В Сети вышел трейлер зомби-хоррора «28 лет спустя» — продолжения культового фильма Дэнни Бойла «28 дней спустя» 2002 года. Сюжет тоже вращается вокруг выживания людей в условиях эпидемии вируса «Ярость», превращающего инфицированных в кровожадных монстров. Рассказываем, как фильм ужасов режиссёра Дэнни Бойла и сценариста Алекса Гарленда совершил революцию в ужасах, и делимся всем, что известно о грядущем триллере — «28 лет спустя».
Как устроены вирус и постапокалиптический мир «28 дней спустя»
В постапокалиптическом хорроре Дэнни Бойла «28 дней спустя», снятом по сценарию Алекса Гарленда, свирепствует вирус под названием «Ярость», созданный в секретной лаборатории Кембриджа. В начале фильма группа отчаянных зоозащитников проникает в исследовательский центр, где содержатся шимпанзе, преднамеренно заражённые искусственным и очень опасным аналогом бешенства. Молодые борцы за гуманизм пытаются выпустить подопытных обезьян на волю. Один из приматов кусает активистку, которая мгновенно становится ужасно агрессивной и нападает на всех присутствующих в лаборатории, включая внезапно нагрянувшего учёного. Так вроде бы милосердный шаг защитников животных в итоге приводит к чудовищной эпидемии, поражающей разные города и страны. «Ярость» передаётся простым путём — попадает в кровь через укус или слизистую, всего за 20 секунд превращая инфицированного в агрессивного, кровожадного и очень быстрого «монстра».
Изначально носителями вируса были только шимпанзе, напавшие на активистов в лаборатории. Затем «нулевой» пациент, укушенная обезьяной женщина, заразила «Яростью» всех, кто находился поблизости. Со временем страшный вирус поразил разные страны (вспышки инфекционного заболевания зарегистрировали не только в Лондоне, но также в Париже и Нью-Йорке). Называть заражённых людей «зомби» не совсем корректно, так как они не умирают и не становятся живыми мертвецами, а скорее просто проявляют неконтролируемую жестокость и беспричинно нападают на всех, кого встречают на своём пути. Предположительно, «Ярость» была разработана в секретных условиях в качестве оружия массового поражения, обычно используемого в военных целях. Пока что причина долговечности вируса остаётся тайной, как и информация о разработке вакцины.
В «28 дней спустя», равно как и в его неофициальном сиквеле «28 недель спустя», не объясняется, почему заражённые не умирают от голода и обезвоживания, а лишь истощаются, ведь это постепенно свело бы эпидемию на нет. У Дэнни Бойла появился шанс ответить на этот вопрос в предстоящем фильме.
Оригинальный фильм фокусируется на выживании бывшего велокурьера Джима (Киллиан Мёрфи) в экстремальных условиях эпидемии. Через месяц после инцидента с шимпанзе в Кембридже герой выходит из комы в пустой больнице, а затем исследует заброшенный Лондон в поисках хотя бы одной живой души. Столица Великобритании опустела после массовой эвакуации граждан в связи со стремительным распространением вируса. Тихие улицы, ведущие к величественным достопримечательностям, завалены мусором и «украшены» следами массовых беспорядков. В воздухе повисла невыносимая, гробовая тишина. Хаос, захлестнувший город, привёл к огромному количеству насилия, спровоцированного тотальным инфицированием людей. Одна из лондонских церквей и вовсе стала прибежищем для носителей «Ярости», которые лежат в одной куче, словно трупы, но «оживают» при приближении «здорового» Джима и пытаются его убить.
Действие фильма выходит за пределы мегаполиса, когда главный герой объединяется с другими выжившими — химиком по специальности Селеной (Наоми Харрис), водителем такси Фрэнком (Брендан Глисон) и его дочерью Ханной (Меган Бёрнс). Группа не заражённых людей отправляется в путешествие на машине в надежде добраться до безопасной зоны. На пути им встречаются заброшенные заправки и супермаркеты, где можно сделать запасы консервированных продуктов, бескрайние равнины с одичавшими лошадьми и вереница пустующих автомобилей на подъезде к аванпосту близ Манчестера, где группа военных якобы предоставляет защиту и вакцину от «Ярости» всем желающим. Однако Дэнни Бойл и Алекс Гарленд, не питающие иллюзий насчёт человечества, стремительно погружают центральных героев в ад беззакония и выживания ради выживания: солдаты оказываются обыкновенными садистами и насильниками, злоупотребляющими властью.
