Подводим итоги: лучшие фильмы 2024 года

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

КИНОТВ

На основе опроса кинокритиков, режиссёров, продюсеров и кинопрокатчиков мы собрали и проранжировали лучшие релизы, выходившие в 2024 году в России и за рубежом. Рассказываем о нашей десятке — в порядке от последнего к первому.

10. «Улыбка 2»

«Улыбка 2», кадр: Barbara Nitke/AP

Евгений Ткачёв
Кинокритик, редактор Afisha.ru, автор тг-канала «Парни из читальни»

Не вижу ничего плохого в сиквелах, если они ставят перед собой задачу превзойти оригинал (как в восьмидесятые и девяностые), а не паразитировать на интеллектуальной собственности, чтобы подзаработать ещё немного денег (как сейчас). Скажем прямо, первая «Улыбка» была довольно посредственной, если не сказать ужасной (ха-ха), поэтому продолжению оказалось несложно оказаться лучше оригинала. Связано это с тем, что в первой части режиссёр Паркер Финн придумал концепт, а во второй — уже кино. И это кино, вне всяких сомнений, производит впечатление. Адский микс из «Отвращения» Романа Полански и «Вокс люкс» Брэйди Корбета — от «Улыбки» станет всем страшней, сегодня ночью будет не до сна.


9. «Эмилия Перес»

«Эмилия Перес», кадр: Netflix

Анастасия Круглякова
Кинопрокатная компания «Экспонента», автор тг-канала «В тёмном зале»

«Эмилия Перес» — экстравагантно-причудливое кино, ещё на этапе пересказа звучащее как нечто странное, если не дикое: известный наркобарон нанимает себе адвоката для тайной операции по смене пола, а спустя время возвращается уже в новой версии себя, полный энтузиазма покончить с ошибками прошлого. Однако испаноязычный мюзикл француза Жака Одиара — оригинальное, стильное и трогательное кино, которое невозможно вычеркнуть из памяти. «Эмилия Перес» — не только участливое высказывание на тему поиска себя, доказывающее право каждого на второй шанс, но и искусно поставленный мюзикл с яркими шоу-стопперами и роскошными женскими портретами. За роль в картине актрисы Зои Салдана, Карла Гаскон, Селена Гомес и Адриана Пас заслужили коллективную награду в Каннах и тем самым спровоцировали одно из самых нестандартных и обаятельных решений жюри за всю историю кинофестиваля.


8. «Каникулы»

«Каникулы», кадр: «Пионер»

Мария Ракитина
Автор Forbes и РБК

«Каникулы» Анны Кузнецовой — щемящая сердце элегия взросления и лучший российский дебют последних лет, тонко улавливающий морозный дух настоящего. Бешеные, импульсивные, склонные всё драматизировать подростки прилетают на театральный фестиваль в Сочи, стремясь ощутить солоноватый вкус свободы, но обнаруживают себя в аутсайдерах консервативного мира, где их нешаблонная самодеятельность рискует нарваться на непонимание и обесценивание. «Земляничное вино», возмутившее жюри своей взрослой меланхоличностью, — метафора непокорности и юности, конфликтующих с замшелой бюрократией. Пока молодая учительница остро реагирует на попытки перекрыть кислород своему творчеству, её старшая коллега, напротив, давно смирилась с ударами судьбы, мимикрировав под систему. Как итог — коллективная растерянность: постановка забракована цензурой, кружок закрывают, каникулы кончились, а впереди — только бездна неизвестности.


7. «Жизнь»

«Жизнь», кадр: «Про:взгляд»

Николай Ларионов
Режиссёр, продюсер

На мой взгляд, главное достоинство «Жизни» — то, как ловко Маттиас Гласнер соединяет трагедию с комедией. Самые яркие сцены немецкого фильма (например, диалог сына с матерью или кашель сестры на концерте брата) сделаны либо с чёрным юмором, либо с тонкой иронией, но при этом не теряя своего драматического эффекта. Кино Гласнера выделяется крепкой драматургической структурой и эффектной работой со временем. С точки зрения киноязыка «Жизнь» для меня является одним из лучших фильмов года (наряду с «Претендентами» Луки Гуаданьино).


