестивале «Новый сезон — 2024»
Блокбастер в духе «Террора», мистический Трибунцев и убийственный Янковский.
«Бойцовскому клубу» — 25 лет: как провокационный фильм Дэвида Финчера стал манифестом поколения Х
Вспоминаем историю создания провокационного кино и разбираемся в его философии.
Также рекомендуем
Ещё недавно дорамы, или азиатские сериалы, были для остального мира такой же экзотикой, как, например, японские реалити-...
Алексей Филиппов продолжает описывать генетический код (кино)комиксов.
До российских экранов добрался новый фильм великой француженки Клер Дени («Что ни день, то неп...
Ещё недавно дорамы, или азиатские сериалы, были для остального мира такой же экзотикой, как, например, японские реалити-...
Алексей Филиппов продолжает описывать генетический код (кино)комиксов.
До российских экранов добрался новый фильм великой француженки Клер Дени («Что ни день, то неп...

Последние новости

Спасите наши души: пересматриваем дьявольские хорроры прошлых лет
Проверяем на прочность главные религиозные ужастики.
«Конклав» выйдет в цифре 26 ноября
Фильм отлично держится в американском прокате.
00:00