Основная идея «28 дней спустя» заключается в том, чтобы показать, насколько быстро люди теряют моральный облик, когда не остаётся сдерживающих факторов. Даже главный герой Джим без особых колебаний убивает мальчика, инфицированного «Яростью», чтобы самому не заразиться и по возможности дождаться эвакуации в безопасное место. В фильме вообще нет благородных и высоко моральных персонажей: каждый из них просто надеется уцелеть в экстремальной ситуации и готов пристрелить другого в случае угрозы нападения.
«Люди всегда друг друга убивают. Это не новость», — говорит один из военных, объясняя, как устроена постапокалиптическая вселенная, где настоящими монстрами, по сути, оказываются не «зомби», а лишённые эмпатии люди.
Антимилитаризм, по Гарленду, начинается с аморальных вооружённых людей в зомби-хорроре — и разрастается до инфернального хаоса «Падения империи», отражённого в глазах Джесси Племонса, спрятанных за красными линзами солнцезащитных очков.
Чем закончился фильм «28 дней спустя»?
Изначально Дэнни Бойл и Алекс Гарленд рассчитывали завершить хоррор на мрачной ноте: Джим должен был погибнуть, защищая Селену и Ханну, которых в итоге эвакуировал военный самолёт-разведчик. Авторам фильма казалось, что такой финал выглядит достаточно реалистично, так как он отнимал так называемый иммунитет у главного героя и подчёркивал, что никто не может быть в безопасности в мире, где бушует пандемия. В той версии Селена и Ханна отвезли умирающего Джима в больницу, а сами временно остались жить в сельском доме, чтобы ровно через 28 дней выложить белыми простынями слово «hello» и подать сигнал патрулирующему местность военному самолёту. Однако Дэнни Бойл и Алекс Гарленд решили отказаться от более «жизненной» концовки и в итоге заменили её на относительно обнадёживающую.
Итак, в финале «28 дней спустя» Джим просыпается в сельском доме. За четыре недели до этого главный герой вместе с Селеной и Ханной сбежал из поместья, занятого обезумевшими военными, но получил серьёзное ранение и попал в больницу, где женщина-химик пыталась его реанимировать. Очнувшись, Джим вместе с двумя девушками выходит на улицу, чтобы выложить на земле из простыней слово «привет», которое вскоре с воздуха заметит пилот истребителя. Не остаётся сомнений, что уцелевших героев вот-вот спасут.
Почему «28 недель спустя» не вписывается в канон?
К неофициальному сиквелу оригинального фильма, вышедшему на экраны в 2007 году, Дэнни Бойл не имел никакого отношения. Над продолжением, получившим название «28 недель спустя», работал испанский режиссёр Хуан Карлос Фреснадильо. Несмотря на в основном положительные отзывы критиков, сиквел отошёл от камерной индивидуальности оригинала, чем расстроил фанатов хоррора Бойла — Гарленда. Основная проблема заключалась в том, что в «28 недель спустя» всё выглядело значительно масштабнее. После того как американские войска «очистили» Великобританию от заражённых вирусом «Ярость», тысячи людей, эвакуированных ещё в начале эпидемии, вернулись в те части родной страны, которые считались безопасными и находились под контролем военных.
Действие фильма в основном развивалось в Лондоне, но вместо частной истории группы выживших зрителю предложили семейную драму в монументальных декорациях проходного зомби-боевика. Вместо потерянного Киллиана Мёрфи, блуждающего по безлюдным улицам мегаполиса, зрителям предложили следить за судьбами Дона (Роберт Карлайл) и его двоих детей — дочери-подростка Тэмми (Имоджен Путс) и маленького сына Энди, перевезённых в «зелёный» сектор Лондона. Следуя за героями через убежища, опасные зоны, базы военных и исследовательские центры, можно было больше узнать о масштабных последствиях страшного вируса и трагедиях разрушенных им семей.
«28 недель спустя», впечатляющий размахом, не привнёс ничего нового в зомби-хоррор, в отличие от революционного «28 дней спустя». Да, сиквел чуть больше задумывался о природе вируса и его влиянии на человеческий организм (например, впервые показал бессимптомного заражённого — жену Дона), но в целом это был стандартный survival-ужастик, который можно воспринимать отдельно от новаторского кино Дэнни Бойла и Алекса Гарленда.
Сам Алекс Гарленд согласен с тем, что «28 недель спустя» оказался провалом. Более того, сценарист «28 дней спустя» считает, что неофициальное продолжение едва не испортило ему первый фильм: «Я долго сопротивлялся [созданию сиквела], потому что в “28 неделях” были моменты, которые меня беспокоили. Я просто подумал: “К чёрту это”. Я бы лучше попробовал написать другую историю в другом мире».
