Молчи — за живого сойдёшь: почему фильм «Тихое место 2» не миновало проклятие сиквелов 

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

В прокат выходит «Тихое место 2», продолжение нашумевшего хоррора Джона Красински о вторжении инопланетян со сверхчувствительным слухом, которые заставили всю планету общаться шёпотом. Первый фильм окупился аж в 20 раз, поэтому вопрос о выпуске сиквела сразу стал риторическим. В новой части режиссёр расширил масштабы истории, но, кажется, растерял обаяние оригинала. Влад Шуравин рассказывает, как «Тихое место» превратилось в хоррор-блокбастер и почему феномен этой франшизы, по мнению кинокритика, переоценён.

Первое «Тихое место» завершалось, в общем-то, самым демократичным образом — открытым финалом, в котором героиня Эмили Блант из дробовика разносила голову инопланетной твари, тем самым впервые дав отпор космическим неприятелям. Средство борьбы найдено (слуховой аппарат, настроенный на определённую частоту и присоединённый к какому-нибудь звуковому прибору, от радиоприёмника до музыкального усилителя), обидчики получили по заслугам, а значит, человечество может воспрянуть и дать бой. Ограничься «Тихое место» одной частью, эта развязка смотрелась бы, возможно, даже эффектнее: зрителю остаётся только гадать, как семейство Эбботов поступит с новым оружием и сможет ли изобретение изменить незавидное положение людей на оккупированной Земле.

Но, как известно, все псы попадают в рай, а успешные хорроры — на конвейер. Причём, учитывая феноменальные сборы второй части (даже в пандемийный период «Тихое место 2» по всем прогнозам умудрится обогнать оригинал), двумя заходами в одну и ту же реку дело не обойдётся. Сиквел начинается тем же, чем заканчивался предыдущий эпизод: Эвелин Эббот в подвале методично сносит голову одному монстру за другим. Правда, экшен-сцене суждено прерваться размашистым (тоже экшен-) флэшбеком. Зритель отправляется в первый день катастрофы, когда главные герои вместе с другими горожанами следят за бейсбольным матчем и с неба неожиданно падает космический корабль.


После этих событий на улицах, как говорится в меме, творится сущий ад: люди, ещё не осознавшие, как пришельцы вычисляют жертв, вопят, звонят близким и закономерно умирают; другие, более приспособленные к выживанию (герой Красински со своей семьёй, оказавшиеся в разных точках города), пытаются бесшумно перебегать из одного здания в другое, чтобы воссоединиться и удрать домой. Эта открывающая сцена — пожалуй, самая удачная в фильме. Машины взлетают в воздух, люди копошатся, словно муравьи, а злобные космические твари на бегу проламывают стены, пытаясь поймать кого-то из Эбботов. О судьбе героев доподлинно известно, но всё-таки постоянно ловишь себя на мысли: а вдруг умрут? Здесь, в общем-то, и кроется настоящий саспенс жанра: Красински только пять минут назад откатил время вспять, однако расслабиться не удаётся — уж слишком напряжённый эпизод разворачивается на экране, чтобы внушить себе, что персонажи (даже погибшие) в безопасности.

Но дальше нас ожидает безрадостное «сейчас». Ли мёртв, равно как и его младший сын, а дом Эбботов разрушен до основания. И даже если бы не был разрушен, оставаться тут небезопасно — придётся отправиться в путешествие к источнику костра, увиденного где-то в нескольких километрах от фермы. Там, на заброшенном заводе, как выяснится, живёт старый друг семьи — бородатый и (не)много сумасшедший Эммет (Киллиан Мёрфи). Он нелюдим, похоронил жену и детей (по крайне мере метафорически — скелеты у него не в шкафу и даже не в голове, а в соседней комнате), ни во что не верит и ничего не ждёт. На просьбы приютить бездомных Эбботов он отвечает уклончиво и в качестве исключения позволяет им остаться в своём убежище на пару дней. Хотя у глухонемой и самовольной Риган есть план: узнав, что с какого-то острова транслируется радиосигнал, она отправляется на поиски выживших. Понятное дело, одна — нужен же хоррору инфантильный подросток, который будет двигать конфликт (уже вторую часть) своими импульсивными поступками.



В погоню за ней бросается Эммет, а Эвелин с двумя сыновьями остаётся в убежище. Вторая после пролога лучшая находка Красински — параллельный монтаж двух сюжетных линий. Режиссёр не слишком изящно, но всё же зрелищно рифмует судьбы героев через детали и события (через пожар, возникающий в двух разных сценах, например). Это кино прежде всего о форме, о материи жанра, наконец, если уж совсем не нравятся методы Красински, о так называемом стилистическом упражнении. А когда это упражнение выходит за рамки камерной истории, получается, мягко говоря, неубедительно.

