Сегодня день рождения отмечает наш удивительный современник, режиссёр, которые может себе позволить многое, но в то же время ничего. Фильмы Ларса фон Триера неровные, грубые, яркие, насмешливые, жестокие и точно примечательные. Ко дню рождения режиссёра собрали в одном месте любимые наши материалы.
Наш дом — фон Триер: режиссёр вернулся в Канны
Зинаида Пронченко посмотрела на Каннском кинофестивале новую на тот момент работу Триера «Дом, который построил Джек». Без оскорблённых после показа зрителей не обошлось, конечно, но Пронченко настаивает, что «надо не оскорбляться, а скорбеть».
«Ларсу фон Триеру вроде бы всё смешно, жизнь — это “Божественная комедия”, в которую он посильно вносит свой вклад парой жестоких и многословных шуток. Семь лет назад фон Триера выгнали с Каннского фестиваля за зигование на пресс-конференции, теперь зигует на экране его альтер эго, герой “Дома, который построил Джек”, фильма-автопортрета, при помощи нехитрой метафоры повествующего о творческих муках любого демиурга: от созидания до разрушения, как и от любви до ненависти, один шаг. Гитлер мечтал быть художником, а стал массовым убийцей. Триер стал режиссёром, а делает вид, что мечтал о другом (наивные зрители, покинувшие просмотровый зал, послушно продолжили аналогию)».
«Меланхолия» Триера и творчество прерафаэлитов
Екатерина Кузнецова пересмотрела «Меланхолию» Триера и разобрала визуальные метафоры и цитаты, которыми изобилует работа режиссёра.
«Идея фильма пришла к Триеру во время сеанса у психотерапевта, а сам режиссёр находился в тот момент в глубокой депрессии. Его интерес к своим собственным переживаниям и любовь к красивым метафорам сформировали сюжет “Меланхолии”. Прерафаэлиты явно вдохновляли режиссёра, это влияние отчётливо читается в насыщенных и красивых съёмках: как в каждой картине художники подробно вырисовывали с натуры отдельный лепесток цветка — так и фильм можно ставить в любом месте на паузу и часами разглядывать мир, очерченный границами кадра».
Любимые фильмы Ларса фон Триера
Ларс фон Триер выбрал 17 своих любимых фильмов, рассказав, чем именно для него ценен каждый из них.«Я жил в гостинице неподалёку, и мой номер находился как раз над Лилианой Кавани. Однажды утром я сбегал на цветочный рынок, находившийся поблизости, и купил букет белых лилий на все свои датские командировочные, а потом постучал к ней и поблагодарил за “Ночного портье”. Но она пришла в ярость. Она сказала, что это была коммерческая поделка, дрянной империалистический фильм, который она сделала просто из-за нехватки денег».
Танцы, песни, рабы, идиоты
К юбилею режиссёра компания «Русский репортаж» выпустила в прокат 8 фильмов Триера. Рассказали о картинах, которые можно (нужно) увидеть. «Литературное до мельчайшей склейки кино, чёрно-белое полотно с аккуратно выверенными вкраплениями цвета. Германия увязла в послевоенном хаосе, она растеряна и обескровлена. Именно в этих декорациях оказывается герой Жан-Марка Барра, вернувшийся из Америки в оккупированную союзниками страну. Леопольд Кесслер намеревается начать новую жизнь, оставив ужасы позади, но война не закончена».
Ларс фон Триер — садовник
Разбитые мечты режиссёра. На школьных уроках Ларс фон Триер смертельно скучал. Развлечение было одно — наблюдать в окно за садовником. Тот поливал цветочки и выглядел самым свободным человеком на земле. Триер решил стричь газоны, когда вырастет. Потом родители подарили ему видеокамеру, он ушёл из школы и навсегда забросил садоводство.