Верхняя одежда угрюмых детективов, роковых женщин, гангстеров — Дина Ключарёва продолжает разбор кинематографического гардероба. В этот раз узнаем историю тренчкота в кино: кто его носит, зачем и в каких фильмах.
Классический тренчкот — строгий плащ песочного оттенка — уже больше сотни лет наравне с джинсами и белой рубашкой держит статус универсальной и вневременной вещи, которую могут носить и мужчины, и женщины. История тренчкота начинается в середине XIX века — тогда этот практичный двубортный плащ с поясом длиной примерно до колена был атрибутом офицеров британской армии. Само слово «тренчкот» буквально можно перевести как «верхняя одежда, которую носят в траншеях». На момент Первой мировой войны офицерский состав британской армии состоял преимущественно из представителей высших социальных классов, которые обладали достатком и особой привилегией: их не обязывали носить униформу, сшитую по единым лекалам, и они имели право заказывать себе форменные элементы у собственных портных.
В 1879 году портной по имени Томас Берберри, основатель одноимённой компании, а позже модного дома, изобрёл ткань под названием «габардин» — лёгкую и плотную материю из волокон хлопка с водоотталкивающей пропиткой. Плащи от Burberry и их прямого конкурента, компании Aquascutum, пользовались большой популярностью среди военных — они не только славились износостойкостью и способностью защитить от непогоды, но и служили символом особого, высокого офицерского статуса и аристократического происхождения.
После окончания Первой мировой статус тренчкота слегка изменился. Этот предмет военного гардероба приобрёл романтический флёр: его носили мужчины, вернувшиеся с войны, — многое повидавшие, слегка угрюмые и отстранённые герои. Отражение этого образа сохранилось во многих фильмах Золотого века Голливуда: костюмеры неизменно одевали в тренчкоты суровых детективов, гангстеров, роковых женщин и прочих персонажей из драм и фильмов в жанре нуар — словом, одиноких волков (или волчиц), которые полагаются только на себя.
Хамфри Богарт не раз появлялся в кадре в тренчкоте. К примеру, одетый именно в тренчкот, его гордый и влиятельный Рик Блейн прощается с любимой в исполнении Ингрид Бергман в фильме 1941 года «Касабланка».
В фильме «Ключ» 1958 года Софи Лорен играет невезучую женщину по имени Стелла, чьи возлюбленные один за другим гибнут на Второй мировой войне. Несмотря на злой рок, Стелла отказывается идти на компромиссы — прощать мужчинам предательства — и в финале сама устраивает собственную судьбу, а плащ-тренчкот подчёркивает её волевой и непокорный характер.
Плащ Холли Голайтли из фильма «Завтрак у Тиффани» (1961), пожалуй, первым всплывает в памяти, когда речь заходит об образах с тренчкотами в кино. Светлый плащ появляется в кадре в самый драматичный момент картины, когда ветреная и эксцентричная героиня Одри Хепберн наконец понимает, что любит своего соседа Пола, и решает остаться в Нью-Йорке. Она бросается на поиски своего безымянного кота, которого выпустила на волю несколькими минутами ранее, и лента романтично заканчивается поцелуями Пола и Холли под проливным дождём.
Французский мюзикл «Шербурские зонтики» 1964 года подарил миру одну из самых трогательных в истории кино сцен прощания и ещё один запоминающийся женский образ в тренчкоте. Именно в таком плаще юная героиня Катрин Денёв по имени Женевьева провожает своего возлюбленного Ги на войну в Алжир, ещё не подозревая, что жизнь её вот-вот перевернётся с ног на голову.
Популярность тренчкотов в 1960-е обыгрывается в фильме 1967 года «Самурай». Ален Делон играет наёмного убийцу по имени Жан Костелло, который скрывается от полиции. Он оказывается одним из множества мужчин, подходящих под описание преступника: одет в шляпу и светлый плащ, — и в итоге ускользает от преследования.
В драме 1973 года Сидни Поллака «Какими мы были» в классическом тренчкоте появляется герой Роберта Редфорда. В финале картины он встречает на улице свою бывшую возлюбленную (её играет Барбра Стрейзанд). Она так же, как и в юности, увлечена политическим активизмом, а вот он сильно изменился: из бывшего моряка, увлечённого алкоголем, превратился в уважаемого сценариста, и его внешний вид — светлый дорогой плащ, деловой костюм — просто кричит об этом.
В фильме «Крамер против Крамера» (1979) вариации на тему тренчкота носят оба главных героя — Тед и Джоанна Крамер, которые после развода мучительно делят опеку над маленьким сыном. Тед, герой Дастина Хоффмана, носит классический бежевый плащ, который в итоге остаётся последним напоминанием о его некогда престижной работе в рекламном агентстве. Джоанна ближе к финалу появляется в песочном пальто схожего с тренчкотом фасона, однако с более плавными линиями кроя, и этот мягкий образ подчёркивает её капитуляцию — в этот момент она уступает преимущественную опеку над сыном его отцу.
В «Бегущем по лезвию» 1982 года футуристичную версию тренчкота носит Рик Декард в исполнении Харрисона Форда — знаменитый своими неконвенциональными методами работы полицейский, который разыскивает опасных андроидов-репликантов. Плащ, в котором Форд ходил на съёмках, позже был продан с аукциона за 15 000 долларов.
Ещё в одном тренчкоте Мэрил Стрип блистает в кадре фильма «Дьявол носит Prada» (2006). Впрочем, здесь её плащ символизирует своего рода «белое пальто» — её героиня, Миранда Пристли, в качестве судьи хорошего вкуса приходит в тренчкоте цвета слоновой кости на предварительный просмотр коллекции к молодому дизайнеру, которому выносит неутешительный вердикт — «вторично».
В драме Вуди Аллена «Жасмин» (2013) тренчкот выполняет защитную функцию для неудачливой главной героини (её играет Кейт Бланшетт) — правда, скорее в переносном смысле. Закутавшись в свой любимый плащ и фактически отгородившись им от неприятных ей людей, она стоически сносит сначала провальное свидание в баре, а чуть позже — компанию своих юных и излишне болтливых племянников. Её судьбе не позавидуешь: муж-изменник повесился в тюрьме, а перспективу нового удачного брака вдребезги разбивает озлобленный родственник.