На минувших выходных в штате Юта закончился 40-й фестиваль «Сандэнс», который в этом году прошёл под лозунгом «Всё внимание на независимых авторов» (All eyes on independants). Мы следили за фестивалем онлайн и выбрали десятку самых любопытных (самобытных, странных, диких) фильмов. Среди них — лав-стори про двух роботов, которых озвучили Кристен Стюарт и Стивен Ян, новый фильм Джесси Айзенберга и короткометражка про влюбившуюся школьницу, которая считает себя наполовину крабом.
«Летние дни», реж. Алессандра Лакорасса
Программа «Американское игровое кино» (U.S. Dramatic Competition)
Две девочки — постарше и помладше — каждое лето приезжают в гости к папе в штат Нью-Мексико. Отец (актёр и рэпер Residente) каждый раз ведёт их в парк аттракционов, в бар, где они играют в бильярд, учит их готовить и рассказывает, какие созвездия где находятся на небе. Но их летние поездки не похожи одна на другую: девочки растут, у них появляются новые взрослые интересы и проблемы, их отец стареет, отношения между ними становятся более напряжёнными.
«Летние дни» — главный победитель «Сандэнса» в этом году. Дебютный фильм снимающей в США колумбийки Алессандры Лакорассы получил гран-при жюри в секции «Американское игровое кино», сама она — приз за режиссуру. Это тихий, практически лишённый конфликтов (они вынесены за кадр) фильм с очень простой структурой (каждая из главок, на которые он поделён, рассказывает об одной летней поездке девочек к папе). Жюри признаёт, что зрители могли обойти фильм вниманием, поэтому оно и решило «подсветить» его, чтобы как больше людей могли пережить этот «завораживающий» опыт.
«Маленькая смерть», реж. Джек Бегерт
Программа NEXT
Умеренно успешный голливудский сценарист средних лет (Дэвид Швиммер) устал от работы над бесконечным ситкомом, для которого написал уже 11 сезонов, и хочет наконец-то сделать что-то важное — снять фильм про переживающего кризис среднего возраста мужчину по собственному сценарию. Правда, сценарий не нравится ни его агентам, ни подружке (Джена Мэлоун), а продюсер соглашается выделить финансирование лишь на том условии, что он поменяет пол главного героя.
«Маленькая смерть» — полнометражный дебют известного клипмейкера Джека Бегерта — на самом деле два фильма в одном. Первая половина, которая посвящена герою Швиммера, — злое ироничное кино про проблемы белых мужчин (страхи и мечты главного героя воплощаются в ярких анимационных видениях) в духе Чарли Кауфмана. Но когда она внезапно заканчивается, начинается совсем другой фильм — путешествие по задворкам Лос-Анджелеса в компании двух приятелей (Талия Райдер и Доминик Файк), попавших в переплёт. И если от первой половины ждёшь, чтобы она побыстрее закончилась и мы выбрались уже из головы главного героя, то хочется, чтобы вторая вообще не заканчивалась.
Фильм получил награду «Будущему инноватору» (NEXT Innovator).
Kneecap, реж. Рич Пеппиатт
Программа NEXT
В Ирландии на ирландском языке говорят всего 80 000 человек, заявляет один из героев этого фильма. Правда, возможно, это старые данные, полученные ещё до появления хип-хоп-группы Kneecap, которая пишет тексты на ирландском. Для Kneecap выбор языка — решение не художественное, а политическое: с помощью своих песен группа пытается вернуть моду на родной язык и продемонстрировать, что он может быть современным.
Kneecap — второй фильм британца Рича Пеппиатта. Уже в своём дебюте «Репортёр-мошенник» он проверял границы документального кино и не просто запечатлевал события, а сам был их главным участником. В Kneecap он идёт ещё дальше: если это и биография Kneecap (реально существующей группы из Белфаста), то с большим количеством художественных вольностей и фантазии (папу одного из музыкантов, например, играет Майкл Фассбендер — по сюжету радикальный сторонник независимости Ирландии, который в детстве учил сына, что каждое слово на ирландском — это пуля, выпущенная в британских агрессоров). Самый хулиганский фильм фестиваля, в котором музыка становится орудием борьбы с несправедливостью.
Фильм получил приз зрительских симпатий в программе NEXT.
