Сериал «Презумпция невиновности» с Джейком Джилленхолом вышел на финишную прямую: Apple TV+ презентовал предпоследнюю, седьмую серию спорного процедурала, успевшего обрасти негативными оценками. Валерия Косенко рассказывает о стратегиях крупнейшей стриминговой платформы, а также разбирается в сильных и слабых сторонах проекта.
Извечно криминальный Чикаго шокирован громким судебным разбирательством. Убита местный прокурор Каролин Полхемус (Ренате Реинсве): её тело, садистки избитое, обнаружено в гостиной, связанное изощрённым образом. Главным и единственным подозреваемым оказывается заместитель окружного прокурора и любовник жертвы Расти Сабич (Джейк Джилленхол). Не один год пара скрывала отношения — и прежде всего от семьи Сабича. Когда-то жена Расти Барбара (Рут Негга) узнала об изменах мужа, и развод с трудом удалось предотвратить.
Расследование трагедии вновь вымывает на поверхность все самые неприятные стороны бурного романа, включая ложь, агрессию и сталкинг.
Оживлять на экране культовые проекты случается не только российскому кино, но и серьёзным мужчинам в костюмах из заокеанских медиахолдингов. Платформа Apple TV+, отмечающая в этом году пятилетний юбилей с момента основания, вполне себе освоилась на почве оригинальных проектов, выдав в последние годы хиты вроде «Утреннего шоу» и «Разделения», исследующих границы корпоративной этики, а также обаятельную спортивную комедию «Тед Лассо». С «Презумпцией невиновности» стриминг решил заморачиваться чуть меньше, пустившись в переосмысление культового одноимённого детектива из 90-х. Действительно ли современная адаптация следует по пятам забытого триллера Алана Пакулы, зритель определит уже по завершении проекта (есть большие подозрения, что концовку вряд ли оставят без интриги). Однако шоураннер сериала Дэвид Э. Келли («Большая маленькая ложь»), переметнувшийся с HBO, сдавать позиции одного из главных процедуральных поставщиков пока явно не планирует.
Фокусируясь на неспешном течении расследования, есть большая вероятность упустить вещи куда более значимые. Фанатов «Настоящего детектива» ждут приятные кивки в сторону образцового первого сезона: тут и убийство, внешне почти что ритуальное, и мощный уклон в психологизмы, а для кого-то и имя Расти, общее для героев Джилленхола и Макконахи, окажется приятным напоминанием. «Настоящий детектив» на то и легендарный, что умудряется ловко и точно балансировать между блестящей портретизацией и захватывающим следственным делом.
«Презумпция» звёзд с неба не хватает, но и пустых обещаний не даёт: больше, чем было заявлено в начале, зритель не увидит.
В эру праздности и раздутых амбиций такой практичный подход только располагает. Одно только название перетягивает внимание с расследования на укрупнённые внутренние конфликты, с поголовной готовности признать человека виновным — на важность защиты, фактов и конструктивного диалога.
Расти Сабич — не просто главный подозреваемый, стоящий на пороге пожизненного срока, но и ментально надломленный человек, переживший смерть близкого человека и чуть было не потерявший жену и детей. Отношения с Барбарой — вещь, с одной стороны, малопонятная, с другой — живая и незатёртая. Вопрос, почему женщина, неоднократно испытавшая всю боль предательства и обмана, продолжает поддерживать наломавшего дров супруга, неминуемо отдаёт оттенком лёгкого неправдоподобия. То же касается и отношений Расти с детьми, как-то слишком уж понимающе встретившими новость о том, что папа сломя голову преследовал чужую женщину.
Тем не менее конфликты и недомолвки между членами семьи одновременно с искренним доверием и поддержкой остаются самым интересным материалом для подробного всматривания, а планомерно прибавляющиеся подробности тёмного прошлого под навязчивый визуальный мотив устремлённого ввысь мегаполиса усугубляют нарастающее ощущение тревоги и безысходности.
Неоднозначность каждого, кто рано или поздно выходит из светотеневого покрова, — вероятно, и есть главный козырь. Сколько бы улик ни свалилось на голову Расти — запачканными останутся если не все, то многие.
Один из самых загадочных персонажей истории, преследующий героя в кошмарах, — убитая Каролин. Одни говорят о ней как о светлой доброй женщине — в начальных воспоминаниях она выглядит как анекдотично стереотипная «убитая жена детектива», другие, в частности Расти, выдают образ цепляющей манипулятивной особы. Ещё один спорный персонаж — прокурор Томми Молто, сыгранный талантливым актёром Питером Сарсгаардом (к тому же ещё и зятем Джилленхола). Раскрытие тайн этого честолюбивого и мстительного персонажа, который к тому же ещё и первоклассный специалист, авторы шоу явно отложили на конец проекта. Тщательная проработка полутонов в портретах главных действующих лиц однозначно сыграла на руку истории и прежде всего кульминационным эпизодам судебных слушаний, от которых с каждой серией оторваться всё сложнее.
«Презумпция невиновности», может, и не оригинальное шоу, но стройное и цепляющее, разыгранное отличным кастом и поставленное крепкими ремесленниками, не сдающее к середине, вопреки печальной общемировой тенденции, и ловко управляющееся с расставленными клиффхэнгерами. Размеренное всматривание в лица, всюду сопровождавшее первые серии, сменяется динамичным словесным пинг-понгом в зале суда. Разобрать, где порок, а где уже патология, предстоит каждому, но вердикт хорошо бы придержать до финального аккорда.