Первое «Тихое место» пусть и не было важным ужастиком (за три года до его выхода фильм «Не дыши» с помощью тех же приёмов не только умело пугал зрителя, но и умудрялся создать какую-никакую хоррор-хореографию в стенах ветхого дома слепого ветерана с тонким слухом, где каждое движение превращалось в танец на выживание), но очень грамотно распоряжалось своим инструментарием: от работы со звуком до плавных движений камеры. Красински снял незамысловатое, хотя и технически идеальное кино. Пространство фермы, на которой жили персонажи, нужно было не только для жанрового аттракциона, но ещё и для того, чтобы показать, как детали обычной жизни могут быть опасны во время апокалипсиса, в оригинальном «Тихом месте» обыденные элементы интерьера (игрушки, посуда) превращались в настоящую угрозу.

Второе «Тихое место» эти вопросы уже не интересуют. Из замкнутой локации здесь — разве что бункер Эммета, да и тот уже никак не резонирует с образом апокалиптического «дома». Рефлексию Красински то ли оставил на потом, на третью часть, то ли, что вероятнее, всю поместил в первую. Теперь это не камерная история о том, как изменчивый мир диктует правила, а эталонный хоррор-блокбастер. Старые приёмы вроде бы остались, но всё здесь громче, размашистее, утомительнее. Если нападение монстров, то уже с погонями на машинах и перестрелками. Если драма, то с диалогами, сплошь состоящими из всех клише жанра. «Тихое место 2» вообще до жути «болтливо»: раньше Эбботам приходилось общаться на языке жестов, а иногда, если повезёт, говорить шёпотом, а сейчас перебрасываются репликами все — причём без устали, без чувства меры и без страха. В такие моменты, честно говоря, даже хочется, чтобы безостановочный поток болтовни прервали инопланетяне, — вот только у них, кажется, притупился слух.


Читайте также
Тролль в шкафу: премьера фильма «Туве» Зайды Бергрот про создательницу муми-троллей Туве Янссон
В российском прокате картина «Туве» — байопик о писательнице и художнице Туве Янссон, подарившей миру муми-троллей. Ксения Ильи...
Ужас «родового гнезда» и мифология: якутский хоррор «Иччи» Костаса Марсаана
В прокат выходит фильм «Иччи» якутского режиссера Костаса Марсаана. Картина начинается как типичная российская драма, но превращается в локальный артовый хорр...
Сериал «Пищеблок»: пионеры-вампиры и кровавый Октябрь впереди 
19 мая, в день рождения пионерской организации, на Кинопоиск HD начался показ сериала «Пищеблок» про пионеров-вампиров. О ...
Покидая Лас-Вегас: «Армия мертвецов» Снайдера — зомби, тигр, феминизм
Снайдер Снайдеру рознь. После 4-часовой протяжной, пафосной и эпичной «Лиги справедливости» режиссёр выпускает абсолютно «попкорновый» боевик. «Армия мертвецо...
Картина «Женщина в окне» Джо Райта: Хичкок, Карл!
На Netflix вышел долгожданный фильм Джо Райта «Женщина в окне» с Эми Адамс, Гэри Олдманом и Джулианной Мур. Фильм не так плох, как ег...
На последнем дыхании: «камерный» триллер «Кислород» на Netflix
На платформе Netflix состоялась премьера картины «Кислород» Александра Ажа, режиссёра, которого зритель знает по фильмам «Рога» с Дэниэлом Рэдк...
Также рекомендуем
17 августа 1990 года, когда картина Дэвида Линча «Дикие сердцем» уже получила «Золотую пальмовую ветвь», Роджер Эберт вы...
В российский прокат выходит драма взросления «Наш отец» Клаудио Ноче. 1970-е, Италия, улицы охвачены жестоким...
10 июля 2005 года состоялась мировая премьера одного из самых успешных фильмов Тима Бёртона — «Чарли и&nb...
16 июня 1960 года состоялась очередная премьера мастера жанра. Альфред Хичкок явил зрителю «Психо». История создани...
17 августа 1990 года, когда картина Дэвида Линча «Дикие сердцем» уже получила «Золотую пальмовую ветвь», Роджер Эберт вы...
В российский прокат выходит драма взросления «Наш отец» Клаудио Ноче. 1970-е, Италия, улицы охвачены жестоким...
10 июля 2005 года состоялась мировая премьера одного из самых успешных фильмов Тима Бёртона — «Чарли и&nb...
16 июня 1960 года состоялась очередная премьера мастера жанра. Альфред Хичкок явил зрителю «Психо». История создани...

Последние новости

«Последний ронин» с Юрием Колокольниковым выйдет 19 декабря
Полнометражный дебют клипмейкера Макса Шишкина.
Завершились съёмки четвёртых «Плохих парней»
Которые доберутся до кинотеатров 7 июня.
00:00