«Демонстрируя прощение», реж. Титус Кафар
Программа «Американское игровое кино» (U.S. Dramatic Competition)
Художник Тарелл (Андре Холланд) добился успеха в любимом деле, критики в восторге от его последней выставки, дома его ждут любимая жена (Андра Дей) и сын. Но однажды он случайно встречает отца, отношения с которым порвал много лет назад. Воспоминания о проведённом с отцом детстве — в них абьюз и наркотическая зависимость — до сих пор каждую ночь являются Тареллу в кошмарах — и служат для него неисчерпаемым источником вдохновения.
«Демонстрируя прощение» — дебютный полный метр художника Титуса Кафара, короткометражка которого ранее попала в шортлист «Оскара». Протагонист очень похож на самого Кафара — успешный темнокожий художник — и казалось бы, это должно придавать фильму живость, задевать эмоциональный нерв. Но история сложных отношения сына и его блудного отца, рассказанная в этом фильме, наполнена клише (строгий отец, добрая мама, главный герой, который каждую ночь просыпается в холодном поту). Несомненные достоинства фильма — то, что в нём сыграли Холланд (наконец-то он получил главную роль) и Джон Джелкс в роли сложного отца главного героя.
«Солнечное побережье», реж. Лаура Кинли
Программа «Американское игровое кино» (U.S. Dramatic Competition)
Последний год в школе для старшеклассницы Дорис (Нико Паркер) проходит не очень весело: вместо вечеринок и свиданий она ходит в больницу — ухаживать за старшим братом, которому поставили страшный диагноз. Там Дорис сменяет маму (замечательная Лора Линни), которая из-за болезни сына совсем забыла про дочь. Однажды Дорис знакомится с активистом, протестующим против эвтаназии (Вуди Харрельсон), а затем заводит друзей и среди одноклассников, которые начинают приглашать её на тусовки и в бары.
«Солнечное побережье» сняла актриса Лаура Кинли, она же написала сценарий фильма, в котором рассказала о собственной драме: Кинли тоже потеряла старшего брата. По описанию может показаться, что это скорбная драма, но на самом деле «Солнечное побережье» — очень яркое (дело происходит на берегу Атлантики) терапевтическое кино, которое рассказывает о том, как справиться с травмой. Единственное, на что можно попенять этому фильму, — множество клише (например, исключительно из них состоит роль Вуди Харрельсона).
Сыгравшая Дорис актриса Нико Паркер получила приз жюри за «актёрский прорыв».
«Люби меня», реж. Сэм и Энди Цукеро
Программа «Американское игровое кино» (U.S. Dramatic Competition)
В недалёком будущем на Земле происходит ядерная катастрофа, после которой на планете остаются только два мыслящих объекта — умный морской буй (говорит голосом Кристен Стюарт), плавающий рядом с руинами того, чтобы когда-то было мегаполисом, и запущенный в космос спутник (его озвучивает Стивен Ян), на который человечество записало всю информацию о себе.
«Люби меня» — лав-стори, в которой искусственный интеллект (точнее, целых два) пытается понять, что значит быть человеком. Чтобы ответить на этот вопрос, режиссёры Сэм и Энди Цукеро пригласили звёзд первой величины (Стюарт и Яна можно не только услышать, но и увидеть в фильме), нарисовали на компьютере мир, в котором живут аватары главных героев, даже сделали нарезку видеороликов со смешными младенцами. Но ответ на вопрос они дают довольно невразумительный. Кроме того, сюжет фильма, кажется, можно было бы уместить в короткий метр. Правда, создатели фильма озвучивают неожиданную мысль: возможно, всё, что останется от человечества в случае катастрофы, — не лучшие произведения искусства, достижения техники, а загруженные в интернет видео с котиками и кулинарные блоги.
«Люби меня» получил на фестивале приз как лучший фильм на научную тематику.
«Настоящая боль», реж. Джесси Айзенберг
Программа «Американское игровое кино» (U.S. Dramatic Competition)
Двоюродные братья Бенджи (Киран Калкин) и Дэвид (Джесси Айзенберг) отправляются вместе в тур по еврейскому наследию в Польшу, откуда родом их бабушка, пережившая концлагерь. Бенджи и Дэвид были очень дружны в детстве, но их дороги разошлись: Дэвид нашёл серьёзную работу и завёл семью, Бенджи по-прежнему ничем толком не занимается и живёт с мамой. Совместная поездка двух непохожих братьев становится тестом на прочность для их отношений.
