Молчи — за живого сойдёшь: почему фильм «Тихое место 2» не миновало проклятие сиквелов 

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

В прокат выходит «Тихое место 2», продолжение нашумевшего хоррора Джона Красински о вторжении инопланетян со сверхчувствительным слухом, которые заставили всю планету общаться шёпотом. Первый фильм окупился аж в 20 раз, поэтому вопрос о выпуске сиквела сразу стал риторическим. В новой части режиссёр расширил масштабы истории, но, кажется, растерял обаяние оригинала. Влад Шуравин рассказывает, как «Тихое место» превратилось в хоррор-блокбастер и почему феномен этой франшизы, по мнению кинокритика, переоценён.

Первое «Тихое место» завершалось, в общем-то, самым демократичным образом — открытым финалом, в котором героиня Эмили Блант из дробовика разносила голову инопланетной твари, тем самым впервые дав отпор космическим неприятелям. Средство борьбы найдено (слуховой аппарат, настроенный на определённую частоту и присоединённый к какому-нибудь звуковому прибору, от радиоприёмника до музыкального усилителя), обидчики получили по заслугам, а значит, человечество может воспрянуть и дать бой. Ограничься «Тихое место» одной частью, эта развязка смотрелась бы, возможно, даже эффектнее: зрителю остаётся только гадать, как семейство Эбботов поступит с новым оружием и сможет ли изобретение изменить незавидное положение людей на оккупированной Земле.

Но, как известно, все псы попадают в рай, а успешные хорроры — на конвейер. Причём, учитывая феноменальные сборы второй части (даже в пандемийный период «Тихое место 2» по всем прогнозам умудрится обогнать оригинал), двумя заходами в одну и ту же реку дело не обойдётся. Сиквел начинается тем же, чем заканчивался предыдущий эпизод: Эвелин Эббот в подвале методично сносит голову одному монстру за другим. Правда, экшен-сцене суждено прерваться размашистым (тоже экшен-) флэшбеком. Зритель отправляется в первый день катастрофы, когда главные герои вместе с другими горожанами следят за бейсбольным матчем и с неба неожиданно падает космический корабль.


После этих событий на улицах, как говорится в меме, творится сущий ад: люди, ещё не осознавшие, как пришельцы вычисляют жертв, вопят, звонят близким и закономерно умирают; другие, более приспособленные к выживанию (герой Красински со своей семьёй, оказавшиеся в разных точках города), пытаются бесшумно перебегать из одного здания в другое, чтобы воссоединиться и удрать домой. Эта открывающая сцена — пожалуй, самая удачная в фильме. Машины взлетают в воздух, люди копошатся, словно муравьи, а злобные космические твари на бегу проламывают стены, пытаясь поймать кого-то из Эбботов. О судьбе героев доподлинно известно, но всё-таки постоянно ловишь себя на мысли: а вдруг умрут? Здесь, в общем-то, и кроется настоящий саспенс жанра: Красински только пять минут назад откатил время вспять, однако расслабиться не удаётся — уж слишком напряжённый эпизод разворачивается на экране, чтобы внушить себе, что персонажи (даже погибшие) в безопасности.

Но дальше нас ожидает безрадостное «сейчас». Ли мёртв, равно как и его младший сын, а дом Эбботов разрушен до основания. И даже если бы не был разрушен, оставаться тут небезопасно — придётся отправиться в путешествие к источнику костра, увиденного где-то в нескольких километрах от фермы. Там, на заброшенном заводе, как выяснится, живёт старый друг семьи — бородатый и (не)много сумасшедший Эммет (Киллиан Мёрфи). Он нелюдим, похоронил жену и детей (по крайне мере метафорически — скелеты у него не в шкафу и даже не в голове, а в соседней комнате), ни во что не верит и ничего не ждёт. На просьбы приютить бездомных Эбботов он отвечает уклончиво и в качестве исключения позволяет им остаться в своём убежище на пару дней. Хотя у глухонемой и самовольной Риган есть план: узнав, что с какого-то острова транслируется радиосигнал, она отправляется на поиски выживших. Понятное дело, одна — нужен же хоррору инфантильный подросток, который будет двигать конфликт (уже вторую часть) своими импульсивными поступками.



В погоню за ней бросается Эммет, а Эвелин с двумя сыновьями остаётся в убежище. Вторая после пролога лучшая находка Красински — параллельный монтаж двух сюжетных линий. Режиссёр не слишком изящно, но всё же зрелищно рифмует судьбы героев через детали и события (через пожар, возникающий в двух разных сценах, например). Это кино прежде всего о форме, о материи жанра, наконец, если уж совсем не нравятся методы Красински, о так называемом стилистическом упражнении. А когда это упражнение выходит за рамки камерной истории, получается, мягко говоря, неубедительно.

