Подводим итоги: какими были главные сериалы 2024 года

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

КИНОТВ

Анализируем уходящий год и всё, что он сумел нам предложить. На основе опроса кинокритиков и кинопрокатчиков мы собрали и проранжировали лучшие сериалы, выходившие в 2024 году в России и за рубежом. Рассказываем о нашей десятке — в порядке от последнего к первому.

10. «Все совпадения неслучайны»

«Все совпадения неслучайны», Apple TV+

Олег Ковалёв
Автор КИНОТВ и тг-канала Director's Card

Несмотря на воссоединение оскароносного тандема Альфонсо Куарона и Эммануэля Любецки (к которому ловко пристроился оператор «Амели» Брюно Дельбоннель), киноманское сообщество приняло «Дисклеймер» сквозь зубы. Пока одни не могли отвести блестящих глаз от мраморно-золотой картинки, полной солнца и длиннющих планов, другие плевались от неожиданно мыльного содержания, видя за ним лишь выстраданные эмоции и предсказуемые твисты.

Преследуя цель перевести диалог о культуре отмены из публичного пространства в личное, Куарон (прибегнув к закадровому голосу) заговорил со зрителем на «ты». Заговорил не столько о разрушении репутации, сколько о тех животных началах, что вынуждают людей отворачиваться от самых близких — либо же, наоборот, в упор не видеть их недостатков. Возможно, в эру ядовитого постмодернизма наивно рассказывать о хрупких человеческих чувствах столь откровенным языком. Однако Куарон и его операторы сумели разукрасить этот язык множеством визуальных диалектов, обогатив образ каждого главного героя.


9. «День Шакала»

«День Шакала», Peacock

Лена Зархина
Кинокритик, автор тг-канала Age Of Cinema

«День Шакала» — крутейший пример того, как проект может вырасти из наследия самых разных жанров и форм, обзаведясь собственной айдентикой. Сюжет строится на противостоянии главного героя — невероятное перевоплощение Эдди Редмэйна, сочетающего в себе обманчивую хрупкость и оскал психопата, — и сотрудницы спецслужб, являющейся одновременно его точной копией и противоположностью. Так возникает дуэль двух сильных умов, крепких мускулов и звериного упрямства.

Сериал, взяв лучшее из одноимённого романа Фредерика Форсайта (человека, прослужившего в MI6 целых 20 лет), идёт своей непредсказуемой дорогой. Шпионский боевик, сперва напоминающий бондиану, оборачивается человеческой трагедией о том, как насилие множит насилие, а зло необратимо, потому что живёт внутри нас. Драма о противостоянии двух стихий, добра и зла, условно воплощённых в героях Линч и Редмэйна, так раскаляет сюжет, что зритель ранится о возникший диссонанс: Шакал — злодей, к которому почти невозможно не проникнуться, и это довольно опасная проверка на зрительскую эмпатию, приглашающую выйти из привычной зоны комфорта.


8. «Дети перемен»

«Дети перемен», Start/Wink

Вася Говердовский
Кинокритик, редактор Afisha.ru, автор тг-канала «КиноГовер»

С режиссёрским дуэтом Любови Львовой и Сергея Тарамаева зрители лучше знакомы по финчеркору «Фишер». Однако тот сериал был написан другими людьми, в то время как «Дети перемен» — стопроцентная авторская работа Львовой — Тарамаева, убедительно предъявляющих свою самую сильную черту: создать под видом кинематографического произведения свой особенный, иммерсивный мир. «Детей перемен» не смотришь — в них погружаешься.

Сериал вышел в слегка неудачное время: почти одновременно с «Лихими», на фоне ощутимой усталости от темы девяностых в кино. Тут «Детей перемен» и выручает уникальная сновидческая оптика Львовой — Тарамаева. Как и их «Чёрная весна», сериал ощущается не то сном, не то лихорадочной галлюцинацией. И лоскутная, на первый взгляд, драматургия, пройдя сквозь авторскую призму, преображается в калейдоскоп ярких историй, разыгранных сборной России по актёрскому мастерству.


7. «Сёгун»

«Сёгун», FX/Hulu

Лена Фомина
Редактор РБК Life, автор тг-канала «Вудинормаллен»

Для зрителей, истосковавшихся по престольным играм, «Сёгун» стал настоящим подарком. Вместе с главным героем — английским штурманом Джоном Блэкторном — шоураннеры Джастин Маркс и Рэйчел Кондо ведут нас через нравы, культуру и политические интриги Японии рубежа XVI-XVII веков, раскрывая яркие характеры и полутона человеческих взаимоотношений. Примечательно, что «Сёгун», говорящий преимущественно на японском языке, не отпугнул западную аудиторию. Не нашлось и ярко выраженного ориентализма, которым Голливуд грешит регулярно и который присутствовал в экранизации 1980 года. На первом плане — не любопытствующий белый спаситель, исследующий диковинный край, а сложные политические и межличностные отношения представителей японской знати.