«Настоящая боль» — второй полный метр Джесси Айзенберга в качестве режиссёра и сценариста. История отношения двух братьев (отчасти автобиографическая — у Айзенберга тоже есть польские корни, он признался, что всегда хотел снять фильм в этой стране) обрамлена более широкими событиями, связанными с одной из самых трагических страниц в истории ХХ века — Холокостом. Остановки тура главных героев в Польше — гетто, старое еврейское кладбище, концлагерь. Несмотря на это, «Настоящая боль» — прежде всего комедия, состоящая из множества нелепых и смешных ситуаций, странных поступков и остроумных диалогов. Один из самых обаятельных и остроумных фильмов «Сандэнса», в котором трагическое прошлое становится тем, что помогает главным героям лучше понять друг друга в настоящем.
Джесси Айзенберг получил приз за лучший сценарий в конкурсе американского игрового кино.
«В поисках Мэвис Бикон», реж. Жасмин Рене Джонс
Программа NEXT
Режиссёр фильма, дебютантка Жасмин Рене Джонс, в детстве училась быстро-быстро набирать текст на компьютере с помощью программы «Мэвис Бикон учит печатать» (Mavis Beacon Teaches Typing), на обложке которой была изображена темнокожая женщина. А когда выросла, задумалась, кто такая Мэвис Бикон и существует ли она в реальности. Джонс объединилась с ещё одной любительницей загадок Оливией Маккайлой Росс и решила найти Мэвис Бикон.
На «Сандэнсе» традиционно очень сильная подборка документального кино. Среди фильмов, которые в начале года показывают на фестивале, — будущие хиты (например, в прошлом году в Юте состоялась премьера эстонской картины «Сестринство бани по-чёрному»), номинанты на «Оскар» и обладатели награды («Лето соула» и «Навальный»). «В поисках Мэвис Бикон» — экспериментальный маленький документальный фильм, в котором главная героиня — не сама Бикон, как можно было бы предположить, а отправившаяся на её поиски режиссёр Жасмин Рене Джонс. Это необычное путешествие затрагивает разные вопросы, казалось бы, не связанные напрямую с его темой, — в том числе говорит о забытой ранней истории интернета, искусственном интеллекте и этнической идентичности.
«Патологическая лгунья», реж. Элисон Рич
Конкурс короткометражного кино
Элисон — патологическая лгунья. Она врёт коллегам, что закончила Оксфорд, где изучала нидерландский, встречается с нейрохирургом из НАСА и дружит с Арианой Гранде, которая влюбилась в её запах во время поездки в Мачу-Пикчу. Коллеги ей не верят и за глаза говорят, что она совсем завралась. Но однажды Элисон просыпается и узнаёт, что всё, о чём она рассказывала, правда — и про Ариану Гранде, которая называет её «парфюмерной музой», и про магистратуру в Оксфорде. Но Элисон наврала не только про них — она придумала себе страшную болезнь и бывшего парня-сталкера, и её плохие фантазии тоже начинают воплощаться в жизнь.
Главную роль в фильме сыграла комедиантка, автор SNL Элисон Рич, которая сама написала сценарий фильма и сняла его. И сюжет этого терапевтического короткого метра про принятие себя (Элисон врёт окружающим, потому что боится, что она скучная и никто не захочет с ней общаться, если она не придумает себе яркую биографию) кажется отличной заявкой на полный метр. Рич сейчас работает над собственным полнометражным дебютом с продюсером «Зависнуть в Палм-Спрингс», так что, возможно, широкий зритель ещё услышит про «Патологическую лгунью».
«Писко, дочь краба, влюбилась», реж. Макото Тёкю
Конкурс короткометражного кино
Писко выглядит как обычная старшеклассница, но на самом деле она наполовину человек, а наполовину (по папе) краб. Как Писко это доказывает? Тем, что на фотографиях она делает знак «пис», похожий на клешню краба. Однажды Писко влюбляется в учителя, но её мечтам выйти за него замуж не суждено сбыться — перед ЗАГСом он ей заявляет, что её родство с крабами его смущает.
«Писко, дочь краба, влюбилась» (если бы на фестивале был специальный приз за лучшее название, этот фильм его бы получил) — новая работа японца Макото Тёкю, обладателя «Хрустального медведя» Берлинале. Это остроумное, хулиганское и абсурдное кино с бесспорной моралью: надо доверять своё сердце только тем, кто хочет с тобой быть вне зависимости от того, краб ты (подставьте другую характеристику) или нет. Тёкю получил на «Сандэнсе» приз за лучшую режиссёрскую работу в короткометражном кино. В решении жюри о присуждении награды говорится: «Мы бы и не подумали, что будем так сильно переживать за полукраба».