Первое «Тихое место» пусть и не было важным ужастиком (за три года до его выхода фильм «Не дыши» с помощью тех же приёмов не только умело пугал зрителя, но и умудрялся создать какую-никакую хоррор-хореографию в стенах ветхого дома слепого ветерана с тонким слухом, где каждое движение превращалось в танец на выживание), но очень грамотно распоряжалось своим инструментарием: от работы со звуком до плавных движений камеры. Красински снял незамысловатое, хотя и технически идеальное кино. Пространство фермы, на которой жили персонажи, нужно было не только для жанрового аттракциона, но ещё и для того, чтобы показать, как детали обычной жизни могут быть опасны во время апокалипсиса, в оригинальном «Тихом месте» обыденные элементы интерьера (игрушки, посуда) превращались в настоящую угрозу.

Второе «Тихое место» эти вопросы уже не интересуют. Из замкнутой локации здесь — разве что бункер Эммета, да и тот уже никак не резонирует с образом апокалиптического «дома». Рефлексию Красински то ли оставил на потом, на третью часть, то ли, что вероятнее, всю поместил в первую. Теперь это не камерная история о том, как изменчивый мир диктует правила, а эталонный хоррор-блокбастер. Старые приёмы вроде бы остались, но всё здесь громче, размашистее, утомительнее. Если нападение монстров, то уже с погонями на машинах и перестрелками. Если драма, то с диалогами, сплошь состоящими из всех клише жанра. «Тихое место 2» вообще до жути «болтливо»: раньше Эбботам приходилось общаться на языке жестов, а иногда, если повезёт, говорить шёпотом, а сейчас перебрасываются репликами все — причём без устали, без чувства меры и без страха. В такие моменты, честно говоря, даже хочется, чтобы безостановочный поток болтовни прервали инопланетяне, — вот только у них, кажется, притупился слух.


Читайте также
Тролль в шкафу: премьера фильма «Туве» Зайды Бергрот про создательницу муми-троллей Туве Янссон
В российском прокате картина «Туве» — байопик о писательнице и художнице Туве Янссон, подарившей миру муми-троллей. Ксения Ильи...
Ужас «родового гнезда» и мифология: якутский хоррор «Иччи» Костаса Марсаана
В прокат выходит фильм «Иччи» якутского режиссера Костаса Марсаана. Картина начинается как типичная российская драма, но превращается в локальный артовый хорр...
Сериал «Пищеблок»: пионеры-вампиры и кровавый Октябрь впереди 
19 мая, в день рождения пионерской организации, на Кинопоиск HD начался показ сериала «Пищеблок» про пионеров-вампиров. О ...
Покидая Лас-Вегас: «Армия мертвецов» Снайдера — зомби, тигр, феминизм
Снайдер Снайдеру рознь. После 4-часовой протяжной, пафосной и эпичной «Лиги справедливости» режиссёр выпускает абсолютно «попкорновый» боевик. «Армия мертвецо...
Картина «Женщина в окне» Джо Райта: Хичкок, Карл!
На Netflix вышел долгожданный фильм Джо Райта «Женщина в окне» с Эми Адамс, Гэри Олдманом и Джулианной Мур. Фильм не так плох, как ег...
На последнем дыхании: «камерный» триллер «Кислород» на Netflix
На платформе Netflix состоялась премьера картины «Кислород» Александра Ажа, режиссёра, которого зритель знает по фильмам «Рога» с Дэниэлом Рэдк...
Также рекомендуем
Про экзистенциальные контрапункты, «Постороннего» Камю и эфемерность жизни
Ксения Реутова рассказывает о том, как скромное кино смогло достучаться и до детских, и до взрослых сердец.
С 20 февраля в российском прокате «Калашников». Байопик о легендарном конструкторе, создателе самого известного в мире а...
В российский прокат выходит фильм открытия Венецианского кинофестиваля — «Правда» Хирокадзу Корээды с сау...
Про экзистенциальные контрапункты, «Постороннего» Камю и эфемерность жизни
Ксения Реутова рассказывает о том, как скромное кино смогло достучаться и до детских, и до взрослых сердец.
С 20 февраля в российском прокате «Калашников». Байопик о легендарном конструкторе, создателе самого известного в мире а...
В российский прокат выходит фильм открытия Венецианского кинофестиваля — «Правда» Хирокадзу Корээды с сау...

Последние новости

Объявлена дата выхода сиквела комедии «Чумовая пятница»
Фильм доберётся до больших экранов 8 августа 2025 года.
«Маяк-2024»: братская беда и счастливый случай
Все основные события двух заключительных дней фестиваля в Геленджике.
00:00