6. «Птица»

«Птица», кадр: «Про:взгляд»

Евгения Шкловер
Кинопрокатная компания «Про:взгляд»

Для меня это долгожданное возвращение любимого режиссёра в игровое кино. В этой трогательной мистической драме столько безусловной нежности и любви к человеческому, что я всё ещё храню его послевкусие где-то на расстоянии вытянутой руки, боясь потерять. Как любимые очки с преображающими линзами. Для меня это один из главных релизов года. Счастлива, что этот фильм выпустили мы.


5. «Претенденты»

«Претенденты», промо: Amazon MGM

Валерия Косенко
Киновед и кинокритик, редактор КИНОТВ, автор тг-канала «Валерия и неделя чудес»

60 лет назад Луис Бунюэль создал великий образ полиамории, выдав ménage à trois за карточную партию. У Гуаданьино секс — тоже своего рода игровой процесс: менее интимный, но куда более динамичный. Сложно вспомнить, когда последний раз в мировом кино появлялось нечто настолько смелое по части режиссуры и художественной изобретательности. «Претенденты» — эссенция сочного эротизма, приправленного хищными амбициями и животной киногенией Джоша О’Коннора. Страсть и теннис объединяет не только брызжущая физиология, но и строжайшая ритмичность. Камера кружит над кортом, словно поданный мяч, склейки режут по живому, а агрессивный саунд-дизайн глушит сердечную пульсацию. Эффектное кино, поженившее голливудский практицизм с европейской чувственностью.


4. «Анора»

«Анора», кадр: Neon

Настасья Горбачевская
Редакторка Film.ru, автор тг-канала «Киноводство»

Обыкновенные чудеса Шона Бэйкера вынырнули из инди-заводи: после победы на Каннском кинофестивале «Анора» у всех на слуху, в том числе и в России. Юра Борисов и Марк Эйдельштейн, сыгравшие в фильме, стали то ли проводниками, то ли гонцами между — осталось надеяться, что благих новостей. Колядка, отменяющая чудеса и хеппи-энды, точно бьёт в нерв времени: мы всё ещё верим, что однажды всё наладится, но точно не сразу и не с помощью бездонных карманов олигархов. Майки Мэдисон — актриса сумасшедший органики — стала новой Золушкой, которая с сокрушительным упорством обороняет чувство собственного достоинства и право на счастье. Гуманист Бэйкер, давно ратующий за соцпакеты для секс-работников, затягивает зрителя в водоворот роуд-муви, которое в первую очередь сносит голову сумасшедшим желанием не откладывать жизнь на потом.


3. «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита», промо: «Атмосфера кино»

Сергей Чацкий
Кинокритик, автор КИНОТВ и «КГ-Портала»

В самом начале года отгулявший на праздниках народ устроил этому фильму тёплый приём. Адски тёплый и дьявольски неожиданный. Неожиданный потому, что картина Михаила Локшина — визионера с повадками сказочника — рождалась в долгих муках. И никто не ждал, что изначальный сценарий (за авторством другого видного бунтаря — Романа Кантора) с заголовком «Воланд» выберется из производственного котла без ожогов четвёртой степени. А он мало того, что выбрался, так ещё, при всех своих спорных моментах, о которые продолжают спотыкаться ярые блюстители первоисточника, собрал приличную кассу, имея за пазухой совершенно неприличный бюджет.