«28 лет спустя»: создатели фильма, каст, съёмки на айфон
Фильм «28 лет спустя»— первая часть новой трилогии, которая вновь объединила Гарленда и Бойла. Для кинематографиста Гарленда («Аннигиляция», «Род мужской»), приложившего руку к написанию «28 лет спустя», работа над сценарием к зомби-хоррору стала своего рода отдушиной. После съёмок масштабной военной драмы «Падение империи» (2024) британский постановщик решил сделать перерыв в режиссуре, потому что не считает себя достаточно «темпераментным» для этой профессии. Позже Гарленд пояснил, что на пенсию он не собирается и продолжает работать в киноиндустрии: «Я также говорил, что планирую поработать над сценарием. Написание сценариев — это тоже кинопроизводство. Вы не можете удалить сценаристов, операторов, монтажёров или актёров из кинопроцесса. Кинопроизводство не является исключительно прерогативой режиссёров». Уже известно, что картину снимали в одно время с её продолжением под названием «28 лет спустя. Часть II: Костяной храм». Однако британец Бойл, подаривший нам культовые фильмы «127 часов» (2010), «Пляж» по одноимённому роману Алекса Гарленда и, конечно же, «На игле» (1996), имеет отношение только к «28 лет спустя». Судьбы продолжений фильма окажутся в руках других режиссёров. За «Костяной храм», например, отвечает постановщица Ниа ДаКоста, снявшая супергеройский блокбастер «Капитан Марвел 2» (2023) и ремейк хоррора «Кэндимен» (2020). Созданием саундтрека займётся Хильдур Гуднадоуттир.
Долгожданный сиквел зомби-хоррора, целиком и полностью снятый на iPhone 15 Pro Max, сулит эпизодическое возвращение героя Киллиана Мёрфи Джима из оригинального хоррора. Сразу после премьеры первого трейлера «28 лет спустя» все заговорили о том, что звезда «Острых козырьков» (2013) и «Оппенгеймера» (2023) появится на экране в образе зомби. Однако позже выяснилось, что чудовищно истощённый человек, замеченный в кадре, — это не Киллиан Мёрфи, а арт-дилер и модель Ангус Нилл. Что касается остального каста, то среди новичков зомби-франшизы ожидаются Аарон Тейлор-Джонсон («Носферату»), Джоди Комер («Убивая Еву»), Рэйф Файнс («Конклав»), а также Джек О'Коннелл («Несломленный») и Эллин Келлиман («Легенда о Зелёном рыцаре»).
Почему производство сиквела так затянулось?
От творческого тандема Бойла и Гарленда фанаты «28 дней спустя» с трепетом ждут соответствия канону с учётом того, что режиссёр вынашивал идею продолжения почти 20 лет. На создание сиквела кинематографистов вдохновил оглушительный успех постапокалиптического боевика «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015), который возродил культовую франшизу и привёл к разработке приквела — «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» (2024). Собственно, примерно на такой же результат рассчитывают Дэнни Бойл и Алекс Гарленд, вложившие в «28 лет спустя» $65 млн, в то время как бюджет предыдущих частей франшизы составлял $8 и $15 млн соответственно. Ответ на вопрос, почему же фильм не могли так долго снять, очень простой: его настиг производственный ад.
Алекс Гарленд оправдывал затяжную разработку сиквела отсутствием мотивации и творческим кризисом, из-за которых он никак не мог довести сценарий до ума.
«Отчасти это было связано с течением времени. Это звучит глупо, но меня как будто заперли наедине с этим [фильмом]. Изначально я написал “28 дней спустя” почти как прикол. А потом ты как бы застреваешь во всём этом. Ты должен жить с этой штукой. И “28 месяцев спустя” казалось бы странным названием, учитывая прошедшее количество времени. Фильм под заголовком “28 недель спустя” уже был снят, поэтому наши последние временные рамки были такие –– 28 лет. И прошло достаточно времени, чтобы оправдать это название», — добавил сценарист.
Только в 2023 году Гарленда, который каждые пять лет обсуждал идею сиквела с Бойлом, посетила муза, и он набросал черновик сценария, который показал другу-режиссёру, а также продюсерам Эндрю Макдональду и Питеру Райсу. Они ознакомились с замыслом Алекса и ответили: «Да, хорошо, давайте сделаем это».