Мрачный цветокор и непривычный глазу сеттинг, детализирующий обычаи и особенности социального поведения, рисует Японию как новый Туманный Альбион. За счёт поэтичности и неторопливой ритмической пульсации «Сёгун» очаровывает с первых кадров — проводит через сдержанно поставленные трагические события и не отпускает до финала. Хочется надеяться, что грядущие второй и третий сезоны будут обладать тем же эффектом.


6. «Презумпция невиновности»

«Презумпция невиновности», Apple TV+

Максим Ершов
Кинокритик, редактор «Okkoлокино», автор тг-канала «Я видел свечение экрана»

Пожалуй, на современном американском телевидении нет автора, который работал бы лучше на стыке триллера и психологической драмы, чем шоураннер Дэвид Э. Келли («Большая маленькая ложь»). Может показаться, что «Презумпция невиновности» — триллер о поиске убийцы, но интрига кроется в другом: лежит ли вина на главном герое или его оклеветали. Современные сериалы грешат неторопливым развитием событий, в то время как в проекте Келли интрига только нарастает, а участники процесса до последнего окутаны ореолом тайны, умножая сомнения в своей непричастности.

«Презумпция невиновности» едва ли может похвастать радикальными художественными решениями или невероятным сеттингом. Сила сериала в другом: проект словно бы сделан в золотую эру телевидения, когда гремели «Безумцы» и «Во все тяжкие», но в актуальном на сегодняшний день формате мини-сериала. Интенсивность развития сюжета в ограниченном количестве серий — один из уже наметившихся трендов, только набирающих обороты.


5. Fallout

Fallout, кадр: Prime Video

Никита Демченко
Редактор российского направления медиа «Кинопоиска», автор тг-канала «Седьмое искусство»

Экранизировать видеоигру — рискованное предприятие. Особенно если речь идёт о серии RPG «Фоллаут», столь любимой геймерами. Но и за дело взялся не абы кто, а семейный дуэт продюсеров Джонатана Нолана и Лизы Джой, авторов «Мира Дикого Запада» и давних поклонников «Фоллаута». Получилась едва ли не идеальная адаптация: достаточно простая для новичков, далёких от интерактивных развлечений, и вместе с тем верная букве первоисточника. При этом создатели не эксплуатируют знакомый сюжет, а передают общий дух и атмосферу — ведут с авторами игры увлекательный диалог. Любимые хардкорными фанатами элементы (ретрофутуризм, нотки вестерна, красочное ультранасилие и чёрный юмор) соседствуют с оригинальной историей, позволяющей взглянуть на постапокалиптический мир с разных перспектив.

Вместе с наивной Люси, трусливым Максимусом и циничным Гулем зрители усваивают правила игры, узнают об основных фракциях и знакомятся с детально проработанными локациями, где в дальнейшем будет разворачиваться действие сериала. Благодаря нему, к слову, продажи игр выросли в тысячи раз, так что продолжение неизбежно — второй сезон уже в работе. Кажется, эстетика ядерного апокалипсиса с нами надолго. Впрочем, если она не выберется за рамки экранов, то мы и не против.


4. «Мистер и миссис Смит»

«Мистер и миссис Смит», Prime Video

Павел Пугачёв
Кинокритик, автор тг-канала «Я и Орсон Уэллс»

Редкий случай, когда «переосмысление с учётом текущих культурных реалий» оказалось чем-то действительно интересным и, главное, живым. И ещё более редкий пример того, что к объяснениям авторов иногда стоит прислушиваться: это ведь и правда не ремейк одноимённого фильма с Джоли и Питтом, а вдохновлённая идеей подзабытого телесериала конца 90-х новая песня о главном.

Двое прежде незнакомых друг с другом киллеров играют в супружескую пару и становятся парой взаправду. Но если раньше из этого сделали бы лёгкую комедию (коими были и оригинальный сериал, и тот фильм с Бранжелиной), то сегодня получилась глубокая штука о семье, моногамности, доверии и построении отношений в мире всеобщей вариативности, сервиса и сервисов, всё менее очевидной концепции брака. При этом он ещё и с юмором, стрельбой, шпионскими интригами, блистательным дуэтом Дональда Гловера («Атланта») и Майи Эрскин (великий сериал «4лен») и какой-то очень серьёзной выделкой.


3. «Трасса»

«Трасса», Okko

Лариса Малюкова
Кинообозреватель «Новой газеты», креативный продюсер Look Film, автор тг-канала «Кино с Ларисой Малюковой»

«Трасса» — крепкий психотриллер, замешанный на семейной драме. Авторы исследуют не только криминальные события, но и моральные и социальные конфликты, за время успевшие превратиться в нарывы. Однако вместо их немедленного вскрытия конфликты маскируют, прячут под плинтуса во многих домах и семьях, разрушая их изнутри. Драматургия Маловичко и режиссура Глигорова выводят на авансцену эти залежавшиеся семейные скелеты, диктующие свои правила выживания в забывшем о сочувствии мире.