Фильм спровоцировал дискуссию (местами с хвалебными нотками, местами испускающую гнев), какой великий роман не слышал десятилетиями. Картина получилась настолько визуально привлекательной и по-ревизионистски смелой, что после просмотра хочется шагать по городу, напевая под нос мотив «Подмосковных вечеров», и погружаться в мысли о вечных истинах: что есть Зло и Добро, Человек и Государство, Искусство и Бог, Сатана и Любовь. Свежие «Мастер и Маргарита» — редкий случай, когда экранизация не подчинилась закону «книга лучше», проведя ошарашивающую наглостью реформу и заявив на весь крещёный (и не только) мир, что «книга бессмертна». А произведению бессмертному и во веки вечные актуальному, каковым и является булгаковская мистерия о бремени человеческих страстей, не нужна киноадаптация формата «буква к букве, запятая к запятой». Ему следует подарить достойное переосмысление. И чем более концептуальным это переосмысление будет, тем богаче окажется диалог между автором и читателем, переросший в диалог между автором и зрителем.

Олег Трофим
Режиссёр, продюсер, автор тг-канала Oleg Trofim | official

«Мастер и Маргарита» — главный российский фильм года и, пожалуй, самый яркий из одновременно коммерческих и авторских проектов. Крайне редкий пример качественного арт-мейнстрима в России. Таких фильмов практически нет в нашей стране и, боюсь, в ближайшее время не предвидится.


2. «Падение империи»

«Падение империи», кадр: A24

Валерия Косенко
Киновед и кинокритик, редактор КИНОТВ, автор тг-канала «Валерия и неделя чудес»

Гораздо интереснее не то, какую картину мира даёт Алекс Гарленд (на фоне новостных сводок и штурм Капитолия — не более, чем часть охваченной огнём планеты), а то, как он это делает. Многие на выходе из зала ринулись обвинять фильм в агитпропаганде, когда как режиссёр наглядно показал, как легко кино способно манипулировать восприятием даже самого сознательного зрителя.

Пока Гарленд грубо и намеренно не к месту переключает тумблер с леденящего документального реализма на вызывающе игривую интонацию в духе шаблонных боевиков — зритель переживает аттракцион эмоций: от оцепенения до ликования, от остервенения до апатии. Однако ловкая авторская манипуляция нацелена не смутить разум смотрящего, а, наоборот, в саркастичной форме раскрыть глаза на то, как устроено оружие лжецов и демагогов. Попытка через метод открыть глаза на механизмы пропаганды — страшно недооценённая вещь в «Падении империи», отличившемся не только блестящей сценой с Джесси Племонсом.

Настя Веселова
Редактор КИНОТВ, автор «Okkoлокино»

«Падение империи» с внешней беспристрастностью фиксирует кровь и ужас — то под звуки фотографических затворов, то автоматной очереди. В атомизированном мире Алекса Гарленда смерть — не более чем серия эстетичных снимков. Война на руинах прежде монолитной Америки показана через бликующую оптику выгорающей героини Кирстен Данст: оператор Роб Райан пристально следит за тем, как страдающая ПТСР корреспондентка теряет хладнокровие и сама становится жертвой с кадров военной хроники. Те же блики искажённого восприятия унаследует и юная Джесси, следующая украдкой за своей надломленной наставницей.

Гарленд переносит огонь в центр империи, побуждая героев в эру разворачивающегося апокалипсиса искать утешение в себе и друг в друге. В одном эпизоде Ли, одетая в цветочное платье, всматривается в отражение в зеркале и не узнаёт себя. В другом — корреспонденты любуются бликами искр в ночном лесу, забыв о том, что это искры пылающей Америки. Так Гарленд стремится уберечь своих питомцев от парада ультранасилия, однако то и дело бросает их в полымя тотальной агонии.