Что показали в трейлере и о чём будет фильм
Судя по трейлеру, действие «28 лет спустя», как и двух предыдущих частей франшизы, происходит в Великобритании, но теперь сюжет вращается вокруг небольшого сообщества людей, проживающих на острове Линдисфарн, также известном как Святой остров, — он соединён с материком гигантской дамбой. В течение нескольких десятилетий (после событий «28 дней спустя» прошло тридцать лет) группа выживших во время пандемии называла уединённый остров своим домом.
Что всё это время происходило в мире, непонятно, но, кажется, вирус оказался неискореним, и после карантинов общество окончательно разделилось на две категории: инфицированные и здоровые.
Вторые пытаются обустроить быт в изолированных и охраняемых военными локациях. Выжившие метко стреляют из лука, пасут рогатый скот и придерживаются традиционных ролей в обществе (охотник, собиратель и так далее), которые позволяют им объединять усилия в мире, находящемся на грани. Ключевой момент в трейлере касается героя Аарона Тейлора-Джонсона: он сопровождает мальчика, который ищет в опасных землях врача для умирающей матери. Доктор, по словам Рэйфа Файнса, может показаться странным, но он точно находится на светлой стороне силы. На своём пути герои сталкиваются с представителями религиозных сект и членами преступных группировок.
Трейлер «28 лет спустя» насыщен религиозными образами, которые, как предполагают фанаты оригинального фильма, могут стать ключевыми мотивами всей трилогии. В одной из сцен ребёнка величают в церковной обстановке, что, возможно, намекает на восприятие сектантами детей с не инфицированной, «чистой» кровью как избранных и даже святых.
Интересен момент с появлением башни из костей, которая одновременно может быть и святыней, и своеобразным кладбищем. Вероятно, это и есть тот самый Костяной храм из названия второй части трилогии. Также значительная часть трейлера отведена сценам, где вооружённые силы, по-видимому, пытаются дать отпор высоко развитым версиям инфицированных.
Любопытно, что видео сопровождает аудиозапись стихотворения Редьярда Киплинга Boots («Сапоги»), которое может намекать на незаражённых людей, продолжающих ожесточённую борьбу за выживание, несмотря на то что конца и края эпидемии не видно. Поскольку монотонные строки стихотворения («Сотни ног, обутых в бутсы, топают по Африке; От войны никуда не уйдёшь»), использовались во время военной подготовки американских солдат, то в контексте «28 лет спустя» оно может намекать на хроническую измотанность выживших, навсегда застрявших в бесконечной мясорубке.
Как «28 дней спустя» изменили зомби-хоррор
Сегодня фильм Дэнни Бойла считается современной классикой жанра ужасов. «28 дней спустя» хвалят за свежий подход к изображению нежити, правдоподобно параноидальную атмосферу и сложные моральные вопросы, которыми задаётся фильм. Новаторский хоррор, вышедший в 2002 году, впервые представил миру концепцию быстрых зомби. В отличие от медленных и неуклюжих монстров из классических ужасов вроде «Белого зомби» (1932) и «Ночи живых мертвецов» (1968) Джорджа Ромеро, носители вируса «Ярость» из «28 дней» были агрессивными и безжалостными. В фильме Дэнни Бойла «зомби» всегда нападали внезапно и убивали с особой жестокостью, что только усиливало общее напряжение хоррора. Однако создатели «28 дней» не только наделили нежить бешеной скоростью (эту идею с радостью позаимствует «Поезд в Пусан»), но и требовали сочувствия к инфицированным.
Современные фильмы о зомби часто критикуют за то, что они изображают нежить бессмысленной и бесчувственной ордой, которую необходимо истреблять. Заражённые в «28 дней спустя» — это не традиционные ходячие мертвецы, а живые люди, которые превращаются в агрессивных, наполненных яростью существ. Причём Дэнни Бойл и Алекс Гарленд постоянно подчёркивают, что подцепить вирус может любой человек, даже самый близкий, а значит, муки морального выбора неизбежны.
Беспросветную и обречённую обстановку фильма обостряет грубая репортажная съёмка. Необработанная псевдодокументальная хроника позволила зрителям почувствовать себя частью хаоса, в котором оказался главный герой. Дрожащая и динамичная камера в сочетании с неаккуратным монтажом усиливала пугающее ощущение полной неопределённости и придавала реализм происходящему на экране. Благодаря выдержанному на протяжении двух часов эффекту присутствия зрители неизбежно подключались к борьбе персонажей за выживание. Зомби-хоррор «28 дней спустя» всё ещё остаётся эталонным образцом постапокалиптического кино, поэтому очень хочется, чтобы его сиквел не ударил в грязь лицом.