«Трасса» — не только визуально изобретательное кино с неожиданными локациями и нетривиальными художественными решениями, но и откровенное высказывание об обыденности зла, битве с личными демонами — и нередко проигранной.


2. «Рипли»

«Рипли», Netflix

Таня Шорохова
Киножурналистка

Сколько экранизаций романа Патриции Хайсмит нужно этому миру? Пока не вышел сериал Netflix, казалось, что «Талантливый мистер Рипли» Энтони Мингеллы поставил точку в этом вопросе, а потому от проекта с Эндрю Скоттом многого не ждали. Отсутствие завышенных ожиданий сработало идеально: чёрно-белый и изысканный «Рипли» заворожил критиков и зрителей с первой серии. Италия без цвета, без яркого солнца и синего неба. Вместо них много-много барельефов, статуй, картин, великолепных зданий и старых ступеней. Слово «нуар» об этом сериале не написал только ленивый, и всё потому, что Зеллиан решил лишить «Рипли» красок. Фактуру различаешь в каждом кадре — спасибо оператору Роберту Элсвиту.

Сценарист Стивен Зеллиан ставит всем знакомую историю, показывая Томаса Рипли лузером, чью любовь заслуживают только деньги и красивый образ жизни. Дики Гринлиф, чью личность ворует Том, совсем не похож на Джуда Лоу из картины Мингеллы. Он не бонвиван, любящий джаз, — он эстет, любитель классики, а неумение рисовать придаёт ему своеобразное очарование. И когда Том наконец избавляется от Дики, мстить за него будут только лодка да друг Фредди — в конце концов останется только лодка.

Рипли Зеллиана — фартовый парень, и, глядя, как он забирается всё выше по социальной лестнице, понимаешь, что по сути своей этот человек не обладает никакими особыми приметами. Рипли — вода без вкуса и запаха, переливается из одной ситуации в другую, заполняет собой пространство и тихо сливается, почувствовав, как его ложь нагревается и грозит превратить его в пар.


1. «Оленёнок»

«Оленёнок», Netflix

Анастасия Сенченко
Кинокритик, редактор Okkолокино

Абсолютный must see этого года. «Оленёнок» начинался как мужская версия «Дряни» — исповедальный ситком о буднях неудачника, а закончился как психологический триллер какого-то запредельного мастерства, из тех, что отличаются редким человеколюбием и сразу попадают в историю. Отношения судимой сталкерши и комика-неудачника, если говорить начистоту, с самого начала — трагедия, искусно приправленная иронией. Комизм здесь держится исключительно на беззащитности и хрупкости, сродни тому, как клоун дубасит себя надувной кувалдой. А ещё на якобы лечащих свойствах времени — сколько раз в жизни вам говорили «когда-нибудь мы вспомним и посмеёмся над этим»? — так вот в случае с «Оленёнком» очевидно, что ни экранному, ни реальному Ричарду Гэдду всё ещё не до смеха.

Это шоу не только о том, как люди истязают себя и друг друга из-за нерешённых комплексов, не пережитых травм и прочих признаков психического нездоровья, но и о том, какие извращённые формы принимают эти межличностные пытки в цифровую эпоху, когда вторжение на личную территорию возможно в несколько кликов.

Читайте также
Время выживать: как «28 дней спустя» изменил зомби-хоррор и что известно о его продолжении
Что показали в трейлере — и ждать ли возвращения Киллиана Мёрфи.
Что в бокс-офисе: «Злая» и «Моана 2» держатся под натиском новичков
Рассказываем о мировом прокате за прошедший уикенд.
Не горячо, но холодно: каким получился фестиваль «Зимний» в 2024 году
Проблемы «Зимнего» в пяти фильмах.
Отомсти или умри: чего ждать от второго сезона «Игры в кальмара»
Удастся ли южнокорейскому хиту снова стать флагманом Netflix?
Вглубь версальских лабиринтов: три путеводных фильма французского кинематографа
Любите ли вы французское кино так, как его любит Антон Фомочкин?
Искусство питчинга: как прошло главное индустриальное событие года в Минкультуры
Что готовит нам киноиндустрия завтрашнего дня.
Также рекомендуем
Осенью с началом телесезона в эфир традиционно выходят лучшие сериальные новинки. Но в эт...
История первого англичанина в Японии, который ничего не изменил.
Осенью с началом телесезона в эфир традиционно выходят лучшие сериальные новинки. Но в эт...
История первого англичанина в Японии, который ничего не изменил.

Последние новости

Аниме «Твой Цвет» Наоко Ямада выйдет в кинотеатрах 13 февраля
Фильм духе культовых «K-On», «Форма Голоса» и «История любви Тамако».
Мюзикл «Злая: Сказка о ведьме Запада» выйдет в Сети 31 декабря
Один из популярнейших фильмов года и уверенный претендент на «Оскар».
00:00