1. «Субстанция»

«Субстанция», кадр: MUBI

Егор Москвитин
Кинокритик, организатор викторины «Кинофан», автор тг-канала Another Day of Sundance

«Субстанция» — кино прорывное по многим причинам. Во-первых, это авторское высказывание, которое звучит стройно, бодро, иронично и потому понятно любому зрителю. Отсюда немыслимые кассовые сборы, в том числе и в России. Во-вторых, это мерило успеха кино, сделанного женщинами: предыдущий фем-триллер Корали Фаржа «Выжившая» (2017) — фильм куда более стеснённый и менее радикальный, снятый с пресловутым male gaze. В-третьих, это триумф боди-хорроров, которые теперь уже ни у кого не повернётся язык назвать низким жанром: откуда иначе приз в Каннах и неизбежные номинации на «Оскар»? В-четвёртых, это доказательство того, что в кино существует ротация элит: раньше королём боди-хорроров считался канадский старец Дэвид Кроненберг, но в этом году его «Саван» проиграл в Каннах картине молодой по режиссёрским меркам француженки Фаржа. А в-пятых, это актуальнейшее кино, в котором сказка соседствует с психотерапией. Это и «Красавица и чудовище», и мачеха с Золушкой. Но также это и терапевтический сеанс, который учит не стремиться быть лучшей версией себя, не воевать с внутренним ребёнком и уметь оплакивать и отпускать время. И всё это — в оболочке чёрной комедии, сатирической фантастики и телесного ужаса. Восторг!

Дима Елагин
Автор «Сноба» и тг-канала «Киноведессы»

Нет другого фильма в этом году, ставшего безумно популярным благодаря сарафанному радио и вызвавшего более противоречивые отзывы. «Субстанция» Корали Фаржа — важное достижение и успех для женского кинематографа и кинематографа вообще, потому что это кино не больших денег и вездесущего пиара, а открыто феминистское, преуспевшее в традиционно мужском жанре хоррора. Можно согласиться с тем, что приз за сценарий в Каннах сомнителен (совсем непонятно, в какие годы происходит действие фильма и как Элизабет и Сью могут быть одновременно в «пробуждённом» состоянии), но никак нельзя принижать визуальную составляющую фильма. В «Субстанции» много умных шуток и намёков (например, у мужчин после 50 с этим проблемы), а также визуальных отсылок, используемых не ради простого упоминания и цитирования.

Однако всё вышеперечисленное не заинтересовало бы зрителей, если бы не живая энергия фильма — female rage, о котором пишут кинокритикессы и кинокритики по всему миру. Именно он заставил задуматься многих мужчин о том, каково это — быть женщиной в патриархальном мире. Иногда, одного толчка бывает достаточно, чтобы изменить мир и жизнь.

Читайте также
Разговоры о важном: травма в актуальном российском кино
Рассказываем о болевых точках фестивального кино.
Доживём до 2025-го: основные тренды Голливуда в 2024-м
Рассказываем, чем жила и дышала голливудская индустрия с января по декабрь.
Время выживать: как «28 дней спустя» изменил зомби-хоррор и что известно о его продолжении
Что показали в трейлере — и ждать ли возвращения Киллиана Мёрфи.
Что в бокс-офисе: «Злая» и «Моана 2» держатся под натиском новичков
Рассказываем о мировом прокате за прошедший уикенд.
Не горячо, но холодно: каким получился фестиваль «Зимний» в 2024 году
Проблемы «Зимнего» в пяти фильмах.
Также рекомендуем
Инфернальная Деми Мур, оскорблённый Николас Кейдж и новый граф Монте-Кристо.
Проверяем знания о культовой вселенной!
Поп-звезда на грани нервного срыва.
Инфернальная Деми Мур, оскорблённый Николас Кейдж и новый граф Монте-Кристо.
Проверяем знания о культовой вселенной!
Поп-звезда на грани нервного срыва.

Последние новости

«Лазарь» Синъитиро Ватанабэ выйдет в апреле
Над аниме-сериалом также работал и постановщик «Джона Уика».
Кумэйл Нанджиани может сыграть во втором сезоне Fallout
Об этом сообщает инсайдер Джефф Снайдер.
«Голяк» завершится на седьмом сезоне
Об этом заявили создатели сериала.
Вин Дизель поделился фото со съёмок «Форсажа 11»
Напоминая, что нет ничего дороже, чем семья.
00:00